Как попасть в Google: инструкция по подготовке
Я постараюсь описать весь свой опыт и те подводные камни, которые я встретил при подготовке к собеседованию в Google и другие компании Долины (Microsoft, Amazon, Snapchat, Evernote, Cruise Automation, Uber и др.). Я ставил цель получить оффер от Google или Facebook, а еще лучше от обоих, все остальные компании были из разряда «ну если там будет очень интересно, то можно». С первого дня, когда я начал подготовку, до момента, когда я получил оффер от Google, прошло 1 год и 5 месяцев. Первый оффер я получил после 1 года и 2 месяцев подготовки. Всего было 7 онсайтов (интервью в офисе компании), из них 3 оффера (Google, Evernote, Cruise Automation). Итак, начнем.
Предыстория
Я был вендором в Google в Mountain View на протяжении полутора лет. Там же было несколько гуглеров, которые тоже были вендорами до этого. Конечно, мозг постоянно подсказывал, что они «другие», что они «умнее-лучше-круче», чем я. А мой удел — быть вендором. Я даже один раз попробовал решить задачку на LeetCode. Осилить я смог
Но все же, проводя с друзьями-гуглерами много времени, я понял приблизительный алгоритм — что и как нужно делать. Я сделал в точности, как они сказали, и получил оффер (чему был немало удивлен). Второй нюанс — в Google я делал front-end, все мои друзья были back-end, и подготовку они описывали именно для back-end. Я подумал и решил: «А back-end тоже хорошо (я же когда-то писал на .NET, хотя и давно), буду идти в точности как они, но сделаю больше, чем они, и тогда точно получу оффер».
Мотивация
Подготовка к интервью в больших компаниях — это не спринт, это long run. По моему опыту — от полугода до полутора лет. На этот забег нужно много топлива, и будет очень печально, если оно закончится на середине пути или в его конце. Поэтому нужно подготовить ресурсы заранее.
Что я имею ввиду. Подготовка требует много времени: приблизительно
Я считаю, с людьми, с которыми ты тесно связан, нужно договариваться «на берегу», чтобы они знали, чего ожидать, разделяли цели, помогали в трудные периоды (они будут, у всех они были).
Кроме того, нужно четко понимать, для чего ты это делаешь и что хочешь получить. И лучше всего, чтобы эта цель была вне тебя, больше, чем ты. Если что-то делаешь только для себя — в трудные периоды можно забить, если для кого-то — мотивация намного выше, и это помогает не остановиться.
Пример 1: «Я хочу в Google, потому что это круто», «Я хочу в Facebook, потому что там много денег» — это для себя. В любой момент можно найти статью о том, что Google — это дерьмо, что денег там дали меньше, чем в другой компании, что там скучно, много политики. И что? И все, мотивация упала, книжки с алгоритмами летят в окно.
Пример 2: «Я хочу в Google, чтобы вывезти свою семью в США и дать детям хорошее образование», «Я смогу, имея деньги от Facebook, сделать это и это». В моем случае мотивация звучала так: «Я хочу быть ближе к дому». Я рассматривал переезд в Лондон либо Цюрих. Когда я начал подготовку, я себе так сказал: «Пацан, ты следующий раз полетишь домой, когда получишь оффер, и только так». Домой хотелось, и это давало энергию. Я думаю, это работает не для всех и не всегда, но для меня сработало.
Второй трюк — подготовка в парах. Лично я его не использовал, но мои друзья успешно так готовились. После работы люди вместе садятся в одной переговорке и решают задачки, каждый свою. А еще решают задачки у доски: один играет роль интервьюера, второй интервьюируемого. Таким образом можно получать фидбэк.
Процесс в общем
Весь путь можно разделить на несколько этапов:
- Решение задач на LeetCode или InterviewBit.
- Изучение алгоритмов и структур данных.
- Повторение решенных задач на LeetCode.
- Подготовка к дизайн-интервью.
- Mock-интервью (телефонные и на вайтборде).
- Реальные интервью.
- Оффер и алкогольное забвение.
Решение задач
Это самая важная и самая длительная часть подготовки.
Сколько задач нужно решить? Я считаю —
А что если сначала пройти курс по алгоритмам, а потом решать задачки? Это была моя первая идея, спасибо друзьям, отговорили. Задачки уровня easy не требуют знания сложных алгоритмов, а простые можно дочитать в процессе решения задач.
А что если я сначала прочитаю всю книжку «Cracking Coding Interview» с решенными задачками и уже весь подготовленный пойду в бой? Не стоит:) Решение, которое я просто прочитал, я не мог вспомнить даже под конец того же дня, не говоря уже через несколько дней.
Можно прочитать начало «Cracking Coding Interview». Там хорошо описан сам процесс интервью, как общаться, базовые вещи об алгоритмах и структурах данных, как анализировать сложность алгоритмов и т. д. К примеру, как анализировать сложность рекурсивных алгоритмов я понял именно из нее.
Перед тем как начать решать задачки на определенную тему можно прочитать решение схожих задач в «Cracking Coding Interview». Причины тут две:
- Убрать немножко граблей на своем пути и получить общее представление о том, как люди такие задачи решают.
- Убрать тоннельное зрение — это когда ты решаешь сотни задач, но случайно упускаешь классические задачи. Потом тебе на интервью попадается хитрая задача, о существовании которой знают все, кроме тебя (это из личного опыта).
А какие вообще существуют задачи, какие темы нужно покрыть? Понять, какие вообще тематики существуют, можно с InterviewBit. Мне не очень понравилось там решать задачи, но вот общее представление я получил. Ну и кроме того, можно полистать «Cracking Coding Interview».
В какой последовательности стоит решать задачи? Нужно идти от простых тем к сложным (InterviewBit подскажет порядок). В каждой теме решать задачки до тех пор, пока не начнет хоть чуть-чуть получаться, и в этот момент сразу переключиться на следующую тему. Начинать, конечно, с уровня easy. Я пытался решать каждую задачу на протяжении около получаса-часа. Если не смог — шел смотреть решение. На LeetCode к каждой задаче есть форум, где люди постят свои решения, обсуждают, голосуют. Я выбирал топ решений и изучал их, так и учился. Наверное, эти форумы — самое ценное место для обучения. Далеко не все решения просто понять, даже те, под которыми стоят комментарии «This is absolutely awesome!!!».
Например, начал я решать задачи на строки.
Как происходит решение задачи? Конечно, можно просто взять и решать задачки на LeetCode и не заморачиваться с тем, что я опишу ниже. Но результат будет куда лучше, если использовать следующий алгоритм, поскольку он полностью повторяет шаги на реальном интервью:
- Читаем условие задачи, ни в коем случае не пытаемся придумать решение до того, как условие прочитано до конца. Это важно!!! Мозг пытается найти похожую задачу, решение которой он знает, и выдать за требуемое.
- Пытаемся придумать уточняющие вопросы. Пример 1: есть задача, в которой нужно как-то трансформировать строку. Что спрашивать? — Какие символы могут быть в строке — ASCII или Unicode? Могут ли рядом стоять несколько пробелов? Могут ли быть пробелы в начале или конце строки? Есть ли спецсимволы типа -,.^/ ? Есть ли разница для анализа между большой и маленькой буквами? Насколько длинная входная строка? Помещается ли она в память машины? Пример 2: есть массив из Integer, в нем нужно что-то найти. Вопросы: есть ли повторяющиеся элементы? Есть ли отрицательные числа? Что если в результате подсчета мы получим больше, чем Integer.MAX_VALUE?
- Рисуем примеры, лучше парочку — один классический, второй с corner cases. После этого мы +/- должны быть уверены в том, что задачу мы поняли правильно.
- Придумываем решение «в лоб» и оцениваем его сложность. Сложность решения нужно уметь определить всегда.
- Придумываем более оптимальное решение, оцениваем его сложность.
- Разрабатываем API решения — какие будут методы (приватные и публичные).
- Пишем код в тетрадке.
- Дебажим код по тетрадке на новом примере. Не нужно брать один из примеров, который мы рисовали в начале. В этом случае очень высока вероятность, что мы написали решение именно для этого случая, а не для всех возможных. Лучше взять новый пример с corner-кейсом, такой, чтобы потенциально мог решение сломать.
- Перебиваем код в любимую IDE, при этом не смотрим в бумажку. Таким образом, мы повторяем решение два раза.
- Копируем код из IDE в LeetCode и запускаем. В случае идеального выполнения должно cработать правильно с первого раза. У меня такое получалось в 10% случаев.
Я понимаю, что это звучит как «чертова куча бесполезной работы». «Я же могу просто взять и написать код в LeetCode». Но все эти шаги после некоторой практики будут занимать минуты или даже секунды, что критично на интервью. Очень многие ребята засыпались на том, что им не хватило времени, чтобы дописать-отдебажить решение. И я один из них.
А что же делать, если задачка не решается? Когда я не смог придумать решение за полчаса-час (сначала бывало, что я по полдня страдал над одной задачей), то шел смотреть лучшие решения на форуме. Разбор решения — почти всегда непростая задача и требует времени: нужно пересмотреть и понять несколько решений, понять сложность, дочитать ссылки на алгоритмы, которые указывают авторы решений. Большинство алгоритмов я нашел и изучил после того, как встретил их в реальных решениях. А что же дальше с этим делать? А дальше нужно повторить с этой задачкой все шаги, которые я привел выше. И куда лучше сделать это на следующий день или как минимум под конец этого дня.
Все свои решения я заливал на GitHub. Хорошо видна статистика, и всегда есть доступ к коду. Это я начал делать после того, как LeetCode затер все мои решения. Так что LeetCode — не лучшее место для хранения своих решений.
Важно вести статистику (вот моя), в которой будет следующее:
- что когда решил;
- Group A — список задач, которые не решил самостоятельно;
- Group B — список задач, которые решил самостоятельно, но при этом очень страдал.
Это я считаю критически важным, так как задачи нужно будет повторить, и в первую очередь нужно повторять A, за ними — B.
Ноу-хау «дверь». После того, как я решил порядка 230 задач (это был мой изначальный план), я переключился на изучение алгоритмов (об этом позже). Когда в алгоритмах я прокачался, что заняло около двух месяцев, пришло время задачи повторять. И вот здесь получилась интересная штука: повторить задачу — по времени не многим меньше, чем решить ее (так как шаги нужно использовать те же, только код из тетрадки не переписывать в IDE). И тут пришла долгожданная демотивация — не чувствует организм, что делает что-то полезное, и все тут. Я стал думать, как проблему решать, понял, что я визуал и мне нужно визуальное подтверждение своей деятельности. И оно нашлось. Каждую задачу, которую повторил, я записывал на стикере: номер задачи, сложность (easy, med, hard), тема и краткое решение. Краткое решение — это не код. Как оказалось, код запомнить почти невозможно, а вот простые шаги типа «1. Создаем мапу с каунтерами, 2. Находим в ней Х ...»- вполне. Задачи из одной темы попадают в один ряд, сложность можно отмечать цветами (это я понял позже).
Цель была следующая — все решенные задачи должны быть повторены и появиться на двери как стикеры. Когда я наклеил первые 10 стикеров и это отняло несколько дней, честно скажу, хотелось плакать. Мозг подсказывал: «До 230 осталась бесконечность».
В результате на моей двери появилось 218 наклеек. Некоторые задачи я так и не успел повторить.
Дверь в начале и дверь в конце
Алгоритмы
Я изучал алгоритмы по курсам дедушки Седжвика на Coursera (Part 1, Part 2). Видео этих курсов можно найти на торрентах.
После первой домашки из этих курсов я решил, что делать их не буду. Причина — в домашних работах больше использование готовых библиотек с алгоритмами, нежели реализация этих алгоритмов. Но и просто прослушивание курса результата не даст вовсе. Я слушал и полностью конспектировал, в результате у меня получилось две тетрадки с полным конспектом, которые я перечитал
Второй важный нюанс — в процессе решения задач стало понятно, что есть некоторые алгоритмы и трюки, которые в курсы Седжвика не входят, но знать их нужно. К примеру, как построить лабиринт? А как по лабиринту пройтись и найти выход? И, конечно, по каждой такой проблеме есть миллион документов. Но перед собеседованием нет времени читать миллион документов — нужно кратко и по сути. Вот я и собрал в один док такие вещи.
Дизайн-интервью
Дизайн-интервью состоит из так называемых открытых вопросов по дизайну, типа «как задизайнить YouTube». По началу я совсем не мог понять, что требуется и как это должно выглядеть. Потом я нашел курс «Grokking the System Design Interview», который мне открыл глаза. Он стоит свои 80 баксов.
Вот еще одно видео от Джексона (Facebook guy), которое даст понимание процесса. Хорошее обсуждение на Quora.
Еще очень полезно почитать примеры реальных проблем, например, на High Scalability. Если у компании, в которую идем на собеседование, есть инженерный блог, его точно стоит почитать.
Behavioral-интервью
Можно писать много, но за меня хорошо скажет Джексон. В моей практике такое интервью было только в Facebook. Задача интервьюера — понять, что ты собой представляешь как личность, будет ли с тобой комфортно работать, как ты себя будешь вести в условиях конкретной компании.
Например, на таком интервью в Facebook меня спросили следующее. Вот две команды. В первой есть менеджер, аналитики, задачи пишутся, процессы построены, все знают, кто и что должен делать. Вторая — не структурирована, нет четкого лидера (эта роль переходящая), как делать — не ясно, понятно только, что должно получиться в результате (то есть полная неопределенность). В какой команде тебе более комфортно работать? Вопрос был еще более сложно завернут. Суть такая — в Facebook команды не структурированы, второй вариант хорошо описывает, как у них все строится. И если тебе с этим не комфортно жить, значит, наверное, нанимать тебя не стоит.
Mock-интервью
Mock-интервью — это то же самое, что и обычное интервью с той разницей, что его проводят друзья, коллеги или специальные компании. А потом дают свой отзыв — что хорошо, что нужно поправить. Это тоже критически важный шаг, упускать его не стоит. Конечно, будучи в Долине, сделать это в разы проще. Вокруг меня было много друзей гуглеров, действительно клевых ребят, которые мне провели порядка
Телефонные mock-интервью (а потом и реальные) я проходил на interviewing.io. Я просто полюбил этот ресурс, ребята реально молодцы. Но они сейчас заточены под США и предоставляют этот сервис по США. Бывали дни, когда у меня в неделю было около
Сначала было страшно и некомфортно. Но к
Как подаваться
Самый простой и самый малоэффективный метод — заполнить форму на сайте компании. Но иногда и он дает результаты. К примеру, я заполнил форму на сайте Snapchat, и на следующий день со мной связался рекрутер, мы договорились о телефонном интервью. С Google, я думаю, это абсолютно бесполезно, так как эту формочку заполняют тысячи раз в день.
Второй способ — сайты работ типа Hired.com. Ты заполняешь все данные о себе, а потом компании, которым ты подходишь, сами с тобой связываются. Сервис ориентирован на рынок США. Без H1 или грин-карты там делать нечего.
Способ третий — interviewing.io, о котором я упоминал выше, и схожие сервисы. Они работают так: сначала ты проходишь на их платформе телефонные mock-интервью. Как только ты успешно проходишь два, они дают тебе возможность проходить анонимные телефонные интервью с реальными компаниями на их платформе. К примеру, сотрудник Uber и ты заходите в одно и то же время, и он тебя собеседует. Если прошел — дальше онсайт. Mock-телефонное и реальное телефонное интервью не отличаются вовсе. Минусов в interviewing.io несколько. Первый — они больше сотрудничают со стартапами, больших компаний мало. Второй — ориентированы на Штаты (нужна H1 или грин-карта).
Способ последний и самый эффективный — через реферала. Это когда человек, который работает в компании Х, дает референс на тебя рекрутеру. Он должен указать, откуда он тебя знает и почему считает, что ты подходишь + твое резюме. Вероятность, что с тобой после этого свяжутся, очень высока. Если не связались, скорее всего, рекрутер увидел в резюме что-то, что его насторожило.
Резюме
Резюме инженера в Долине и Украине очень отличается. Оно должно быть кратким (лучше не выходить за рамки двух страниц), показывать, что ты реально сделал (твой импакт для компании).
Лариса, инженер в Google, много пишет на тему интервью, Google, Долины в своем блоге. У нее есть интересный раздел «Резюме на проверку». Здесь люди открывают доступ к Google doc со своим резюме, Лариса и другие читатели его комментируют и пытаются улучшить.
Телефонное интервью
Стандартное телефонное интервью включает в себя общение голосом (по телефону, скайпу, hangouts и т. д.) и написание кода в shared Google doc или shared online IDE. Занимает по времени 1 час либо 45 минут, это нужно уточнить заранее.
Первые пару минут уходят на знакомство — интервьюер расскажет немного о себе, соискатель в ответ тоже должен рассказать, кто он и что он. У меня сначала с этим было туго, потом я написал и отточил self-presentation на 2 минуты, отрепетировал ее с помощью диктофона. Это, по сути, первое впечатление о тебе, и лучше его не испортить.
Дальше интервьюер копирует в shared doc условие задачи и несколько примеров. Сразу стоит уточнить, сколько дается времени на решение задачи, поскольку задач может быть одна, две или даже три. Часто это две задачи — одна простая для старта и вторая уже более серьезная. Иногда это одна задача, но после того, как готова первая часть, интервьюер усложняет исходную задачу дополнительными условиями. После всех уточнений нужно идти по плану, который я приводил для решения задачи.
Очень важный момент — ни в коем случае не начинать писать код до того момента, пока ты полностью не понял решение задачи. Иначе очень большая вероятность напутать в процессе и превратить код в спагетти с последующим провалом. Еще раз — ни в коем случае не писать код, пока не нашел решение. Я совершил эту ошибку до десятка раз, и каждый раз жалел об этом.
Самый эпический пример этой ошибки у меня случился на онсайт-интервью в Evernote. Задача была следующая — распарсить CSV-файл с расписанием поездов и написать программку, которая будет подбирать оптимальный поезд по определенным условиям. Можно гуглить. Я до этого код для работы с файлами на джаве не писал и растерялся. Решил так, я сейчас быстренько с файлами разберусь, а там уже как-то алгоритм построю. Времени на все — 1 час 15 мин. Я полчаса строил красивые врапперы вокруг чтения из файла, пучок сущностей, описывающих поезда, маршруты и прочий мусор. При этом мало представлял, как алгоритм выбора будет работать. Дальше я понял, что я не успеваю, не понимаю, как строить алгоритм, подступила паника. За 12 минут до конца собеседования я понял, как оно должно быть. За 15 минут (с опозданием в 3 минуты) я написал код (с парой ошибок, правда). Так быстро я не писал код никогда в своей жизни.
Онсайт-интервью
Если телефонное интервью прошло успешно, следующий шаг — онсайт. Компания покупает тебе билеты на самолет, оплачивает отель, и ты летишь к ним в гости. Я так летал в Лос-Анджелес на интервью в Snapchat.
Все интервью проходят в один день, одно за одним с перерывом на обед. Рекрутер высылает заранее имейл с расписанием, в котором указано время, тип интервью, имя интервьюера. К примеру в Snapchat у меня было два технических до ланча и три после. Между интервью нет перерыва, если затянул одно интервью — украл у себя время на следующем. Поэтому лучше сразу узнать, где у них вода и уборная, и, если нужно, бежать туда, как человек-молния.
Какие бывают типы интервью на онсайте и как к ним подготовиться.
Классическое техническое интервью с задачами. Тут все относительно понятно — то же самое, что и на телефонном. Нужно держать в голове следующий факт — уложиться нужно в ⅔ времени и ⅓ оставить на непредвиденные обстоятельства, поверьте они будут. В Google одно интервью 45 минут, это означает, что после знакомства у вас есть 25 минут на все. Из них
Нюанс — всегда нужно идти на интервью со своим лэптопом. Первым делом нужно спросить, можно ли кодить на нем. В Facebook меня спросили: есть лептоп? хочешь на нем кодить? Ответ — конечно, да! Это быстрее, и вероятность ошибки в разы ниже. К тому же, переписывать код на вайтборде и в IDE — это две большие разницы. У меня неоднократно была ситуация, когда я исправлял ошибки на вайтборде, в результате чего код становился абсолютно нечитаемым (и, скорее всего, с новыми ошибками). Интервьюеры смотрели на это с грустью и слезами.
На лэптопе должны быть любимая IDE и проектик с типовыми шаблонами:
- работа с файлами;
- парсинг CSV-файлов;
- считывание по http;
- HTML- документ с подключенными стилями.
Еще помните мой печальный опыт с Evernote? Так вот, на следующем онсайте меня тоже попросили распарсить CSV, это заняло 3 минуты. Интервьюеры не против, если ты используешь такие шаблоны — это экономит время, и они понимают, что ты способен нагуглить, как распарсить файл.
Важный момент — нужно всегда контролировать время. На одном из интервью в Google мой интервьюер, парень лет
Я: Не могу придумать решение лучше. Может, напишем мое решение и после этого подумаем?
Он: Давай еще 10 мин подумаем. Если не найдешь, напишем твое.
Я: Мне кажется, что времени может быть мало. Давай все же напишем мое сначала.
Он: Ну ок.
Я успел дописать свое решение с опозданием в 5 минут. Если бы послушал его, то не написал бы ничего и провалил интервью на 100%. А после такого в космонавты не берут. Штука в том, что он прикидывал, сколько времени нужно ему для написания задачки на доске, зная решение досконально.
Рассказ о предыдущем проекте. К этому вопросу нужно хорошо подготовиться заранее, продумать, что рассказывать. Можно даже подготовить небольшую презентацию в Google Slides и рассказывать по ней, параллельно рисуя диаграммы на вайтборде. Здесь нужно показать важность решения (для чего все это) и сложность решения.
После первого провала на таком интервью я сделал презентацию на 14 слайдов с множеством смешных гифок (это идет, друзья!) и отточил ее дома перед зеркалом. Потом в начале такого интервью я всегда спрашивал, сколько у меня есть времени на презентацию, и дальше показывал либо все слайды, либо только ключевые. Конечно, нужно быть уверенным в том, что вся информация на слайдах является публичной и не выдает корпоративных секретов.
Дизайн-интервью. Это отдельный зверь, не очень страшный, но специфический. Здесь тебе дают очень общие начальные условия типа «Нужно построить Dropbox» и смотрят, как ты продираешься через терновые кусты неопределенности. Какие вопросы ты задаешь, как анализируешь проблему.
Мои выводы по этому типу интервью:
- Первым делом нужно собрать требования. Очень четкие и конкретные требования, которым должна отвечать система. Типовые вопросы, которые можно задать: how many users, active users, time zones (one or few). Acceptance criteria — network bandwidth (in-going/ out-going traffic), RAM, storage, latency, battery life (for mobile) etc.
- Представь, что интервьюер — это твой заказчик (или пользователь), для которого строится система. Что ему нужно? А что можно предложить сверх этого (сбор статистики, админпанель)?
- Какие будут пользователи у этой системы? Часто их несколько — general users и administrators. И требования для них могут быть кардинально разные. Понимая это, нужно собрать все use cases. Один use case будет отвечать одному методу в API.
- Определяем три ключевых элемента — UI (если таковой имеется), API, DB schema. Часто, рисуя UI, можно найти новые use cases и обговорить их.
- Оценить все, что только можно, — number of users, requests (queries) per second (QPS), latency, API latency, disk space you need (for 5 years for instance), cache space, in-going/out-going traffic.
- Отдельно оценить read-write ratio. Наша система read heavy или write heavy? В зависимости от этого, как мы будем писать и читать данные?
- Как будет организовано хранилище данных, кеширование? Возможно, нужна очередь для обработки дорогостоящих операций? Как будут организованы replicas и shards (нужно хорошо понимать различие между этими понятиями)?
- Для упрощения понимания сначала можно построить систему для 100 пользователей. После того как интервьюер согласится с таким дизайном, можно подумать, как будем его масштабировать до тысяч и миллионов пользователей.
- Найти trade-offs и обсудить их. К примеру, это может быть trade-off между consistency и speed. Что важнее в данном контексте? Как этого добиться?
- Когда мы рисуем диаграммы, ни один блок не должен быть в единичном экземпляре, это всегда сет из многих. При падении одного узла его тут же должен заменить его клон. Нужно продумать, какие могут быть аварийные ситуации и как мы будем с ним бороться.
- И самое главное — внимательно слушать интервьюера и никогда-никогда с ним не спорить. Это кажется очевидным, но многие (и я среди них) об этом забывают.
Вопросы интервьюеру
В конце каждого собеседования интервьюер оставляет 5 минут для того, чтобы ты мог задать вопросы.
Пример плохих вопросов: на каком языке программирования вы пишете? На каком клауде у вас стоит инфраструктура? Какая у вас СУБД? В чем тут проблема — компания нанимает универсального солдата, который за месяц-два должен разобраться в технических деталях. То есть это, по сути, не важно, это как-бы слишком узко.
О чем лучше спрашивать? Самое простое: что интервьюеру нравится и не нравится в компании, почему он выбрал эту компанию. Можно спрашивать о бизнесе: как он устроен, какие проблемы и потребности существуют. Можно спрашивать об условиях работы: когда люди приходят и уходят с работы, работают ли удаленно, как много митингов, каких именно.
За 10 дней до важного онсайта
У меня было два самых важных онсайта — Google и Facebook. Google был первым, и я достаточно сильно переживал. За 10 дней до онсайта я составил расписание на каждый день, что нужно сделать. Оно содержало следующее: повторение алгоритмов, типовых задач, задач, которые встречались на собеседованиях в Google, вопросы по дизайну. 5 дней до интервью я не ходил на работу и ушел в подготовку с головой.
Мне стало интересно, как спортсмены готовятся перед важными соревнованиями. Что они делают для того, чтобы не запаниковать в критический момент? Один из важных моментов — это прокручивание в голове будущего выступления и тренировка в условиях, приближенных к реальным.
Поскольку я был TVC в Google (и мне до выходных назначили переговорку, где будет проходить интервью) я приходил и готовился там. Я приезжал в то же время, когда я приеду в день интервью, и парковал машину там, где буду это делать через несколько дней. Я переставлял стулья и выбирал цвет маркера, размер шрифта, которым удобно писать на вайтборде. Возможно, именно это позволило взять себя в руки в момент, когда я чуть было не завалил одно из интервью.
Финал
Через несколько дней после онсайта мне позвонил рекрутер. Поздравил, сказал, что я молодец, все прошло хорошо. Мне нашли команду в Швейцарии в Цюрихе. Официальная позиция — Software Engineer. Я выдохнул. Голова была абсолютно пустой, я добежал. Забег в 1 год и 5 месяцев объявляется закрытым.