Как программисту правильно вызывать API у окружающих людей. А также смех, радость, интерес, понимание и доверие
Существует стойкий миф о том, что программисты — интроверты, отстраненные и нелюдимые существа, которые общаются между собой на не понятном простым смертным языке.
И это действительно так, но только на работе. В обычной жизни, общаясь с малознакомым человеком, вы зачастую так и не поймете, что имели честь беседовать с самим представителем тайной масонской ложи современности, если, конечно, ваша беседа не касалась айти.
Но с чем же связано такое разительное отличие поведения айтишников на работе и в обычной жизни? К сожалению, с теми самыми трижды проклятыми Soft Skills, которые так ненавистны из-за размытости и неопределенности. Что это за навыки такие, которые нельзя измерить? Они априори будут неприятны любому уважающему себя айтишнику. Поэтому, вместо непонятных недетерминированных понятий, лучше перейдем к четким и приятным API. API эмоционально-вербальных коммуникаций, которые будут понятны даже самым закоренелым программистам!
Внимание! Вызов DDOS API у некоторых человеческих особей при взаимной симпатии может привести вас к неразрывной интеграции совместного проживания, именуемой браком. А хорошую вещь браком не назовут! (Шутка).
К сожалению, для большинства IT-специалистов у меня плохие новости: вы страдаете тяжелой хронической профессиональной деформаций. Пожалуйста, прочтите это предложение внимательно: «Такой классный фронтенд, но стоило только попробовать заполнить форму, а там такой кривой джаваскрипт и бэкенд лагает!»
Затем, внезапно, быстро прочтите следующий тезис: «Такая симпатичная особа, но стоило только на нее с интересом взглянуть, как эта особа тут же скорчила мне недовольную рожицу, фыркнула и вздернула носик».
Теперь почувствуйте — возникли ли у вас какие-то ассоциации? Если да — то поздравляю, это и есть та самая профдеформация. А если нет, то что вы вообще делаете на этом ресурсе?
Когда человек настолько погружен в работу, что начинает переносить ее принципы на повседневную жизнь. К счастью — это встречается не только у разработчиков. Для примера, просто спросите у ближайшего знакомого психиатра (не психолога!): скольких людей с отклонениями в среднем он наблюдал за время воскресной прогулки?
Но вернемся к API. На самом деле, человеческое взаимопонимание — не такая уж сложная штука, как о ней любят рассказывать некоторые отдельные представители специфических профессий.
В общении с людьми гораздо больше общего с вызовом API, чем вы себе представляете!
Иллюстрация Алины Самолюк
Базовый вербальный API
На первый взгляд, вроде все просто — что-то сказали, что-то послушали. Но и тут существуют всякого рода нюансы. Например, если мы будем использовать API без версионности, то можем случайно, на вызов стандартного Echo-Request, класс типа «How are you?», вывалить тонну ненужной информации на вопрошающего, в то время как он ожидал стандартного «I’m fine, and you?».
Как вы уже поняли — эти API разделяются на два вида: одни что-то возвращают, другие — нет. Впрочем, это не всегда так, ведь этот API комбинируется с другими API, о которых речь пойдет чуть дальше.
Без фидбека
К этому виду API относятся те, которые не несут смысловой нагрузки и служат для выбора версионности. Нечто вроде базовой авторизации «свой-чужой». Классический пример несогласованности версионности API — профессор математики в окружении подвыпившей гоп-компании, поздно вечером и в темном переулке.
Совершенно не важно, что он будет отвечать на вопросы, так как фидбека от профессора, собственно, и не ожидают.
С фидбеком
Тут уже намного интереснее, так как происходит обмен информацией. Как и в программировании, API может поддерживать как односторонний вектор передачи данных (монолог), так и двусторонний (диалог). Обычно, среди большинства людей, приветствуется двусторонний, так как, отправляя передачу большого потока данных, мы сталкиваемся с риском, что у получателя переполнится буфер, и часть информации утратится. Поэтому лучше разбивать сообщение на пакеты и после каждого проверять контрольную сумму — запрашивая работу когнитивных способностей.
Классическим примером несогласованности API будет диалог советского учителя с школьником-октябренком:
- Ты все понял?
- Все...
- А что именно ты понял?
- Что я ничего не понимаю!
Базовый эмоциональный API
А вот тут все намного проще, сложнее и, увы, печальнее. Эмоции очень тяжело передать в текстовом виде, что я прямо сейчас продемонстрирую, максимально упростив этот API до двух контекстов — позитивного и негативного. И да, обычно взрослые люди комбинируют этот API с вербальным API, что создает отправку информации с определенным аспектом. Это относится к эмоциональному интеллекту (EQ).
Позитив
- У тебя новая прическа, дорогая?
- Да! Правда, мне идет?
- Конечно! Ты такая необычная!
- Спасибо, милый!!!
Негатив
- У тебя новая прическа, дорогая?
- Что, тебе не понравилось?!
- Но я же так не говорил...
- Значит, ты имел это в виду!!!
Вопрос — почему один и тот же диалог может иметь такие разные ветвления, если начало обмена информацией совершенно одинаковое?
Все дело в эмоциях. Представьте, что в первом случае инициатор вызова API целый день работал с Cutting Edge технологиями на проекте, о которых давно мечтал — и у него все получается. Настроение отличное, и оно передается в процессе коммуникации из-за той самой профдеформации.
Во втором случае этот же бедолага целый день занимался отладкой Legacy на Perl, разбираясь, как работают длиннющие regexp, после чего настроение было совсем паршивое. И это тоже передалось.
Конечно, сейчас существует масса курсов по повышению EQ, но будем откровенны — их эффективность совершенно не доказана с научной точки зрения. Ну, это как, допустим, иглоукалывание. Кому-то помогает, кому-то не очень. Отрицать нельзя, подтвердить тоже.
Зато снижение EQ, вплоть до его полного отсутствия — это вполне доказанный наукой факт, примеры которого мы знаем — различного рода психопаты, маньяки и т.д. Если авторы этих курсов смогут вылечить какого-нибудь маньяка, и это будет научно доказано психиатрией (не психологией!), то я готов сожрать свой скептицизм с табаско!
Так вот, если у вас есть проблема с EQ, то просто признайте ее и начните передачу своих эмоций, используя вербальный API. Тут ничего сложного! Я серьезно — начните говорить про свои ощущения, потому что передать на должном уровне с помощью эмоций вы не сможете и будете неверно поняты.
Единственный минус — в том, что со слабым EQ вам, скорее всего, не светит повышение в карьере, и вы рано или поздно упретесь в стеклянный синьорский потолок. Все дело в том, что если вы будете совершенно искренне, но при этом занудно и безэмоционально, рассказывать окружающим о том, как ваш труд нужен для них и какое важное вы делаете дело, то это мало кого убедит. Увы, но большинство людей все-таки руководствуются эмоциями, а не холодным голосом рассудка, иначе огромные зарплаты футболистов выплачивались бы шахматистам. Да, мир несправедлив, а другого мира у меня для вас нет.
Ладно, приступим к вербализации эмоциональных состояний.
Примеры вербализации EQ
В качестве примера я выбрал три наиболее популярных метода инициации диалога, чтобы он двинулся по ожидаемому разветвлению, исключая exception «меня неправильно поняли, я совсем не то имел в виду».
Запрос на внимание
Не очень эффективные варианты вызовов API: «Хочу сказать о», «Надо поговорить про», «Давай расскажу об» и т.д.
Более эффективные вызовы API:
- Я чувствую, что сейчас подходящее время поговорить о subject, потому что я только что перекусил и успокоился.
- Меня очень тревожит даже мысль про subject, но рано или поздно нам придется об этом поговорить, и вот сейчас я уже морально готов.
- Меня просто распирает от удовольствия, потому что я только что смог сделать классный subject. Если у тебя есть время послушать, может, я расскажу о subject, пока мой восторг не прошел?
Как видим — ничего особо сложного. Вы просто передаете информацию о своих эмоциях, причинах, вызвавших их, и условиях, при которых передача информации при данной составляющей будет наиболее оптимальной. O(EQ) лучше O(IQ), это понятно каждому.
Принятие запроса на внимание
Не очень хорошие ответы на API запросы: «Давай», «Слушаю», «Ок»
Более подходящие ответы:
- Мне кажется, что ты испытываешь какую-то эмоцию, когда говоришь про subject. Можешь немного рассказать, какую именно? А что послужило причиной?
- Да, у меня есть возможность и подходящее настроение для того, чтобы обсудить твои баги, которые ты наплодил, когда пытался исправить тот старый глюк.
- Да, я понимаю, что там все сложно, но чувствую себя обязанным похвалить за твои старания, и я уверен, что в следующий раз я не буду чувствовать стыд за то, что менторил тебя. А теперь я надеюсь, ты настроишься слушать меня более внимательно, чем в прошлый раз.
Отказ от запроса на внимание
Не очень хорошие реджекты: «Некогда», «Занят» и «Бесишь» (серьезно, такое тоже бывает)
Более уместные ответы:
- Сейчас я устраняю критическую ошибку прямо на продакшене и чувствую, что я могу сделать еще хуже, потому что отвлекаюсь на тебя. Я уверен, что продуктивнее будет, если я закончу, а потом обращусь к тебе сам.
- Я бы тебя не особо огорчил, если бы предложил отложить эту беседу на пару часов, так как сейчас я очень сосредоточен на новой фиче?
- Знаешь, я сейчас просто в бешенстве от работы с Legacy на Perl. Боюсь, что сорвусь на тебе, а мне этого не хочется. Уверен, что идея взять тайм-аут перед митингом будет полезна нам обоим.
Понимаю, что так общаться сложнее, но что же делать, если у вас слабо развит нужный интерфейс для ускорения коммуникаций? Придется это терпеть или прослыть интровертом, эмоционально холодным или что они там еще придумали.
Ассоциативные API
Иногда, а в некоторых случаях — довольно часто, менеджмент не может почувствовать уровень EQ. И тут может помочь ассоциативный API, который сможет передать ваше состояние наиболее понятным образом, когда значение информации передается по хешу массива, заложенного в голове акцептора.
Давайте попробуем рассмотреть пару классических примеров, когда в одном случае вас пытаются отвлечь от запланированной работы, а в другом наоборот, предоставить работы больше, чем планировалось.
«Я занят» через вербализацию EQ ассоциативным API
Понимаю, что мне надо провести техническое интервью, и новый разработчик очень важен для компании, но ты постарайся почувствовать себя в роли главврача, который вбегает в операционную, где идет операция на сердце, и требует, чтоб хирург срочно бежал в травмпункт и бинтовал рану VIP-пациента. Я-то, конечно, могу потратить час, но дело в том, что я не смогу быстро сфокусироваться обратно для решения этой задачи так быстро, а в ее решении напрямую нуждается заказчик, и он писал об этом еще вчера вечером. Разве ты не читал? Тогда почитай, пожалуйста, я уверен, что ты найдешь кого-то еще для проведения собеседования с кандидатом.
«Не могу» только через вербализацию EQ ассоциативным API
Ну, а это я уже традиционно оставлю для вариантов в комментариях. Представьте себе, что вы целый день работали, очень вымотались, а менеджер просит вас остаться и доделать задачу. Что бы вы использовали, чтоб донести мысль о том, что в таком состоянии вы не то что ее не доделаете, а кучу багов добавите?
Автор самого топового комментария получит приз!
Парадокс IQ и EQ
Сейчас многие из вас подумают: почему это я, суперпрограммист с таким огромным умищем, должен подстраиваться под то, что какая-то часть людей считает нормой? Да потому что вся суть — в деньгах, о которых постоянно все тут говорят!
Увы, но мы живем в таком мире, где покупки тоже делятся на необходимо-осознанные (IQ) и загадочно-импульсивные (EQ).
К IQ-покупкам можно отнести такие необходимые вещи, как еда, одежда и обувь. Все то, что призвано решить какие-то вопросы, задачи и проблемы.
В то время как EQ-покупки — это яхты, украшения и предметы искусства. Разумеется, те, кто обладают EQ и могут это продать, получают намного больше денег. А как вы все знаете — у кого деньги, тот и заказывает музыку.
Если вы все еще считаете, что в IT есть деньги, то увы, должен вас разочаровать — особых денег там нет. Там есть только вынужденные меры по решению проблем, которые то самое IT обеспечивает. Чистейший IQ-продукт.
Настоящие деньги — в совсем другом, друзья мои. Например, 21 мая 1961 года итальянский художник Пьеро Мандзони собрал собственные фекалии в 90 пронумерованных консервных баночек, в каждой из которых содержалось по 30 граммов, написал на них «100%-е натуральное дерьмо художника» на итальянском, английском, французском и немецком языках и оставил на каждой из них свой автограф. После этого он продал их по цене, равной цене золота той же массы.
На сегодняшний день консервные баночки находятся в художественных галереях во многих странах мира: так, баночка № 4 представлена в галерее Тейт в Лондоне, № 12 ― в музее современного искусства Доннареджина в Неаполе, а № 80 ― в музее Новеченто в Милане. Рыночная цена каждой из банок оценивается примерно в 70 тысяч евро ― то есть намного выше той, что была установлена самим художником.
А теперь посмотрите, какие жалкие гроши дают за wannabe-EQ артефакты от мира IT. Увы, но с развитием IQ и атрофией EQ вы все дальше и дальше уходите от денег, безнадежные мои друзья!
Ладно, сейчас вы подумаете, что я буду вам впаривать какие-то курсы по повышению EQ. Однако я в самом начале высказывался достаточно скептически на их счет и советовать просто так ничего не стану.
Давайте просто примем факт: что у нас выросло — то выросло, и этого не изменить, а надо учиться с этим жить. Тем не менее, если вы хоть немного задумывались о жизни, которая предстоит вашим детям, или еще только задумываетесь о том, чтобы их завести — я очень рекомендую ознакомиться с моим эссе «Книга умных» про особенности EQ у детей.
Это вполне научный трактат, хоть и не признанный официальным научным сообществом, благодаря которому вы можете взглянуть на известные вам вещи под другим углом.
Ну а теперь, собственно, про приз для автора самого оцененного комментария — книга в теплом ламповом свете, которую вы сможете прочесть в бумажном виде. Ограниченный тираж, элитарная обложка и запах свежей книги из типографии. А вишенку данному торту страстно-интеллектуального наслаждения придаст мой автограф!
P.S. Если кто-то купил мою книгу «Эль Бланко» из прошлого поста, пожалуйста, киньте в меня квитанцией об оплате, потому что в издательстве что-то зависла напряженная тишина, так как сложно поверить, что среди over 7k мажоров современности, которые прочитали статью, не нашлось желания потратить пару копеек на дальнейшее знакомство с творчеством автора.