Путеводитель по синдрому самозванца: готовим почву для борьбы. Часть 2
Продолжаем разбирать на запчасти синдром самозванца. В первой части мы взвешивали, так ли он важен, чтобы снова о нем говорить (да, важен). Посмотрели, как синдром самозванца проявляется, на что влияет и под что может маскироваться, составили симптоматическую карту из 25 признаков этого синдрома.
В этой части посмотрим, чем провинились перед ним специалисты из сферы IT. А также попытаемся понять, за что хвалят синдром самозванца, и подготовим почву для комплексной борьбы с этой проблемой.
Иллюстрация Уляны Патоки
Почему синдром самозванца атакует IT
Идеальный «сферический айтишник в вакууме» знает все. У него нет ошибок, никогда не горят дедлайны, код не отказывается работать. На всех брейнштормах он первым находит правильное решение, помогает с одного щелчка пальцами найти ошибку и решить проблемы, созданные другими. Но так не бывает. Более того, те, кто создал себе образ «идеального» IT-специалиста, страдают сильнее, поскольку ощущают свое несоответствие этому идеалу. Показателен мифический образ Full Stack Developer, который якобы должен знать все.
Мы собрали наблюдения из собеседований с IT-специалистами, изучили узкопрофильные HR-исследования и выделили вот такие особенности IT-индустрии.
Проблема кроется в специфике IT
Здесь постоянно меняются подходы, обновляются фреймворки и библиотеки. То, что работало вчера, тянет проект на дно сегодня. Именно поэтому в гонке за постоянным обновлением знаний во множестве тем легко почувствовать себя недостаточно компетентным. Учимся на бегу, зачастую «латаем дыры и тушим пожары». В таких условиях неизбежно возникает ощущение, что у нас огромные пробелы в знаниях и мы не справляемся.
Опять же образ идеального айтишника диктует, что любое свободное время — перерывы, вечера и выходные — нужно обязательно посвящать саморазвитию, курсам, просмотру записей с конференций и вебинаров, pet-проектам и так далее. Зачастую это вызывает перегруз и обострение всех личностных проблем, не только синдрома самозванца. А ведь во многих компаниях овертаймы с
Идеально показывает атмосферу безудержного веселья в IT книга «Проект Феникс» Джина Кима. В ней лавина проблем обрушивается на главного героя с первых страниц.
Проблемы самоучек
В погоне за знаниями и lifelong learning есть важная особенность. Если в профессию приходят через самообучение, это всегда дает пробелы в знаниях и ощущение некомпетентности. Лечится это в идеале постоянным самообучением, а не самобичеванием.
Мы поговорили однажды с продакт-дизайнером, основателем Kotik Design Виталием Котиком о стартапах и том, что смена деятельности часто приводит к осознанию собственной некомпетентности в новой сфере. Вот что он рассказал:
«Здесь нет традиционного пути „университет — стажировка — работа“. Большинство людей приходят в индустрию из других профессий с каким-то собственным бэкграундом, с пробелами в знаниях. И поэтому часто сомневаются в своей компетентности.
Все успешные люди, которых я знаю (дизайнеры, инженеры, продакт-менеджеры или основатели компаний) — „самозванцы“. Это нормально, если ты не „самозванец“, то, скорее всего, просто не делаешь ничего интересного. Если человек хочет двигаться по жизни нелинейно и быстро развиваться, ему приходится делать вещи, которые раньше не делал. От этого возникает чувство неуверенности в себе, чувство, что ты чего-то не знаешь.
Мне нравится старое видео, в котором Стив Джобс рассказывает, что стало для него поворотным моментом. Когда он осознал, что окружающие его вещи и технологии созданы людьми, которые не глупее и не умнее него. Не хуже и не лучше — просто такими же обычными людьми.
Абсолютно все успешные люди вокруг наверняка тоже испытывают синдром самозванца, страдают от депрессии, не уверены в себе. Просто все привыкли показывать сильную, успешную сторону, а не тот путь, который был проделан. На ум приходит аналогия с Instagram, где все демонстрируют, какие они счастливые. Поэтому у людей возникает иллюзия, что быть основателем стартапа — это романтично и круто. Но если бы они знали, насколько это тяжело и наполнено стрессом, большинство с радостью оставалось бы в своей зоне комфорта.
Делать стартап — это что-то сродни маниакальной депрессии. Постоянные скачки настроения: от утреннего оптимизма до вечернего упадочного настроения. От „все пропало, все скоро рухнет“ до „мы закрыли раунд на несколько миллионов долларов“. И так лет
5-10 минимум».
Царство ошибок и глюков
В любом коде, в любом проекте, в работе любой системы возникают ошибки и сбои. Иногда их очень много, что нагоняет стресс и заставляет чувствовать себя криворуким. Причем независимо от грейда: просто Senior ошибается в таком широком поле, куда Junior даже добраться не может.
Но у опытных специалистов есть и свои проблемы. Чем глубже знания, тем проще их обесценить и считать чем-то, что должно быть у человека «по умолчанию». Кроме того, опыт позволяет видеть несовершенство и потенциальные проблемы практически везде (в себе и своих компетенциях в первую очередь). «Многие знания — многие печали».
Публичная конкуренция
А теперь сразу два фактора. Как говорит моя хорошая подруга, рекрутинговый эксперт Анна Горовая, в ІТ очень большая конкуренция по сравнению с другими направлениями, чем она больше, тем сложнее чувствовать себя особенным или способным на свершения. Особенно когда видишь в соцсетях достижения менее опытных, но более успешных коллег. Эффект Instagram вездесущ: каждый день видим, как кто-то путешествует, получает повышение. От этого синдром самозванца превращается чуть ли не в эпидемию.
Конкуренция уже не касается только местных компаний. Remote-тренд сделал айтишников всего мира конкурентами друг другу.
Эффект окружения
Хотим мы этого или нет, но среда, сообщества и IT-коллективы специфичны. Этому зачастую способствует и «коллективный разум», готовый помочь (Stack Overflow), и токсичность, готовая утопить в сарказме и негативе (всем известные уютные форумы, да и немалая часть обычных рабочих коллективов). Причем окружающие часто чувствуют то же, что и вы, потому наэлектризованность достигает ощутимых значений. Токсичные собеседования — отдельная тема. Причем по отзывам, больше проблем возникает не с HR, а с техническим интервью — технарь vs технарь.
Даже если возьмем вполне здоровые комьюнити или команды, в любой IT-среде результат вашей работы оценивают (с помощью конкретных метрик и показателей производительности), критикуют (пусть даже конструктивно) и исправляют. Вы уже поняли, к обострению чего это ведет.
Личностные особенности
Конечно, этот пункт нельзя применить ко всем, ведь среди разработчиков есть немало экстравертов и общительных людей. Тем не менее многие представители профессии — интроверты, что ограничивает их коммуникацию и не дает вовремя обратиться за обратной связью и помощью. А, как мы знаем, синдром самозванца лечится именно адекватной коммуникацией. Тем более признать открыто свои заслуги и даже просто закрепить успех совместным походом на вечеринку — это тоже проблема для интровертов.
Кроме того, аналитическая работа требует от человека рациональности, поэтому у таких специалистов с эмоциями бывает немного сложнее. Это может проявляться и в самоанализе, самооценке. Здесь тоже благодатная почва для процветания Impostor Syndrome.
Два «профзаболевания» в IT
Есть в IT и несколько специфичных «подсиндромов». Например, «синдром вечного джуна». На старте карьеры у вас мало знакомых в IT-сфере, недостаток фидбека, вы не знаете, куда двигаться. Но даже с продвижением легко застрять в джуниорах и считать себя недостаточно подготовленным для развития и участия в сложных проектах.
Еще один более специфический синдром — это «синдром фронтендера». Нередко специалисты, например, front-end разработки или других сфер могут чувствовать, что занимаются не очень серьезными вещами. А вот суровые бэкендеры — это действительно, по их мнению, высший пилотаж.
Зов джунглей Кремниевой долины
До недавнего времени усиливала синдром самозванца и куча историй про успешный успех и релокацию в Кремниевую долину и FAANG. «Я щелкнул пальцами — и все получилось», — читаем мы в этих историях (уже нет).
Хаос в грейдах
После выступления на саммите наш кофаундер Максим Уперяка пообщался с представителем IT и поделился еще одним наблюдением: во многих компаниях разные подходы и критерии грейдов. Путаница в понимании сбивает с толку и негативно влияет на самооценку. Вот ты за 5 минут стал Team Lead. А вот Senior еле перешел в другую компанию на Junior. Подтверждает это и друг компании — разработчик в Sidehide (минутка хвастовства — это мы немножко помогли ему туда попасть) Игорь Кузьменко. Он подчеркнул, что за границей намного сложнее стать Senior, чем в Украине. Поэтому перекос в грейдах между нами и зарубежными компаниями может быть внушительным.
Синдром самозванца у Product Manager
Однажды я брал интервью у Анны Гандрабуры (CEO English For IT). Тогда я впервые услышал, что для роли Product Manager проблему Impostor Syndrome выделяют в отдельную категорию.
PM’ы постоянно чувствуют, что недостаточно знают, чтобы носить это звание и развивать какой-то продукт. Этой проблеме посвящают отдельные доклады на PM-конференциях. Основной посыл у докладчиков, по словам Анны, был такой: «Просто бери и делай свою работу!».
Вот что сваливается на голову Product Manager. Источник: Product Focus
Тем более, что от их роли ждут многого (особенно в большом бизнесе). В разных компаниях у РМ разные функции и понимание того, что нужно делать.
Им постоянно нужно быть на пересечении всех процессов в компании, взаимодействовать с ключевыми командами, снова и снова возвращаться к каким-то вопросам, смотреть с разных точек зрения, задавать правильные вопросы (а для этого научиться слушать). И часто бывает так: сколько не готовься, все равно попадаешь в новую ситуацию, в которой не можешь за две минуты разобраться и предложить идеальное для продукта решение. Как в такой обстановке не сомневаться в себе? PM’ы зачастую боятся потерять лицо только потому, что не знают ответа на какой-то вопрос. Вариант «Fake it, ‘til you make it» здесь не пройдет.
Так полезен или вреден синдром самозванца
Сейчас стало модно хвалить синдром самозванца и говорить о его пользе. На самом деле это миф. Выгорание, синдром отложенной жизни, углубление проблем коммуникации, ограничение в развитии многих сторон личности — вот, что вам способен «подарить» синдром самозванца. А вы говорите о пользе.
То, что ошибочно хвалят, называется Conscious incompetence, и об этом мы говорим в другом разделе.
Чтобы не углубляться в ненужные подробности, давайте определимся так.
- Если осознание недостаточности знаний не доставляет вам ощутимого дискомфорта и подстегивает учиться и развиваться, от чего вы получаете в итоге удовольствие, — все ок.
- Если же это выматывает, тут и говорить не о чем: это однозначно плохо. Перфекционизм — это хорошо? Однозначного ответа нет. А вот то, что точно плохо — болезненный перфекционизм.
Что может быть хорошего в сбитых настройках самооценки, постоянном «недотягивании» до стандартов, самобичевании, суперзавышенных целях, плохих навыках слушать и внимать, в проблемах коммуникации? А в диком сопротивлении росту? Откуда, по вашему мнению, пришло модное понятие «дауншифтинг» — уход с топ-должностей на что-то попроще? Люди уходят работать на роли уровня Junior. Одна из частых причин — их доконал комплекс самозванца, постоянное беспокойство о «несоответствии», осложненное выгоранием и токсичной атмосферой.
Мы как-то общались с кандидатом, у которого жена ушла из бюрократической госструктуры, где была экспертом, и стала консультантом в магазине одежды. Она увидела мир, поняла, что можно чувствовать себя хорошо.
Справедливости ради: чем все-таки аргументируют свою позицию приверженцы того, что синдром самозванца — благо? Вот три спорных плюса:
- Человек серьезно и критично относится к себе и к делу.
- Расслабиться от успеха и потерять лидерство не получится (невозможность расслабиться — это плохо).
- Чем больше я набираюсь профессионального опыта, тем больше понимаю, насколько мало знаю.
На фоне очевидных минусов такие плюсы радуют мало. Тем более плюс № 3 как раз и говорит о том, что люди путают Impostor Synderome и осознанную некомпетентность. Да, внутренний голос, который пристыдит и заставит копаться в книгах, мануалах, изучать лучшие практики, — это хорошо. Но это не синдром самозванца.
Благодаря нашей Sales-команде мы недавно получили срочный заказ сразу на 15 позиций в проект. Закатав рукава, я вместе с рекрутерами включился в первичный скрининг разработчиков. И мне повезло поймать ценного собеседника. Один Full Stack Developer озвучил интересное альтернативное мнение: если бы не жесткие менторы, которые в резонансе с его внутренним «самозванцем» устроили ему настоящую муштру в духе Full Metal Jacket, он бы не рос профессионально и не добился должности Team Lead. А расслабленная, благожелательная атмосфера, по его мнению, не дает собраться. К слову, собеседование оказалось успешным, и команду клиента он таки возглавил. Так что, как видите, стимулы и рычаги для всех работают по-разному.
Как бороться с синдромом самозванца: базовые мысли
Волшебной таблетки нет. Некоторые из нас со временем избавились от проблемы окончательно, некоторые до сих пор борются. А тем, кто избавился, помогали абсолютно разные вещи.
Для начала вдумайтесь в парадокс. Вы уж добились успеха, если задумываетесь, что этот успех вы не заслужили. Вот только принимать его отказываетесь. Многие из дальнейших советов основаны на оценке со стороны, потому что трезво оценить компетенции и успехи самому и в обычной ситуации сложно, а с синдромом самозванца — тем более.
Имейте в виду: видение вас другими людьми может серьезно отличаться от вашего внутреннего ощущения. Экстраверты постоянно синхронизированы в общении. Интроверты, которых среди «самозванцев» много, свое внутреннее во внешний мир практически не транслируют. Значит, вы можете сильно удивиться тому, что скажут люди.
Когда я слышал весь спектр оценок в свой адрес от «ты скромный» до «хм, а я думал ты высокомерная сволочь» — удивлялся не на шутку.
Как бы ни хотелось избежать общих советов из области психологии, нужно о них кратко сказать. Ведь это базис. А как вы хотели: если проблема психологическая, то какой специалист должен давать советы, если не психолог? От психологов многие морщатся, но они умеют выстраивать правильные цепочки. В общем, отключаем фаервол, который блокирует психологические рекомендации.
Чтобы все советы не пропали впустую, запоминаем важное:
- Признаем, что проблема есть.
- Включаем осознанность (mindfulness) в том, что делаем и что ощущаем.
- Переопределяем уверенность в том, что наше самобичевание ошибочно.
- Повторяем цикл, сокращаем количество неудачных попыток.
Очень упрощенно расшифруем этот ужас:
- Принимаем «да, я считаю себя некомпетентным».
- В работе ловим себя в момент, когда делаем что-то реально экспертное (и у нас это неплохо получается).
- Закрепляем уверенность «я — эксперт, и вот мои доказательства». Находим яркие случаи и примеры, когда уверенность в некомпетентности не подтверждалась.
- Не останавливаемся.
В следующих подразделах конкретизируем, с помощью чего это можно сделать.
Психологи любят понятие осознанности. Это способность в конкретный момент остановиться и четко осознать, что, для чего и в каком окружении ты делаешь. Своего рода перехват управления. На практике у меня это проходило плохо. Чтобы форсированно приучить себя к чему-то новому, приходится ставить много разнообразных напоминаний и органайзеров.
Пока не приучите себя хотя бы к базовой концентрации на действии или противодействии, вам может помочь безэмоциональное дистанцирование. Если удастся анализировать себя как третье лицо, это будет идеально. Тот самый «взгляд со стороны».
Еще психологи сильно любят понятие «локус контроля». Если у вас работает внутренний локус, то вы осознаете, что жизнь зависит от ваших решений, поступков, осознанного выбора не только в случае неудач, но и успеха. Если внешний — во всем виновато окружение или во всем заслуга окружения.
6 советов APA
Американская психологическая ассоциация (APA) сформулировала шесть глобальных советов, на которых в той или иной степени базируются известные в мире методики.
- Найдите ментора и говорите с ним. Изначально у меня с ментором не сложилось. На первом занятии я понял, что слушать и «поговорить об этом» — это не про меня. И решил бороться сам. Уже в сентябре этого года при подготовке к саммиту я говорил с HR-экспертами и на тренд менторства посмотрел совершенно по-новому, так что сейчас задумываюсь о попытке № 2.
- Выделите свои ключевые компетенции, в чем вы отлично разбираетесь.
- Вспомните, что вам удается делать хорошо.
- Осознайте: никто не идеален.
- Измените мышление.
- Общайтесь с теми, кто может помочь. Научитесь коммуницировать. У «самозванцев», как правило, с этим большие проблемы. Но общаться надо.
Напоминаю еще одну аксиому, которую необходимо осознать и вспоминать каждый раз, когда вас угнетает недостаточность знаний.
Мы живем в эпоху моментального устаревания знаний. Lifelong learning — помните? Больше нет линейного развития, учиться и переучиваться надо всегда. Больше нет и не будет людей-оракулов, которые все знают.
Впрочем, очевидно, что общие фразы и лозунги не помогут. Конкретно о том, как на практике бороться с синдромом, читайте в следующей части.