Дизайнер Павел Грозян: «В Сан-Франциско и Долине ты можешь зарабатывать столько, сколько захочешь»
Дизайнер Павел Грозян переехал из Киева в Сан-Франциско в 2016 году по визе О-1 для людей с выдающимися способностями. За два года он дважды получал эту визу. Впервые — когда перешел работать из Grammarly в финтех-стартап Zero, а второй раз — недавно, когда принял предложение присоединиться к специальному проекту Reddit.
— Паша, ты, наверное, один из самых медийных людей из сферы IT, получивших O-1 визу и подробно рассказывающих об этом в Сети. Трехчасовая видеозапись твоей лекции о том, как дизайнеру переехать в США, стала мегапопулярной. И главный твой месседж там — «Уехать не так сложно, как кажется».
Видео, на самом деле, ужасное, и я поражен, что так много людей его осилили. И не просто посмотрели, но и воспользовались моими советами на практике. Думаю, человек 15 переехало в США, пойдя по моему пути. Это шок, честно говоря. Моя мотивация не в том, чтобы агитировать всех эмигрировать. Я хочу поделиться информацией, которая может быть полезной и поможет принять взвешенное решение, потому что в свое время у меня не было практически никого (кроме Саши Кирова из Pebble/Nauto), кто бы мне по полочкам все разложил, посоветовал и объяснил, что к чему. Всю информацию я добывал сам. Так что в каком-то смысле я закрываю гештальт.
— Чтобы получить O-1, нужно иметь рабочий контракт в США. Как это было в твоем случае?
В 2015 году я уволился из MacPaw, чтобы сделать приложение Jerrycan. Жил в свое удовольствие, когда хотел — работал, когда не хотел — не работал, путешествовал. Мой партнер по этому проекту перешел работать в Grammarly и стал звать меня туда. Мол приходи, здесь поле не паханное, нет продакт-дизайнера. Я как-то отнекивался, пока со мной не связался основатель, и в итоге согласился.
Моим главным требованием был переезд в США, а компания как раз искала дизайнера в офис в Сан-Франциско, так что наши интересы совпали. Сначала меня пробовали перевезти по H1-B, но заявка проиграла в лотерее. Тогда решили делать O-1. Компания спонсировала визу, но организацией всего процесса, поиском юристов и так далее я занимался самостоятельно. В итоге за пару месяцев я получил визу. Она делается очень быстро, если начинаешь готовить кейс заранее.
— После переезда в Сан-Франциско ты проработал в Grammarly всего несколько месяцев. Выглядит, как способ получить визу и перейти на более выгодные условия. Это не было спланировано?
Абсолютно нет. Grammarly — классная компания, самая лучшая в украинском IT c точки зрения корпоративных ценностей. Простые ребята, мне многое нравилось. Можно оказывать большое влияние на продукт, которым ежедневно пользуются миллионы людей. Но в процессе работы я осознал, что мне не подходит микроменеджмент, хотелось другого стиля управления, больше свободы и скорости. Понимание, что мы не подходим друг другу было обоюдным. Мы остались в хороших отношениях. Общаюсь с основателями и друзьями, которых там приобрел, так что все в порядке.
— Ты уволился, уже имея на руках другой оффер?
Нет, я решил выбрать сам — пошел на рынок, начал смотреть, кто что делает. Хотелось найти то, что «стоит», и самому выбирать, где мне работать, а не соглашаться на то, что мне предложат. Формально у меня было 2 месяца, чтобы найти нового работодателя и перепроцессить визу.
Меня очень интересовала тема беспилотных автомобилей, но в команду Uber ATG попасть практически нереально. Туда не могут перевестись даже дизайнеры внутри компании. Конкурс сумасшедший. Хотя мне сделали интро в Uber. Я сходил на собеседование, пообщался с инсайдерами оттуда, дошел до оффера из Uber Eats, но понял, что это не то место, где бы я хотел работать. «У нас все отлично, только ты должен быть, как акула. Если ты плывешь медленно, тебя начинают есть сзади. А если ты плывешь слишком быстро, то тебя менеджер сожрет», — так сказал мне один из сотрудников Uber. Это было до известного скандала.
Менеджерский хаос — это болезнь роста всех известных компаний в Долине. Дело не в том, что Uber или AirBnb плохие. Просто люди в управлении таких компаний перепрыгивают несколько позиций, взлетая по карьерной лестнице. У них просто недостаточно экспертизы. И они начинают придумывать схемы, как все сдерживать, чтобы не порвалось. Моя рекомендация — прежде чем устраиваться куда-то на работу, поговорите с людьми из компании, причем желательно из разных команд, они могут рассказывать диаметрально противоположные вещи, но это даст вам более объемное представление о том, как на самом деле обстоят дела.
Я рассматривал много вариантов, но подавался только туда, куда мне могли сделать интро. Не видел смысла тратить время на «холодные» заявки. Например, в Facebook я попросил друга отправить мое резюме, на что ему рекрутер ответила, что у них на эту вакансию уже несколько тысяч аппликантов. Так что они будут выбирать человека по рекомендации сотрудников из команды дизайнеров. В общем, мне быстро стало ясно, что работа в огромной корпорации мало привлекательна. Там 60% твоей энергии будет уходить на бюрократическую коммуникацию, а личный вклад в продукт будет незначительным. Например, мой друг занимается платежными системами Uber. Все, что связано с вводом карточки или выводом денег, — делает он. И это скучно, ты несколько лет работаешь над одним и тем же. Твой вклад минимален — например, сократилось время прохождения форм с 2.5 до 1.5 секунды.
— Почему ты, в конце концов, выбрал стартап Zero?
У них в штате из трех человек не было дизайнера, и я подумал: «Круто, компания на ранней стадии, то, что надо». Есть люди, которым классно работать в системе, когда есть дизайн-менеджер, который все разжевывает, когда есть user researchers, которые тебе патроны подают, и ты просто из готовых компонентов выдаешь результат. Им надо идти в большую компанию, где нужно решать новые задачи, используя уже существующий нарратив. Если же ты хочешь прямо в бой — вот лопата, там немцы, вперед, без патронов — а мне после Grammarly, где все было медленно, хотелось именно такого опыта — то нужно выбирать стартапы. Я увидел для себя большие перспективы в Zero. К тому же был интересен их продукт — карта, совмещающая преимущества кредитных карт и дебетного опыта.
Я отправил им резюме, в ответ — молчание. В последствии оказалось, что я написал чуваку, который в принципе никогда не отвечает на имейлы, он живет в Slack. Потом я отправил письмо на общий имейл, и меня мгновенно позвали на интервью. Мы проговорили 4 часа, вроде все классно, но тут они пропали (как выяснилось после, основатели просто уехали в отпуск в Южную Корею). И я решил сделать скетчи, отрисовать решение для той проблемы, которую мы обсуждали на собеседовании. Я так разошелся, что смонтировал интерактивное видео, чтобы сократить текстовое описание, и сделал лендинг.
В итоге это произвело впечатление, и мне сделали хорошее предложение. Такой подход, кстати, вообще очень эффективен и в других случаях — например, если хочешь попасть в крупную компанию и ты underqualified. Знаю дизайнера, который так получил работу в YouTube. У него было слабое портфолио, но его пример редизайна Youtube, который он где-то запостил, заметили и пригласили на интервью.
— Когда ты искал работу, играло ли для тебя роль месторасположение компании?
Я рассматривал только Сан-Франциско. Долина мне не интересна, это типичный американский пригород, только все на «порше», там скучно и нечего делать после работы. Хотя в Долине очень много работодателей и больше выбор вакансий, там комфортнее жизнь в плане чистоты и безопасности, дешевле жилье, климат приятнее. Люди, выбирающее жизнь в городе, наверное, более энергичные, у них другие приоритеты и образ жизни. Я впервые приехал в Сан-Франциско в 2013 году и влюбился в этот город. Хотел жить именно здесь.
— У тебя была доля в Zero?
Конечно, была и есть, я ее выкупил. Когда ты приходишь в компанию, она во что-то оценена. Есть количество акций, есть их стоимость. Цена фиксируется на момент прихода. Вестинг-период обычно 4 года (или 48 равных долей акций). Первый год ты не получаешь ни одной акции. На
— Предлагая долю в проекте, стартапы дают зарплату меньше, чем крупные игроки. Это правило?
Зачастую это так, но вообще — как договоришься. Тебя ничего не сдерживает от того, чтобы торговаться за большую зарплату. Если нравится компания и если ты им подходишь, то доплатить
Тут огромный дефицит людей. Буквально каждый день появляются новые компании, по статистике,
Вообще у выходцев из Украины распространен синдром самозванца. Они очень не уверены в себе, не умеют себя подать. Просто нужно понимать, что здесь, в Bay Area, ты можешь зарабатывать столько, сколько ты хочешь, потолка в принципе нет. В отличие от Украины, где вообще между IT-компаниями существует договорняк по зарплате. DOU должен написать об этом.
— Расскажи про свою работу в Zero.
Первым делом я нарисовал кучу питч-дэк и концептов приложения, с которыми потом пошли к инвесторам и получили 6 миллионов. Мой individual contribution в компании резко скакнул вверх. Мне нравилось, что у компании было понимание ценности дизайна для успеха продукта. Важно было сделать радикально другое банковское приложение, которое удобнее, лучше, проще всех существующих на рынке. Аудитория Zero — молодежь, взращенная на Snapchat-Facebook. Поэтому им надо было дать no-bullshit продукт. Так как у нас не было user researchers, на старте пришлось изучить тысячи отзывов пользователей продуктов конкурентов, чтобы разобраться, что клиентам не нравится и как можно это улучшить.
— За то время, что ты работал в Zero, вы так и не выпустили приложение и карту, почему так долго шел процесс?
На самом деле, выпустили и то и то. Когда я уходил, было уже почти 100 тестовых пользователей реальной, production-ready карты и аппа. Банковская отрасль в Штатах очень зарегулированная. Само приложение у нас было готово через полгода, а вот с производством карточек начался ад. На третий день после выхода на работу меня позвал CTO, показал прототипы карт и сказал: «Теперь это твой продукт, вперед, карточки нужны через 2 месяца». То есть я теперь еще занимаюсь и биздевом. Нужно было найти, кто производит карточки, собрать и изучить всю документацию, процессы, технологии, ну и сделать хороший дизайн. Но нужно иметь в виду, что ты очень ограничен.
Зарегулировано абсолютно все, написание имени, размеры всего, детали каждой ТМ на карте и так далее. Если используются нестандартные материалы — их нужно сертифицировать и протестировать. В разных странах. Цепочка производства карточек состоит из приблизительно 30 контрагентов, это безумие и хаос. А если тебе нужно что-то радикально другое, как в случае с Zero, то это просто overkill. У нас четыре карты, две пластиковых по 1% и 1,5% кэшбэка и две металлических с 2% и 3%. Мы придумали сделать полностью алюминиевую черную матовую карту, уникальную на рынке, в итоге не смогли найти подходящего производителя ни в США, ни в Европе, ни даже в Китае. И нашли производителя в другой азиатской стране.
Я настолько погрузился в эту сферу и изучил ее на практике, что могу, например, запустить Zero в Украине буквально за полгода-год. Привет Дубилету. Кстати, Monobank, мне кажется, грабительским и мало перспективным проектом. Их бизнес находится в рисковой гривневой зоне с доходом, зависимым от курса валюты. Чтобы выживать, они должны брать очень много заемных денег банка эмитента, который берет деньги по низким ставкам на Западе, например
— Что ты можешь сказать про ваших главных конкурентов — Revolut?
Их бизнес крайне убыточный. Пока не добавили опцию покупки крипты, они теряли сотни долларов на пользователе. Мне не нравится их подход. Они украли у нас дизайн и эстетику сайта, а также идею металлической карточки черного цвета. Но с реализацией полностью облажались. Меня, кстати, звали в Revolut, я отказался. Основатели компании из мира трейдинга, и очень агрессивны в управлении и коммуникации. Взять так просто скопировать чужую идею, украсть то, на что другая компания потратила кучу денег, — это не этично. Хотя как бизнесмены — они толковые, наверно, я бы в них вкладывал деньги. Их массовый продукт, карточки для пользователей, были убыточны, пока они не представили новую фичу — покупку крипты с драконовскими процентами на операцию (чуть ли не 10%).
— Почему ты ушел из Zero?
Я проделал огромный кусок работы: сделал приложение, карточку (скоро она должна наконец появиться на рынке), упаковку. У меня не было цели всю жизнь этим заниматься, но я хотел создать банковский продукт, которым мне и моим друзьям удобно было бы пользоваться. Стратегия была такая: сейчас мы запустимся, пройдем стадию роста, найдем этот «aha» moment, когда поймем, что нужно, чтобы люди пользовались продуктом постоянно и можно было масштабироваться до мультимиллиардной компании, а дальше я придумаю, что делать.
Но по пути я понял, что страшно выгораю, я реально много работал, как впрочем и все в компании. Приходишь в офис в
— Компания Reddit выглядит довольно странным выбором. Чем она тебя заинтересовала?
Конечно, когда мне предложили поговорить с человеком из Reddit, у меня ничего особо не зажглось. Мне написал друг, мол бывший коллега ищет самого лучшего дизайнера в Сан-Франциско, встреться с ним. Я встретился — двадцать минут и я понял: it’s a match. При встрече, кстати, тот мне смог раскрыть только общую идею проекта, которая была ошеломительна. Была концепция и пару фич. Конкретные детали мы уже разрабатывали вместе, когда вышел на работу.
Я ушел не в Reddit. Я пошел работать над серьезными челленджевыми идеями с конкретным чуваком, VP, в котором я увидел того ментора, которого мне не хватало в Zero. У нас команда, из самых лучших инженеров компании. К сожалению, я не могу сейчас рассказывать ничего о своей работе. Официальная должность — Senior UX Designer, III. Это директорская позиция. Помимо всего, на ней нужно нанимать и управлять дизайнерами в своей команде и делать больше, чем продакт-дизайн.
Офис Reddit, кстати, находится в самом центре ануса — в районе Тендерлоин. Поздно вечером на работе лучше не задерживаться. Но мне зато 5 минут на велосипеде до дома, я живу в классном районе Hayes Valley. Мы снимаем небольшую студию в новом доме, возле которого, как я говорю, «бомж не валялся». Такие аппартаменты, когда мы въезжали, можно было купить за 700 тысяч.
— Недвижимость — это, конечно, больная тема для жителей Bay Area. Сколько вообще нужно зарабатывать, чтобы позволить себе купить здесь дом?
Есть несколько способов. Первый уже не актуален, это криптовалюта. Второй — консервативный: копишь 10 лет на downpayment, потом еще
Но если сравнивать дом на 120 квадратов и такие же по площади апартаменты в Сан-Франциско, то цена будет примерно одинаковая. В общем, если переезжать работать на галере — то у меня для таких ребят плохие новости. Разве что план получить гринку и найти свою мечту. Если же вы готовы рисковать, то необязательно даже делать свой проект, можно устроиться в стартап, получив долю, чтобы в будущем выйти в кэш.
— Я думаю, ты знаешь, что в Украине такой вариант считают раскладом для дурачков.
У меня местный друг решил открывать в Украине офис разработки. И вот он рассказывает, как нанимает сотрудников и предлагает долю в компании и зарплату, а ему говорят — нет, не интересно, давай только деньги. Так это же отлично для фаундера! Инвесторы его спрашивают: «Сколько у тебя сотрудников в доле?» Ноль! Они были в приятном шоке, больше бабок владельцам и инвесторам.
— Были ли у тебя какие-то стереотипы, которые разрушились после переезда? Или ты был хорошо осведомлен о том, как тут все устроено, и переезжал осознанно?
У меня не было каких-то предубеждений, не было особых сюрпризов. Тут очень комфортный высокий уровень жизни. Пожалуй, меня удивило то, что много, чуть-ли не ⅓ всех людей долбит наркотики. Я не предполагал, что это настолько распространено и считается обычным делом. Речь не про рекреационную полностью легализованную с 2018 года марихуану. Это грибы, «молли», аддерал, модафинил и пр.
Я думаю, причина в том, что наши мозги все-таки не рассчитаны на то, чтобы так много работать. Нужно себя стимулировать, иначе очень сложно перфомить на высшем уровне в окружении пираний, готовых тебя сожрать. То есть люди используют допинг не для кайфа, а чтобы быть более продуктивным. Здесь все уже работают в классных компаниях, поэтому привычная мотивация какими-то достижениями не действует, нужны какие-то другие стимулы. Что еще остается, деньги? В общем, жрешь колеса и вперед — к бабкам!
Еще одна вещь, которая до сих пор смущает, — декларируются профеминистские и антирасистские настроения, но во всех компаниях руководители высшего звена поголовно сексисты и расисты. Публично говорится одно, а на деле — все совершенно по-другому. Скандал в Uber — это только вершина айсберга, в индустрии столько всего творится. Например, все эти закрытые вечеринки для венчурных капиталистов и фаундеров.
Сан-Франциско — это такой специфический город, в котором сильное напряжение, но нет секса, поэтому много различных девиаций. Здесь работа, новые идеи — превыше всего. Но так или иначе организм все равно ощущает необходимость в том, от чего отказывается, — во сне, отдыхе, чтении, релаксе на пляже, сексе, нормальных отношениях. И люди в каком-то смысле заставляют себя предаваться простым удовольствиям и отдыхать, но это не значит, что они гедонисты в режиме 24/7. Разве что в субботу или воскресенье, например, а так — все здесь страшные трудоголики.
— Для тех людей, которые хотят понять Сан-Франциско, проникнуться городом, можешь описать свой любимый маршрут на день: куда сходить, что увидеть, где поесть?
На день очень сложно — слишком много всего яркого. Но ко мне как-то приезжал друг, и я успел показать ему ¼ всего за два дня. Мы были на машине, но это ужасно неудобно. Парковка просто забита. Самый удобный способ — это прыгнуть на электрический Jump (Uber Bike) с полным зарядом и объездить все точки, обильно останавливаясь и фоткая. Обычно мы завтракаем рано где-то в Hayes Valley или Lower Heights. Идем смотреть парк Painted Ladies на Alamo Square. Dolores Park. Мороженое. Районы Castro, Divisadero, Pacific Heights. Студия Джорджа Лукаса Lukasfilm в парке Presidio. И, наконец, Golden Gate Bridge. Если на велосипеде, то в этот день удастся еще вместить: посещение енотов в Golden Gate Park, район хиппи Haights Ashbury, Golden Boy Pizza, Ina Coldbrite Park, Coit Tower, Pier #7, Embarcadero.