IT-волонтеры. Как арт-директор создал мастерские для реставрации одесских дверей XIX-XX веков
В свободное от работы время арт-директор AB Soft Константин Емельянов занимается улучшениями городской среды в проекте Urban Inst. В 2019 году зародилась новая ветка инициативы — реставрировать обветшавшие двери
Константин Емельянов, основатель проекта
Я занимаюсь иллюстрацией и веб-дизайном, 6 лет назад получил должность арт-директора в компании AB Soft. Моя команда — это часть маркетинг-отдела компании в Калифорнии, которая создает программное обеспечение. Я координирую подготовку выставок, изготовление полиграфии, лендингов.
Для меня всегда было небезразлично благополучие Одессы, и в 2014 году я стал одним из основателей и CEO общественной организации Urban Inst., с которой как раз связан проект «1000 дверей Одессы». Urban Inst. — это команда архитекторов и дизайнеров, что занимается городскими исследованиями. Наша задача — улучшать городскую среду. Например, в 2016 году мы создали проект «Оккупай Жукова», в рамках которого улица Вице-Адмирала Жукова на два дня превратилась из парковки в пешеходное пространство, оборудованное по нормам комфортного города. Мы хотели показать, что улица принесет гораздо больше пользы городу, если станет благоприятной зоной для общения и социальных контактов, отдыха.
Наша команда провела промокампанию, пообщалась с жителями, бизнесом, что располагался на улице, и с городской администрацией. Удалось перекрыть «Жукова» на два дня, в которые мы провели выставку и пригласили людей просто прогуляться, выпить кофе и насладиться пространством без машин. После этого передали отчеты в администрацию и предложили жителям провести круглый стол, чтобы потом обратиться к городским властям с просьбой сделать улицу пешеходной. На сегодня изменений нет, машины все еще ездят.
«1000 дверей Одессы» — это также один из проектов Urban Inst., который решает конкретную задачу. Я не увлекался дверьми с детства, так что это не романтичная история. Просто я и мои единомышленники хотим видеть вокруг себя качественную городскую эстетику. И можем помочь в этом, сохраняя историческое наследие.
Как реставрировали первую дверь
В Urban Inst. несколько направлений работы по городским улучшениям. Проект с историческими дверьми начался благодаря одному случаю и органично вписался в концепцию. Моя жена — архитектор, и весной 2019 года она работала на одном из объектов в центре Одессы. Это было историческое здание в плохом состоянии, из него выносили весь интерьер и рядом сделали временную мусорку из строительных материалов. Мы увидели там красивую историческую дверь, которую вот-вот собирались выбросить, и забрали ее себе.
После этого связались с владельцем здания и спросили, знает ли он о том, чем занимаются его подрядчики. Он ответил, что знает, и исторической ценности в двери не видит. Наша команда же увидела в этом возможность и задачу, которую можно решить. В череде переписок мы убедили владельца отреставрировать дверь. Один из наших аргументов простой и коммерческий — при продаже здания можно получить больше денег, если сохранить исторические детали, такие как двери, в должном состоянии. Так зародился полноценный проект «1000 дверей Одессы».
Мы начали готовиться к реставрации первой двери, для этого нужно найти меценатов, реставраторов и разобраться во всех вопросах и этапах.
Финансы
Для нашей команды важно знать, что отреставрированную дверь будут ценить и беречь. Поэтому приняли решение, что часть денег за работу должны заплатить жители дома. Мы поговорили с меценатами Urban Inst., и они согласились выделять часть суммы для проекта. Таким образом соотношение составляет примерно 40 на 60 процентов.
Важно понимать, что реставрация двери — это очень дорого. В среднем сумма составляет
Кроме того, мы никому не навязываемся, жители, которые хотят, чтобы их дверь отреставрировали, сами к нам обращаются. Сейчас в очереди 36 дверей, эта цифра показывает, что в Одессе живут неравнодушные к истории люди, для которых реставрация важна.
Реставраторы
Есть огромное различие между реставрацией и ремонтом. Первое подразумевает, что мы не привносим ничего нового, а восстанавливаем первозданный вид. Часто исторические дома теряют свой облик из-за того, что делается простейший ремонт. Важно было найти специалистов, которые разделяют наши ценности, поэтому подошли к поискам тщательно и собеседовали каждого реставратора. Многие отказывались от работы с дверьми, потому что это невыгодно. Одну дверь нужно реставрировать несколько месяцев, а за то же время можно поработать с десятью шкафами.
Реставраторы в основном — это люди старшего поколения, но, например, в нашей команде есть и молодой реставратор, раньше он занимался скульптурой.
Кроме того, если дверь является историческим памятником, специалист должен иметь лицензию на реставрацию. Сейчас, спустя год после начала проекта, у нас есть 4 реставрационные группы, и у одной есть такая лицензия. Группы разные, в одной может быть два человека, в другой шесть. Подключаем их в зависимости от сложности проекта.
Консультации
Мы начали разбираться в процессе реставрации и общались с коллегами из Львова, Ивано-Франковска, которые занимаются похожим. Благодаря этому получили знания, алгоритмы работы и избежали ошибок. С властью уже было налажено взаимодействие благодаря предыдущим кейсам. Чиновники понимают, что у них завязаны руки, потому что должного бюджета на реставрацию не выделяется. И не ставят палки в колеса, а позволяют помочь городу.
Как выглядит процесс
Процедура занимает
- Осматриваем состояние и делаем обмеры двери.
- Рассчитываем приблизительную смету. Если все договорились и жители согласны покрыть
30-40% стоимости, мы беремся за работу. - Демонтируем двери. Иногда демонтируем и створки, если дверная коробка находится в неудовлетворительном состоянии.
- Если дверь фасадная, то дополнительно нужно составить технические рекомендации, где прописаны технологии реставрации. Затем подписать этот акт у комиссии городской администрации.
- Очищаем двери от лака и краски в мастерской. Эта процедура занимает около месяца.
- Создаем чертежи и акт утерь, в нем описываем элементы, которые нужно восстановить.
- Определяем окончательную стоимость и план работ:
- что можно вырезать вручную, а что на фрезере;
- реставрируем дерево;
- реставрируем металл (например, на двери может быть декоративная решетка, а работа с металлом нетривиальная, поскольку сейчас его варят, а раньше клепали);
- работаем с дверной фурнитурой (петли, замки, дверные ручки). Часто эти элементы не сохраняются и мы их покупаем на аукционах;
- Собираем двери и монтируем на место.
Бывают особенные случаи, когда дверь в ужасном состоянии и материалы прогнившие. Сейчас реставрируем такую дверь, для нее сделали 3D-модель.
Декоративные элементы, которые еще могут жить, останутся, но вся несущая конструкция уйдет, потому что с ней работать невозможно. 3D-модели сделали для всех несущих и декоративных элементов, последних около 16 видов. Для этого привлекли архитектора, который миллиметр в миллиметр сделал обмеры. Затем дверь сканируется, после чего модель доводится до совершенства. Вот как происходит процесс на примере чугунной дверной ручки:
- Очистка от загрязнений.
- 3D-сканирование.
- Создание точной 3D-модели.
- Создание формы.
- Отливка ручки из латуни и полная сборка.
Создание 3D-модели ручки
Еще одна сложность — на исторических дверях не бывает одинаковых элементов. Когда резчик по дереву работает с материалом, хочешь не хочешь, а идентичные детали вырезать не получится. В наше время есть фрезеры, которые сделают хоть 100 одинаковых элементов, но когда речь идет о реставрации, нельзя создавать ничего нового. Поэтому после того, как деталь изготовили на станке, мы руками ее вычищаем и вырезаем. Ручная работа интереснее, эти шероховатости добавляют ценность в работу.
Сами двери в Одессе есть из двух типов дерева: сибирская лиственница и дуб. Первая в Украине не растет, а во времена царской империи ее завозили. Нашей команде очень повезло, так как мы нашли 5 кубов лиственницы на складе в Закарпатье. Она просушенная, очень хорошего качества, и мы ее используем в работе. Лакокрасочные изделия закупаем у партнера, он делает большие скидки. Фрезеры и подобные инструменты для обустройства мастерской покупали за свои деньги, потратили
За год отреставрировали и установили две двери, в работе сейчас еще три.
До/после. Отреставрированная дверь по адресу улица Коблевская, 9
Другие направления проекта
У проекта «1000 дверей Одессы» есть второе направление — показывать одесситам, какая история живет вокруг них. Есть красивые двери на фасадах, но из-за квартальной обустройки большинство из них находятся в арочных прорезах и во дворах. Мы объединились с командой «Архитектуры Одессы»: ребята находят, фиксируют на картах и фотографируют исторические здания. Мы выкладываем их фотографии и собранные истории в наших соцсетях. Также наносим объекты на электронные карты, чтобы туристы могли составлять маршруты и смотреть.
Летом 2019 года мы сделали набор открыток одесских дверей, всего представлено 24 типа. Продавали их в нескольких ресторанах и на выставках.
Про здания не так сложно найти информацию, а вот про саму дверь зачастую ничего нет. Несмотря на это, можно рассказать про стиль, в котором выполнена дверь, приемы, архитектора и дату строительства. Уникальные двери с особой историей можно пересчитать на пальцах. При этом не нужно думать, что это очень романтично, дверь — это утилитарная штука, которая должна работать и защищать жителей от погодных условий. Дверь должна оставаться дверью.
Двери, что мы реставрируем, выполнены в стиле модерн и изготовлены в конце XIX — начале XX века. В Одессе было несколько мастерских, где эти двери штамповали. Важно понимать, что когда архитектор проектировал здание, то он редко задумывался о стиле дверей и окон. Создавалась архитектура здания и оставлялись дверные и оконные просветы. Затем архитектор приходил в мастерскую, просматривал каталог и пальчиком показывал, какую выбирает дверь.
Есть одна дверь, про уникальность которой знают все одесситы. Она находится в одноэтажном строении на Французском бульваре, 5. Дом выделяется узорчатой резной дверью. C момента постройки в конце XIX века и до 1911 года небольшой дачный особнячок принадлежал Н. А. Михайлову, чьи инициалы вырезаны в верхней части двери. После него хозяйкой дома стала мадам Лидия Журавская, сдававшая флигели во дворе итальянским скульпторам и владельцам фабрики по производству искусственного мрамора «скальол» Гильермо и Адольфо Натали. Эта дверь именная, кроме нее есть окно и крыльцо, а больше ничего нет. Сзади двери стоит шкаф, то есть она никуда не ведет. При этом за ней ухаживают и периодически красят.
На улице Садовой, 5 стоит дом 1888 года постройки. Недавно владелец начал делать ремонт, и фасадная дверь исчезла. Мы связались с ним и узнали, что дверь будут менять на пластиковую. Чтобы ее сохранить, обратились в департамент исторического наследия и забрали на ответственное хранение проекта, сейчас она находится на складе. Как только жители соберут
Планы
Сейчас у нас четыре мастерских, пока что этого достаточно. У нас нет плана «отреставрировать n-нное количество дверей за год», мы двигаемся плавно, по силам реставраторов. В будущем моя задача — передать все наработки муниципалитету, чтобы он создал муниципальную мастерскую, как это происходит в развитых странах.
Реставрация — это очень дорого, обычный ремонт гораздо дешевле. Но он не сохранит исторический облик двери или здания, работу и стиль целой эпохи, которыми мы можем любоваться, это изучать и ценить.