«Фриланс позволил выстроить удобный график: два-три часа работы в день». Разработчик — о всех нюансах фриланса на Upwork

Разработчик Александр Довгуша начинал свою карьеру в Samsung Electronics. Но скоро понял, что офисная работа ему не подходит, и решил попробовать свои силы в свободном плавании. В нем Саша 7 лет — фрилансит на Upwork. Сейчас он уже получил бейдж Top Rated Plus, попробовал самые разные проекты и нашел свой личный work-life balance — работает по два-три часа в день. Александр поделился с нами мыслями о том, как этого достичь, а также рассказал много полезного для тех, кто только задумывается о фрилансе.

Минусы офиса: «Я не верю в 8-часовой рабочий день»

Я начал карьеру в Samsung Electronics разработчиком мобильных и кроссплатформенных приложений, писал на С++. Через полтора года понял, что мне не нравится офисная работа. На фриланс переходил по нескольким причинам:

  • повысить зарплату;
  • получить больше свободы: чтобы меня не ограничивал офис и корпоративная культура;
  • не тратить много времени на дорогу и общение. Я сильно уставал от общественного транспорта. И если я работаю, то на полную: 8 часов в офисе = 8 часов работы. Я не пью кофе по несколько раз в день. Сидеть среди людей, которые постоянно разговаривают — не мое, это вытягивает энергию и не дает сконцентрироваться. А на фрилансе такого нет: я сам себе предоставлен. Да и в целом, я не верю в 8-часовой рабочий день.

Начало на фрилансе: «Хорошие проекты пришлось ждать 3–4 месяца»

В 2012–2013 годах стал интересоваться фрилансом. На одной из бирж увидел С++ программиста, рейт которого — $100 за час. Конечно, у меня загорелись глаза! Решил, что мне хватит еще месяц доработать в компании, чтобы накопить денег. А потом можно будет поехать в Крым (тогда он еще не был оккупирован) и там фрилансить с пляжика.

Но все произошло не так, как я предполагал: уволившись, никуда не поехал. Хорошие проекты пришлось ждать 3–4 месяца. Если у тебя нет серьезного опыта или портфолио, это обычное дело. В первое время после регистрации на бирже фриланса E-lance — сейчас она называется Upwork — меня брали только на мини-проекты, за которые можно было получить максимум 40 долларов. Рейтинга не было, истории проектов тоже, так что мне доверяли задания из разряда «подправить программу объемом в один экран кода».

Один заказчик, например, написал прямо: ты ведь это не за деньги делаешь, для тебя это всего несколько часов работы, чтобы получить отзыв. В целом, у меня все произошло как в типичной статье по фрилансу: сначала несколько месяцев работал за опыт, потом появились заказчики, с которыми развивался, затем остались те, кто предлагал работу на постоянной основе.

Сперва я выполнил несколько малобюджетных проектов, потом по одному за $100, $500, $1000, и дальше был мой первый длительный проект на два года. Правда, это был не классический проектный фриланс: работал на австралийскую компанию из домашнего офиса. По сути, штатный сотрудник — 40 часов работы в неделю, но на фрилансе.

Поиск заказов: «Может быть 50 кандидатов и выберут тебя, а может быть три, но ты не пройдешь»

На биржах все работает так: и ты ищешь работу, и работа ищет тебя. Важно заполнить свой профиль, чтобы клиент мог выйти на тебя. Также можешь сам подаваться на проекты — заказчики их размещают на платформе. Искать нужно по тегам, технологиям, с которыми работаешь, прайсу. Правда, сложно предсказать, сколько заявок подадут на вакансию и кого в итоге выберут: может быть 50 кандидатов и выберут тебя, а может быть три, но ты не пройдешь.

Процесс поиска упрощается, когда получаешь бейдж. У меня есть свой — Top Rated Plus. Заработал его через несколько лет работы. Не могу поделиться «секретом успеха»: я его получил честно, качественно и в срок выполняя задачи. То есть не делал ничего экстраособенного. Бейдж теперь мне сильно упрощает жизнь. Это показатель, что я надежный, стабильно выхожу на связь и хорошо работаю. Поэтому помогает мне подняться среди других разработчиков — быть в топе, так сказать, и брать более дорогостоящие или интересные проекты.

На Upwork есть разные виды бейджей, которые можно заработать:

  • Rising Talent — вы прошли readiness-тест, вовремя выходите на связь с заказчиком, успешно завершаете проекты;
  • Top Rated — ведете себя как профессионал: отзывы 4.5+/5, 90% успешных проектов, на 100% заполненный профиль. Такой бейдж также дает возможность скрывать отзывы, которые не очень нравятся;
  • Top Rated Plus — то же, что и Top Rated + закрытые большие проекты.

Бейдж можно потерять, но от одного неудачного проекта это не произойдет. Например, своего бейджа могу лишиться, если не будет определенного дохода за год.

В целом, выполняя задания, нужно вести себя профессионально:

  • не пропадать из коммуникации;
  • все делать в срок;
  • выполнять все на оговоренном уровне: не писать в профиле того, что не умеешь, и не пытаться закрывать такие задачи.

Это может показаться слишком просто. Но, работая на фрилансе, я понял, что заказчикам сложно найти людей с таким подходом. Они часто радуются нашему сотрудничеству как раз потому, что я следую вот этим, казалось бы, обычным правилам.

Берлин, сентябрь 2018

Особенности работы: «Биржа мотивирует выстраивать долгосрочные отношения»

Могут ли быть махинации? На Upwork они маловероятны. Максимум: заказчик заплатит меньше, чем обещал. Но такие случаи можно увидеть в отзывах. То есть нужно не только выбирать проект, но и читать отзывы о клиенте.

Какие особенности работы на бирже? Комиссия? Чем дольше работаешь, тем меньше процент. Например, с одним клиентом у меня комиссия 5%. До 5% она сокращается тогда, когда с одним заказчиком переходишь границу в $10 000. От первых $500 20% отдаешь бирже, от $1000 — 10%. Важно: с одним и тем же клиентом. А если переходишь к другому, все откатывается назад — комиссия per-client. Биржа сама мотивирует выстраивать долгосрочные отношения. По сути, ты платишь за свою безопасность и прозрачность процесса.

Есть и обходные пути. Легко можно договориться работать вне биржи, но это не приветствуется. Можно даже пожаловаться, если клиент такое предлагает. Работа вне сервиса помогает сэкономить деньги, но на Upwork — в отзывах и опыте — это все не отображается. Также повышается риск мошенничества.

Как выбирать проект/заказчика? Я для себя определил следующие критерии:

  • Идея. Важно выяснить у заказчика, какая идея проекта, и понять, будет ли она развиваться. Ведь если заказчик не знает, что делать с идеей, какой бы клевой она ни была, ей конец. У клиента, о котором я упоминал выше, идея была хорошей. Но он не понимал, как ее реализовать. Я присмотрелся и подумал, что в ближайшие несколько лет он не выпустит даже минимальную версию своего продукта. Поэтому решил уйти с проекта и не тратить часть своей жизни на это. Но также есть ребята, которые знают, что делают, и это понятно буквально с первого разговора: они используют новые технологии, адекватно коммуницируют. В итоге это обычно ускоряет разработку.
  • Адекватность. Абстрактное понятие, под ним подразумеваешь что-то свое. Для меня адекватность заказчика — когда с человеком можно все обсудить, а если есть спорный момент — найти общее решение.
  • Технологии: это всего лишь инструмент. Хорошо работать с тем, в чем хочешь развиваться. Но если проект интересный, то неважно, какие технологии.

Как правило, в проекте, который открывает заказчик, написана суть задания: что от исполнителя ожидается. Часто пишут, что нужен опыт в определенных технологиях или проектах. Иногда есть вопросы, на которые следует ответить. В зависимости от описания задания специалист делает пробное или может написать заказчику: представиться, коротко рассказать об опыте и том, что делал похожего или почему заинтересован именно в этом проекте. Детальный опыт описан в профиле разработчика — все проекты, с которыми работал, когда, какую оценку и отзыв получил за них. И потом в случае заинтересованности с человеком связываются.

Есть ли тестовое задание для фрилансеров? Да, на первых порах, когда в профиле еще мало проектов, могут попросить выполнить тестовое. На моем текущем уровне я с этим не сталкиваюсь. Но если заказчику нужно увидеть вас в деле, можно договориться о небольшом задании за деньги. В IТ не встречал такого, чтобы человек бесплатно работал, даже если это тестовое.

Сколько времени занимает коммуникация с заказчиком? Считается ли она как кост проекта? В кост не входит вводная коммуникация, когда я беру проект или вникаю в его суть. Также бесплатно — общение на отвлеченные темы, решение конфликтных ситуаций. Но раздача заданий, их обсуждение и выполнение — конечно, платно.

Может ли заказчик злоупотреблять твоим временем? На фриланс-платформах есть две опции оплаты: почасовая и за проект. Поэтому, если заказчик попросит сделать дополнительную итерацию правок, вы выставляете дополнительные часы за эти требования. Соответственно, растет стоимость.

Я обычно беру проекты с почасовой оплатой, но у меня также были и с фиксированной. Важно со старта правильно оценить объем работы. Но бывает всякое, ведь условия рабочего процесса — это не константа, все обсуждаемо. Объем работ может показаться меньшим, чем на самом деле. У меня был случай, когда я не рассчитал его: пришлось писать заказчику и объясняться.

Сначала я делал минимально рабочую версию, чтобы показать, что я на верном пути. Когда появилось доверие, расписал, почему необходимо больше ресурсов. В итоге оказалось, что на проект нужно в три раза больше денег и в 4–5 раз больше времени. Я посчитал, что это будет неадекватно, поэтому по оплате взял в три раза больше. То есть нужно показать прогресс, объяснить, что еще надо и почему. С вами согласятся, если есть доверие и понимание, что вы не пытаетесь заказчика обмануть.

Лучше брать проекты, где почасовая оплата за проект или фиксированная? Почасовая оплата — риск для заказчика: возможно, выйдет дороже, если будет больше часов. Оплата одним куском — риск для исполнителя, ведь нужно считать максимальное количество часов и запас за риск. А это зависит от того, насколько вы хорошо понимаете технологию, сколько может уйти времени на задачи и так далее.

Как решать спорные моменты в переговорах? Есть пример из последних проектов — делали приложение на Android и iOS. Я работал с Android, и мне нужно было где-то в два раза больше времени, чем парню, который работал с iOS. При этом у него кост был в два раза ниже. Заказчику получалось, мягко говоря, невыгодно: он ожидал, что разработка займет одинаковое количество времени. Да, клиент часто жаловался на цену, но я всегда мог объяснить, в чем причина и почему у меня именно столько часов занимал проект. Также я мог разобраться в любой ситуации с продуктом на любой платформе и решить проблемы других программистов. Мы продолжали работать, хотя было некомфортно.

Клиенты: «С одним из заказчиков я работаю около трех лет»

У меня достаточно узкая ниша — Android и кроссплатформенная разработка с С++: Android, iOS, C++. Также хочу работать с Kotlin Native, поскольку, по сравнению с С++, эта технология быстрее в разработке, дешевле и проще.

В основном проекты длятся от полугода. Например, с одним из заказчиков я работаю около трех лет с малой нагрузкой — несколько часов в неделю (сейчас там больше смешанной разработки Android+Windows). Меня это устраивает.

В целом, работал с заказчиками из Австралии, Нидерландов, США. Были и клиенты из РФ. Но все работали через Upwork. Есть вайб, что лучше с заказчиками из стран СНГ не сотрудничать: менее профессиональны, ставят рейты ниже. К своим клиентам у меня претензий нет. Но опять-таки мы работали через надежный и проверенный сервис. На каком-то условном фриланс.ру я бы не рекомендовал искать задания.

Лично мне интереснее всего было сотрудничать с заказчиками из США. Это был тот случай, когда я выбирал проект и клиенты мне понравились, показались самыми профессиональными: была четкость понимания проекта, формулирования задач, высокий уровень коммуникации. Но, конечно, сыграл и личностный фактор. На старте у меня возникли трудности с работой и мотивацией. И они решили эту проблему бонусом: если я буду делать определенное количество задач в неделю, мне будут доплачивать.

С заказчиками из других часовых поясов не было сложностей в работе: не нужно синхронизироваться, менять график, подстраиваться. Я могу написать вечером, они ответят в 7 утра (по нашему времени), и это всех устраивает. Исключение — когда для проекта нужен групповой звонок. Тогда я подстроюсь.

Ни один свой проект я не заваливал — укладывался в дедлайны. Думаю, это потому, что я не рискую: не иду в проект на грани, где могу что-то не вытянуть. Для меня работа — для комфорта жизни. Не для того, чтобы что-то кому-то доказывать, рвать и метать, достигать. Жизнь должна быть в кайф.

Пилипец, июнь 2017

Проекты: «Мне важно, чтобы проект был не только с привязкой к идее, но и результативный»

Мне нравился проект американцев Doc: когда появился Uber, они захотели сделать подобный сервис для поиска врача. Чтобы его можно было найти также быстро, как такси. Я тогда проникся рассказами о страховой системе в США. Если коротко, там даже за лечение какой-то небольшой простуды люди могут по несколько тысяч долларов выкладывать.

Но также там есть система поиска врачей без привязки к клиникам. И вот заказчики хотели систематизировать эти данные в приложении: какую бы проблему со здоровьем ни хотел решить, ты мог выбрать врача из общего списка, где указана квалификация и прайсы. Это все в обход страховки, а значит, за адекватные деньги.

Задумка была хорошая, но она не взлетела. Не знаю почему: последние полгода разработки велись без меня — закончились деньги. Знаю, что была конкуренция в реализации идеи. Это проект, на котором было интересно работать, но сказать, что им горжусь, не могу. Мне важно, чтобы проект был не только с привязкой к идее, но и результативный. Вот если бы у этого приложения, например, был миллион скачиваний, тогда другое дело — ты сразу становишься крутым разработчиком.

Наиболее близкий проект к таким характеристикам — приложение Heart4Heart и SDK, которые разрабатывал с нидерландцами, в компании Happitech. В нем можно было рассчитать риск возникновения фибрилляции предсердий (atrial fibrillation). Человек прикладывает палец к камере, она считывает пульс — получалось что-то вроде кардиограммы, с помощью которой можно оценить риск фибрилляции. Изначально ЦА приложения были люди постарше, потом просто пациенты с проблемами сердца. Но вообще каждый мог провериться.

Весной мы сделали компонент, который можно встраивать в любое приложение. Сейчас его используют в Luscii app, программа помогает мониторить состояние ковид-пациентов и отслеживать новых заболевших в Нидерландах.

Конечно, бывают и проекты попроще. Например, баг пофиксить в приложении или что-то мелкое разработать. Какое-то время у меня была страсть к обработке изображений: несколько заданий было по этой теме.

Финансы: «Поднимать рейт можно за счет углубления экспертизы»

Для меня идеальный рейт — 100 долларов в час. Пока что моя ставка — 50 долларов/час. Изначально, когда только пришел во фриланс, ставил минимальный рейт в 8–10 долларов/час.

Когда накапливаешь экспертизу, понимаешь, что нужно переходить на другой уровень оплаты. В компаниях ведь также переход от джуна к мидлу происходит после какого-то приобретенного опыта, навыков и так далее. На фрилансе разница только в том, что вы сами регулируете ставку.

Можно выбрать какую-то узкую нишу и в ней развиваться, поднимать рейт за счет углубления экспертизы. Например, моя основная специализация, 95% работы, — Android и кроссплатформенная разработка. В этом я и нарабатывал свою экспертизу. Кроме приобретения новых навыков, специалист может что-то качественнее прописать за меньшие сроки. Это тоже рост.

Я повысил свой рейт недавно, весной. После этого со мной остался один заказчик и я стал больше заниматься личным проектом. Когда рейт был 40 долларов/час, предложений было много. Сейчас, после повышения до 50 долларов/час, их стало мало и не всегда они подходящие. Если ничего интересного не подкинут, буду искать сам.

Поскольку фриланс подразумевает неопределенность, у меня обычно есть финансовая подушка. Но иногда даже при ее наличии я начинаю париться — могу заскочить в проект, в котором не стоило бы работать. Например, если там хорошо платят, но мне не совсем по дороге с заказчиком или его идеей.

Что касается прибыльности фриланса в целом, то заработать состояние таким образом удается немногим. Мне хватает денег, кое-что даже откладываю. Конечно, если бы я работал хотя бы по 8 часов в день, уровень заработка был бы выше, даже по сравнению с офисной ставкой специалиста моего же уровня. Условно, если хотите себе виллу в Испании, то нужно идти в офис. Если хотите больше комфорта с достаточным уровнем зарплаты — это про фриланс.

Рабочий график: «10–15 часов в неделю — идеально»

Фриланс позволил выстроить максимально удобный график: два-три часа продуктивной, сконцентрированной работы в день, 10–15 часов в неделю — идеально. За это время не особо устаешь, при этом чувствуешь удовлетворение от проделанной работы. Особенно если выполнять задания не ночью, а с утра.

До обеда поработаешь, а дальше занимаешься, чем хочешь. Если есть проект, которым горю, могу и много работать — где-то 30 часов в неделю и больше. Тут зависит от задачи, важно не перегореть. Но обычно в таком графике я начинаю уставать и к следующей неделе не восстанавливаюсь. В общем, все индивидуально: нужно искать режим, который комфортный именно вам.

Кроме того, стоит делать перерывы — тогда человек продуктивнее. Где-то раз в два-три часа — перезагрузка. Я стараюсь работать по «помидорам»: 25 минут работы — 5 минут отдыха. И важно в такие промежутки не думать о заданиях. Для здоровья тоже плохо сидеть только за компьютером. В целом, фриланс — это способ работать откуда угодно, при этом освободив массу времени. Ты начинаешь себя лучше чувствовать, становишься продуктивнее. По крайней мере у меня так.

Отдельный аспект — отпуск. Его на фрилансе никто не оплачивает. Но есть и плюс — я сам выбираю, когда он будет: не нужно заранее планировать, договариваться. Только стоит ориентироваться на загрузку и вовремя все закрыть.

Таиланд, февраль 2020

Социализация: «Ходить на офлайн-встречи важно»

В офисном общении мне не нравится идея тимбилдингов: иногда они выглядят как обязаловка. Фриланс показывает, что это не особо нужно, если вы хорошие работники и понимаете цель проекта. У меня коммуникация с заказчиками и командами хорошо складывается и без тимбилдингов. Да, иногда нужно уделить немного времени, чтобы поговорить обо всем со стороной клиента. Это положительно влияет на доверие, настрой. Но в чем-то большем я не вижу смысла.

К тому же раз в квартал Upwork устраивает офлайн-ивенты для Top Rated разработчиков. Правда, я туда еще ни разу не попадал: они присылают приглашения в 7 часов утра — на ограниченное количество мест, и я не успеваю вовремя зарегистрироваться.

Что касается личного общения, то ходить на офлайн-встречи важно. Например, до карантина я иногда посещал научпоп-лекции, околопсихологические ивенты. Именно там нашел друзей, с которыми сейчас больше всего общаюсь. На фрилансе четче понимаешь свои потребности: к примеру, я осознал, что все-таки хочу расширять круг общения, и работаю над этим.

О переходе на фриланс: «Для любого уровня найдется проект»

На фрилансе важны навыки. Необязательно год работать в офисе, а потом идти на фриланс. Да, мне до поры до времени в офисе было фаново: это первая работа, я получал много новых знаний. У меня был крутой тимлид, у которого я многому научился. Но есть ребята, которые еще со школы кодят и разрабатывают свои приложения. Если они не хотят в офис, то он им и не нужен — сразу можно зарабатывать на фрилансе.

По сути, чтобы уйти в свободное плаванье, как таковых требований нет — для любого уровня найдется проект. Если мало что умеете и хочете набить руку — беритесь за мелкие проекты по $30. Там точно научитесь чему-то новому. Learning by doing работает.

Я в основном учусь через проекты: ничего без отрыва от задач не учу и не читаю. Но считаю, что курсы или офлайн-ивенты по проджект-менеджменту стоит посещать: это помогает шире взглянуть на бизнес и процессы. Потребности писать каким-то более крутым чувакам, менторам не возникает.

И важно помнить: когда заходишь на фриланс-платформы, первое время нужно или ставить низкий прайс, чтобы привлечь клиентов, или вообще работать на свой авторитет (читай — бесплатно). В целом, на старте лучше собрать свое портфолио из предыдущих проектов вне фриланс-бирж и подгрузить на сайт, чтобы было понятно, кто вы, что из себя представляете.

По моему опыту, рецепт успеха для фриланса прост: нормально работайте, следуйте подходу «я работаю для клиента», не соглашайтесь на то, что не можете сделать, закрывайте проекты в срок.

Планы: «Хотелось бы делать что-то основополагающее»

Рано или поздно я дойду до желаемого рейта в 100 долларов/час. Если останусь в IТ. Я несколько лет думаю уходить из сферы: хоть кодить прибыльно и безопасно, не скажу, что это дело моей жизни, что это меня драйвит. С другой стороны, программные продукты масштабируемые, это перспективно. Я по чуть-чуть пробую другие способы, как заработать деньги. Правда, пока не совсем удачно.

Из личных проектов — пробовал делать очень крутой набор для конвертации эндуро-великов в электро-эндуро. Например, как этот австрийский. Думал, что так смогу дешевле их продавать. Потом понял, что если хочу жить без напряжения, то это не мой вариант. Да и одновременно начался хайп на электровелосипеды: крупные производители стали продавать готовые велы, и мой продукт стал менее востребован.

Еще проектировал одну велодеталь, чтобы убрать петлю троса на заднем переключателе. Но большинство людей не парятся настолько, чтобы она была им нужна. А печать на 3D-принтере очень дорогая — на массовое производство я не решился. Хотя если 3D-печатные детали будут продаваться по цене массовых, то можно еще раз попробовать. Единственная проблема: доход от этого дела вряд ли перекроет программирование.

Текущий мой проект связан с IT — тайм-трекер. Когда хотел отслеживать, на что трачу свободное время, не нашел подходящего приложения и решил сделать свое. Уже написал прототип главного компонента. Планирую через несколько месяцев выложить бета-версию для Android. А когда обкатается и если будет спрос, сделаю версию для iOS и платные опции. Это такая штука, где не нужен спонсор: сам пишу, выкладываю на платформу и так далее. Если бы знал, что у меня точно получится, нанял бы команду и запустил это через четыре недели. Но я не уверен. А чтобы не тратить деньги, сам занимаюсь этим.

В будущем было бы круто заскочить в стартап, вложиться и за проценты работать. Конечно, если он выстрелит. Несколько таких переговоров на проектах, где я работал, уже было. Но пока мы ни к чему не пришли. Хотелось бы делать что-то основополагающее — как Илон Маск, но меньше масштабом. Для такой цели привязываться к ІТ нет смысла, ведь это только инструмент — была бы идея, которую захочется развивать.

Похожие статьи:
Новые версии Nim 0.12.0 Julia 0.4 Vue.js 1.0.0 Git Large File Storage v1.0 Ceylon 1.2.0 Rust 1.4 CSSO 1.4 Git 2.6.0 Jekyll 3.0 SQLite 3.9.0 PyPy 4.0.0 Node v4.2.0 (LTS) Xen 4.6.0 MySQL 5.7 OpenBSD 5.8 Babel 6.0 Ларри...
Samsung R&D Institute Ukraine почав активно наймати ІТ-фахівців в Україні. Зокрема, з початку травня 2022 року компанія опублікувала на DOU понад...
Групі компаній EVO через військові дії росії проти України доводиться значно реорганізовувати свій бізнес. Зокрема, наразі мова йде...
Привет! Я JavaScript Developer c 4-летним опытом работы. В большинстве проектов, где я был частью команды, для разработки пользовательского...
Оператор мобильной связи МТС объявляет о том, что по итогам 2015 года стал крупнейшим непродовольственным ритейлером России,...
Яндекс.Метрика