Product Marketing Manager из Днепра — о жизни в Китае, работе в Xiaomi и о том, чем стартап лучше корпорации
Владу недавно исполнилось 27 лет. Сейчас он работает в должности Product Marketing Manager в киевском стартапе Superorder. Команда разрабатывает криптовалютный торговый терминал.
Еще год назад парень был Marketing Manager в Xiaomi, трудился в большом офисе и мечтал о том, чтобы поскорее вернуться домой. В интервью для DOU он рассказал о том, как попал за границу, о жизни в Китае, преимуществах и недостатках работы в Xiaomi.
— Влад, расскажи, откуда ты, где учился.
Я из Днепра. Окончил ДНУ имени Олеся Гончара, учился на факультете рекламы, кафедра систем и средств массовой коммуникации. Мама очень хотела, чтобы я пошел на юрфак; я даже поступил в таможенную академию по этой специальности, но учиться там не стал. Сказал родителям, что мне это не нравится, и они приняли мой выбор быть рекламщиком. Первые два года я ходил на занятия, а потом оформил свободное посещение. Со второго курса уже работал маркетологом. После окончания университета получил диплом специалиста по рекламе.
— Какой была твоя первая работа?
Моя первая работа была в консалтинговой компании, которая занималась юридическими услугами, оценкой и продажей недвижимости. Директор компании был знакомым моей мамы, и меня взяли туда стажером. Я провел там добротный год на позиции рекламщика: вел страницы в социальных сетях, общался с клиентами, писал внутренние положения компании и придумывал систему лояльности для клиентов. Кроме этого, курировал наружную рекламу, контактировал с рекламными агентствами, которые занимаются наружкой.
Если честно, когда я впервые пришел туда, это был сплошной ад. Я много чего не знал, и в универе тому, что мне было надо, не учили. В универе мы получали какие-то общие сведения. Нам рассказывали историю рекламы, давали что-то почитать, фильм проанализировать. Об интернет-маркетинге ничего не было. Поэтому приходилось все учить на ходу, куда-то подсматривать, делать вид, что знаешь все, хотя мог чего-то и не знать. На самом деле эта стажировка была неплохой базой для меня. Когда появлялись новые задания, я обращался к Google и учил все сам: читал разные статьи, гайды, смотрел видеоинструкции. Потом я много где еще работал, в разных компаниях, и везде по специальности.
— Как ты попал за границу?
Мне хотелось получить новый опыт, поэтому как-то зашел на страницу Hilton, они тогда искали кого-то на SMM и PR. Я отправил свое резюме — и началась череда интервью. Чтобы попасть в Hilton в Эмиратах, надо было пройти несколько интервью. Одно из них заключалось в том, чтобы сидеть перед камерой и отвечать на вопросы из письма, а потом отослать им видео.
Меня взяли, и я проработал там год. Компания оплачивала жилье и питание, но, если честно, это был ужаснейший год. Там очень жарко, работать надо было шесть дней в неделю, был только один выходной. Я занимался социальными сетями, повышением узнаваемости гостиницы в Абу-Даби, привлечением фуд-блогеров, организацией вечеринок, печатной прессой. В тот год я ни разу не смог полететь домой, в Украину, все время проторчал в Эмиратах.
— Ты планировал, где будешь работать после Эмиратов?
Как сейчас помню, сидел, читал об Азии и подумал: почему бы не попробовать отослать резюме? Нашел китайский сервис для поиска работы, и на глаза попались две вакансии: одна — маркетолога-стажера, а другая — Marketing Manager. Я отправил резюме на обе, прошел все интервью, и передо мною встал выбор: ехать обучаться SEO или идти в стартап менеджером. Всегда хотел поработать в стартапе и, когда появилась такая возможность, не упустил ее. К тому же мне очень понравились ребята, у которых я проходил собеседование.
Вся наша команда была англоязычной: кто из Штатов, кто из Лондона. Наш стартап назывался Ptmind. Мы работали над двумя продуктами: веб-аналитикой теплокарты (Ptengine) и визуализацией данных — это всякие dashboards и BI analytics (Datadeck).
Обязанностью нашего отдела было вывести продукт на рынок и увеличить его узнаваемость. Но в силу того, что я разговариваю на русском, мы старались выйти еще и на русскоязычный рынок. Тарифные планы были дорогими для российского и украинского рынков, не у всех были такие деньги, не все были готовы платить столько за использование продуктов. Поэтому на эти рынки мы в итоге забили, приоритетными для нас стали американский, канадский, азиатский и европейский.
Наша работа заключалась в организации product hunt launch, email marketing, SEO, Google Ads, построении affiliate marketing, участии в конференциях и взаимодействии с интернет-порталом об аналитике. Я проработал там чуть больше года и, когда закончился контракт, решил не продолжать. Хотел уже уезжать в Днепр, но как-то заглянул на LinkedIn. Там меня и нашел хедхантер из Xiaomi и предложил отправить им резюме. Так я остался в Китае, чтобы работать в Xiaomi в должности Marketing Manager.
Селфи с командой маркетинга Ptmind
— Какие документы нужны для работы в Китае?
Документы для работы желательно подготовить заранее. Но поскольку я приехал по туристической визе, то в течение двух месяцев компания занималась моими документами — рабочей визой и work permit (разрешением на работу). Туристическая виза стоит где-то 25 долларов. Чтобы открыть ее, нужно прийти в посольство и принести подтверждения брони отеля и самолета. Никаких балансов карточек и прочего я не показывал.
Если у тебя еще нет работы в Китае, то сделать рабочую визу невозможно. Кроме того, самому открыть такую визу почти нереально, ведь нужно ходить по государственным учреждениям Китая, знать китайский, иметь все договоры, подписи, печати. Поэтому сначала надо найти работу, а потом уже договариваться с компанией насчет оформления документов. Либо же все это можно делать в Украине, но в таком случае пакеты документов будут пересылаться туда-обратно. Приезжать по туристической визе и делать все на месте удобнее.
Разрешение на работу для иностранцев имеет срок годности — один год, то же касается и рабочей визы. Есть еще возможность открыть визу на пять лет, но она стоит дороже и требует знания китайского языка. На самом деле оформлять визу на пять лет нужды нет, потому что всегда можно продлить годовую. Если честно, я никогда не вникал в вопросы оформления документов при устройстве на работу, этим всегда занимался HR компании. Мне надо было скинуть фотографию, загранпаспорт, копию диплома. Они всегда курировали весь процесс и только напоминали, если что-то нужно было сделать.
— Как компании помогали тебе с переездом в Китай?
По приезде стартап Ptmind снял мне квартиру в Пекине и оплатил ее на месяц вперед. Еще была страховка — за 25 долларов в месяц, но я никогда ею не пользовался. Мне кажется, она была очень формальной и какой-то «невидимой». Кроме того, компания выплатила мне всю сумму за оформление документов. Билеты на самолет и все транспортные расходы я оплачивал сам.
Для работы в Xiaomi нужны были те же документы: рабочая виза и разрешение на работу. Компания продлевала мне разрешение, а я лишь ждал два месяца, пока эти документы будут оформлены и получены. В это время я нигде не работал и сам оплачивал себе жилье и все остальное. После того как я начал работать в офисе, Xiaomi сняла мне жилье. Каждый месяц я приносил чек, и мне возмещали стоимость аренды квартиры.
— Расскажи о собеседовании в Xiaomi
Сначала было четыре интервью в пекинском офисе. Если честно, все они были похожи, просто каждый хотел узнать что-то обо мне лично. Вопросы были в основном по резюме. Кроме этого, интересовались, умею ли я работать с социальными сетями, Google Analytics, BI analytics, email marketing. Спрашивали также о моем русском, могу ли я писать тексты. А последнее, пятое, интервью было похоже, скорее, на обычную беседу: узнавали по телефону, как у меня дела, когда могу выйти на работу.
Когда в Китае увольняешься или заканчивается контракт, то разрешение на работу отменяют, и надо делать новое. Поэтому я смог выйти на работу только через два месяца, когда компания оформила мне разрешение.
— Какие обязанности были у тебя в компании Xiaomi?
Весь маркетинг Xiaomi сосредоточен в Пекине в headquarters (штаб-квартире), но в local в других странах, где есть офисы Xiaomi, маркетингом занимаются дистрибьюторы. Поэтому среди моих обязанностей были общение и координация дистрибьюторов из Украины, России, Казахстана, Египта и Эмиратов. Я координировал ивенты, цели, отслеживал продажи: растет ли engagement в социальных сетях.
Кроме этого, я сотрудничал с другими отделами — Mi community. Там работали китайцы, которые говорили на русском, и моей задачей было делать proofreading всего, что они пишут. Это в основном касалось каких-то больших ивентов. Когда мы запускали телефон Xiaomi Mi A1 с двумя камерами, я работал с Google. Компания Google финансировала рекламу телефона, и надо было утвердить список блогеров, с которыми мы будем сотрудничать. Нужен был общий спич, чтобы блогеры знали, как рекламировать телефон. Моей задачей было написать этот спич.
Я проработал там почти год, контракт был очень плавающим. За неделю надо было сообщить о том, что ухожу, и потрудиться еще немного. Система увольнения — в онлайне. Тебя никто не видит, ничего не знает, надо только нажать кнопочку, что ты уволился, сдать рабочий компьютер, подписать какие-то документы и забрать последнюю зарплату.
На конференции MWC 2017 в Шанхае
— Как в Xiaomi все устроено?
Отделов в Xiaomi очень много, они расположены в нескольких зданиях. В нашем были Sales Management, маркетинга, пиара, Mi community и разработки операционной системы MIUI. А во всех остальных офисах — видеопродакшен, HR, здоровенный отдел дизайна. И еще много всего. Отделы часто распределены по этажам, каждый из которых представляет собой open space, где несколько отделов работают в одном большом пространстве.
— Какие преимущества у сотрудников Xiaomi?
Если ты трудишься в компании год, то на Новый год выдают две зарплаты плюс зарплату за предыдущий месяц — получается три в один месяц. Вообще, зарплата в Xiaomi очень хорошая — 2900 долларов, поэтому тройная — еще лучше. Больших скидок на технику Xiaomi нам не делали. Иногда на праздники давали купоны на скидку, около 15 долларов — очень мало, чтобы реально что-то купить.
Единственное, что мне нравилось, это плавающий график. Можно было приходить в 12 и уходить в 6 — и никто слова не скажет.
Было много командировок во Францию, Испанию, Индию, Канаду, Украину — везде, где есть офисы Xiaomi. Но я никогда не ездил, так как знаю, что потом за деньги, потраченные на поездку, надо долго бороться, возиться с чеками.
Каждому сотруднику компания выдает рабочий компьютер. Когда я пришел, мне дали Xiaomi, но он был на китайском, которого я не знаю. Можно было запросить, например, MacBook, что я и сделал. Можно было купить за счет компании телефон, который ты хочешь, компьютер. Тем, кто занимает должности повыше, разрешено даже покупать машины за счет компании, но у меня таких преимуществ не было. Крутым бонусом была для меня оплата жилья. Снять комнату в Пекине стоит около 500 долларов, и мне их не приходилось тратить из своего кармана.
— Как к тебе относились в компании?
Вначале все старались подойти, познакомиться со мной, узнать, откуда я родом, как сказать «привет» на моем родном языке. Но спустя пару недель их восторг проходит — и ты становишься рядовым сотрудником.
В Xiaomi мало европейцев или американцев, основную часть составляют китайцы. Со мной работало пять иностранцев. С ними там сразу возникает коннект — понимание, что вы здесь чужие, и это объединяет. Поэтому я дружил в основном только с этими пятью ребятами. А вот с китайцами было трудно поддерживать коммуникацию, потому что не все они хорошо владеют английским языком.
Китайцы — ужасные расисты. Допустим, если ты из Индии или из Африки, то они никогда не будут платить тебе много. Больше всего они любят европейцев, но не этих наших переводчиков, а людей из Англии, тех, чей родной язык английский.
— Что надо знать, чтобы попасть на работу в Xiaomi?
Иметь подвешенный язык, и только. На самом деле нужно быть хорошо подкованным в аналитике, плюсом будет знание английского языка, и главное — надо уметь легко общаться в ходе интервью. Я прошел, потому что во время интервью мы легко нашли общий язык, смеялись, и у всех, думаю, остались хорошие впечатления.
В Xiaomi все очень строго, нельзя работать со всякими 3rd party. Можно использовать только инструменты от Google, Facebook, Twitter и другой software подобного рода.
— Кому будет интересно в Xiaomi?
Думаю, всем. Это очень крутой опыт. Всем молодым, горячим специалистам, которым интересно изнутри узнать, как работают такие крупные бренды, как построена в них система promotion и так далее. Но идти в отдел маркетинга я бы не советовал. Весь основной маркетинг проходит на местах у дистрибьюторов, а Xiaomi просто курирует, поэтому отдел маркетинга в главном офисе очень тухлый. Конечно, если кто-то любит корпоративную культуру, подчинение правилам, рутину, тогда пусть идет. А остальным не стоит.
Очень много иностранцев приглашают работать в Китай в качестве учителей английского. Но что касается сферы IT, то для европейцев работы нет. Ведь всегда есть свои, китайские разработчики, которые стоят дешевле, чем нанимать того же украинца или кого-то еще. Иностранцев больше привлекают на работу с переводами, адаптацией рекламы для русского рынка и так далее.
— Почему ты ушел из Xiaomi?
На тот момент я проработал в Китае уже два года, и за это время Пекин очень утомил меня в моральном плане. Мне не хотелось продолжать там работать, к тому же меня совсем не устраивала экология. Там я начал сильно кашлять, появились проблемы со здоровьем. Не хотелось через три года начать задыхаться, поэтому решил уехать. Более того, в Xiaomi мне не нравилось, что ты не можешь пользоваться какими-то прикольными инструментами маркетинга, отчего понемногу теряешь сноровку. Задачи часто были рутинными и обычными — никакого развития. Я планировал вернуться в Украину, отдохнуть и с новыми силами начать что-то делать.
— Чему новому ты научился в Пекине?
В стартапе я научился всяким интересным фишкам для запуска продукта. Это тот же AppSumo, Product Hunt. Поскольку стартап был связан с веб-аналитикой, я очень хорошо разобрался с ее кухней, научился делать всякие анализы оптимизации веб-сайтов, составлять планы для инвесторов, A-раунд финансирования. Стартап запускал свой продукт, и надо было полностью написать маркетинговый план, предвидеть, сколько новых клиентов мы сможем получить за этот год, сколько из них будут платить за лицензию, какие из них станут лидами, — этому всему тоже надо было учиться. Кстати, после этого стартап получил финансирование, так что это был хороший опыт.
Я также очень неплохо попрактиковался в инкорпорации с Google во время запуска Xiaomi A1. Ну и плюс увидел изнутри, как устроены процессы маркетинга и продвижения таких крупных брендов.
Если сравнивать работу в этих двух компаниях, то опыт в стартапе был более ценным для меня. Потому что в нем надо было действительно много трудиться, постоянно быть на связи, что-то где-то поправлять, кому-то отвечать и придумывать новое.
Друзья Влада по работе
— Чем отличается жизнь в Китае от жизни в Украине?
Всем: едой, качеством воздуха, качеством воды. В Китае у людей совсем другой менталитет, его даже не с чем сравнить. Эта страна не похожа ни на одну другую. В Пекине всегда чисто, убрано, всегда все удобно. Везде спортивные площадки, все транспортные развязки продуманные, метро удобное. Несмотря на это, воздух там очень плохой, он сводил меня с ума — я реально задыхался от смога.
Жилье в Китае дорогое. Но, в принципе, квартира, которую мне снимала компания, оправдывала свою цену. Там и ремонт был хороший, и дом, и район, была вся необходимая техника.
В общем, мне показалось, что жить в Пекине недорого. Можно уложиться где-то в
Как-то мы с друзьями пошли в ресторанчик украинской кухни, он назывался «Киевская Русь». Там я ел пюре с котлетой по-киевски и запивал все это пивом «Балтика». Фоном звучал хор Life Entertainment, пели «Катюшу» и все такое. Друзьям из стартапа понравилась наша кухня. Часто заведения снаружи выглядят не очень, но это не значит, что и внутри они плохие. В маленькие ресторанчики заходят как бомжи, так и богатые дяди на «мерседесах» и в пиджаках. Ты никогда не угадаешь, с кем обедаешь в одном ресторане.
Проезд стоил 2 юаня на автобусе или 5 юаней в метро. Транспорт очень комфортный, конечно, если не обращать внимания на то, что все на тебя смотрят. Автобусы и метро оборудованы кондиционерами, поэтому летом, когда очень жарко, передвигаться общественным транспортом комфортно.
Если говорить о ценах на все остальное, то я не почувствовал особой экономии. Ценники на нормальную одежду такие же, как в Украине. Техника, если она не китайская, стоит тоже не дешевле, чем у нас, а иногда дороже. Как-то я заказал дешевые китайские шмотки — сразу 10 футболок. Две из них оставил, остальные выкинул: из-за их качества. Такая вот экономия. Поэтому все вещи покупаются в магазинах, а там цены очень высокие.
Китайцы — очень гостеприимный народ, особенно если ты иностранец: все покажут, все расскажут. Но в тот же момент могут надурить, кинуть на деньги. Если подвести итоги, то жить туда я бы определенно никогда не вернулся. Потому что всегда буду там «лаовай» (так китайцы называют иностранцев).
Ночной китайский городок
— Чем ты занимаешься сейчас?
Когда вернулся в Украину, нашел на DOU вакансию Product Marketing Manager в стартапе Superorder. Superorder — это криптовалютный торговый терминал, скажем так. Мне всегда нравилось все, что связано с криптовалютами, поэтому я быстро прошел собеседование и теперь работаю.
Сейчас мы готовимся к запуску на Product Hunt, и я занимаюсь развитием продукта в целом: привлекаю новых пользователей, подготавливаю необходимые материалы, строю цепочки писем, наполняю контент нашего комьюнити, запускаю CPM. Дело в том, что очень трудно запускать рекламу в интернете из-за policy. Многие крупные рекламные площадки, такие как Google Ads, Bing Ads, Facebook/Instagram, не разрешают рекламу продуктов, связанных с криптовалютами.
У нас есть SaaS — платформа all-in-one service for traders. Это торговый терминал, который позволяет людям торговать на разных криптовалютных биржах, используя единый интерфейс. То есть, например, если ты торгуешь на Binance и Bitfinex, тебе не нужно переключаться между вкладками браузера, а достаточно подключить их через API. Также есть продвинутый билдер стратегий с возможностью их автоматизации.
У нас маленькая сплоченная команда: пять человек в офисе, еще несколько работают удаленно. Главная цель нашего стартапа сейчас — облегчить и автоматизировать трейдинг на криптовалютных биржах.
— Чем отличается работа в большой корпорации и стартапе?
Xiaomi — это звучит очень круто, но на самом деле ничего крутого там нет. Ты теряешься среди сотен людей, которые там работают. Никаких знаний там особо не получишь. Прикольнее работать во всяких стартапах, потому что понимаешь: ты один-единственный, кто занимается маркетингом. И от того, как ты будешь работать, зависит развитие компании. В стартапах по-настоящему узнаешь много нового, ведь постоянно приходится с кем-то общаться, кооперироваться и следить за трендами и новостями. Поэтому я не боюсь искать новые каналы продвижения, сливать маркетинговый бюджет (без этого никак) и не падать духом.