Дизайнер Павел Грозян: «В Сан-Франциско и Долине ты можешь зарабатывать столько, сколько захочешь»

Дизайнер Павел Грозян переехал из Киева в Сан-Франциско в 2016 году по визе О-1 для людей с выдающимися способностями. За два года он дважды получал эту визу. Впервые — когда перешел работать из Grammarly в финтех-стартап Zero, а второй раз — недавно, когда принял предложение присоединиться к специальному проекту Reddit.

— Паша, ты, наверное, один из самых медийных людей из сферы IT, получивших O-1 визу и подробно рассказывающих об этом в Сети. Трехчасовая видеозапись твоей лекции о том, как дизайнеру переехать в США, стала мегапопулярной. И главный твой месседж там — «Уехать не так сложно, как кажется».

Видео, на самом деле, ужасное, и я поражен, что так много людей его осилили. И не просто посмотрели, но и воспользовались моими советами на практике. Думаю, человек 15 переехало в США, пойдя по моему пути. Это шок, честно говоря. Моя мотивация не в том, чтобы агитировать всех эмигрировать. Я хочу поделиться информацией, которая может быть полезной и поможет принять взвешенное решение, потому что в свое время у меня не было практически никого (кроме Саши Кирова из Pebble/Nauto), кто бы мне по полочкам все разложил, посоветовал и объяснил, что к чему. Всю информацию я добывал сам. Так что в каком-то смысле я закрываю гештальт.

— Чтобы получить O-1, нужно иметь рабочий контракт в США. Как это было в твоем случае?

В 2015 году я уволился из MacPaw, чтобы сделать приложение Jerrycan. Жил в свое удовольствие, когда хотел — работал, когда не хотел — не работал, путешествовал. Мой партнер по этому проекту перешел работать в Grammarly и стал звать меня туда. Мол приходи, здесь поле не паханное, нет продакт-дизайнера. Я как-то отнекивался, пока со мной не связался основатель, и в итоге согласился.

Моим главным требованием был переезд в США, а компания как раз искала дизайнера в офис в Сан-Франциско, так что наши интересы совпали. Сначала меня пробовали перевезти по H1-B, но заявка проиграла в лотерее. Тогда решили делать O-1. Компания спонсировала визу, но организацией всего процесса, поиском юристов и так далее я занимался самостоятельно. В итоге за пару месяцев я получил визу. Она делается очень быстро, если начинаешь готовить кейс заранее.

— После переезда в Сан-Франциско ты проработал в Grammarly всего несколько месяцев. Выглядит, как способ получить визу и перейти на более выгодные условия. Это не было спланировано?

Абсолютно нет. Grammarly — классная компания, самая лучшая в украинском IT c точки зрения корпоративных ценностей. Простые ребята, мне многое нравилось. Можно оказывать большое влияние на продукт, которым ежедневно пользуются миллионы людей. Но в процессе работы я осознал, что мне не подходит микроменеджмент, хотелось другого стиля управления, больше свободы и скорости. Понимание, что мы не подходим друг другу было обоюдным. Мы остались в хороших отношениях. Общаюсь с основателями и друзьями, которых там приобрел, так что все в порядке.




— Ты уволился, уже имея на руках другой оффер?

Нет, я решил выбрать сам — пошел на рынок, начал смотреть, кто что делает. Хотелось найти то, что «стоит», и самому выбирать, где мне работать, а не соглашаться на то, что мне предложат. Формально у меня было 2 месяца, чтобы найти нового работодателя и перепроцессить визу.

Меня очень интересовала тема беспилотных автомобилей, но в команду Uber ATG попасть практически нереально. Туда не могут перевестись даже дизайнеры внутри компании. Конкурс сумасшедший. Хотя мне сделали интро в Uber. Я сходил на собеседование, пообщался с инсайдерами оттуда, дошел до оффера из Uber Eats, но понял, что это не то место, где бы я хотел работать. «У нас все отлично, только ты должен быть, как акула. Если ты плывешь медленно, тебя начинают есть сзади. А если ты плывешь слишком быстро, то тебя менеджер сожрет», — так сказал мне один из сотрудников Uber. Это было до известного скандала.

Менеджерский хаос — это болезнь роста всех известных компаний в Долине. Дело не в том, что Uber или AirBnb плохие. Просто люди в управлении таких компаний перепрыгивают несколько позиций, взлетая по карьерной лестнице. У них просто недостаточно экспертизы. И они начинают придумывать схемы, как все сдерживать, чтобы не порвалось. Моя рекомендация — прежде чем устраиваться куда-то на работу, поговорите с людьми из компании, причем желательно из разных команд, они могут рассказывать диаметрально противоположные вещи, но это даст вам более объемное представление о том, как на самом деле обстоят дела.

Я рассматривал много вариантов, но подавался только туда, куда мне могли сделать интро. Не видел смысла тратить время на «холодные» заявки. Например, в Facebook я попросил друга отправить мое резюме, на что ему рекрутер ответила, что у них на эту вакансию уже несколько тысяч аппликантов. Так что они будут выбирать человека по рекомендации сотрудников из команды дизайнеров. В общем, мне быстро стало ясно, что работа в огромной корпорации мало привлекательна. Там 60% твоей энергии будет уходить на бюрократическую коммуникацию, а личный вклад в продукт будет незначительным. Например, мой друг занимается платежными системами Uber. Все, что связано с вводом карточки или выводом денег, — делает он. И это скучно, ты несколько лет работаешь над одним и тем же. Твой вклад минимален — например, сократилось время прохождения форм с 2.5 до 1.5 секунды.

— Почему ты, в конце концов, выбрал стартап Zero?

У них в штате из трех человек не было дизайнера, и я подумал: «Круто, компания на ранней стадии, то, что надо». Есть люди, которым классно работать в системе, когда есть дизайн-менеджер, который все разжевывает, когда есть user researchers, которые тебе патроны подают, и ты просто из готовых компонентов выдаешь результат. Им надо идти в большую компанию, где нужно решать новые задачи, используя уже существующий нарратив. Если же ты хочешь прямо в бой — вот лопата, там немцы, вперед, без патронов — а мне после Grammarly, где все было медленно, хотелось именно такого опыта — то нужно выбирать стартапы. Я увидел для себя большие перспективы в Zero. К тому же был интересен их продукт — карта, совмещающая преимущества кредитных карт и дебетного опыта.

Я отправил им резюме, в ответ — молчание. В последствии оказалось, что я написал чуваку, который в принципе никогда не отвечает на имейлы, он живет в Slack. Потом я отправил письмо на общий имейл, и меня мгновенно позвали на интервью. Мы проговорили 4 часа, вроде все классно, но тут они пропали (как выяснилось после, основатели просто уехали в отпуск в Южную Корею). И я решил сделать скетчи, отрисовать решение для той проблемы, которую мы обсуждали на собеседовании. Я так разошелся, что смонтировал интерактивное видео, чтобы сократить текстовое описание, и сделал лендинг.

В итоге это произвело впечатление, и мне сделали хорошее предложение. Такой подход, кстати, вообще очень эффективен и в других случаях — например, если хочешь попасть в крупную компанию и ты underqualified. Знаю дизайнера, который так получил работу в YouTube. У него было слабое портфолио, но его пример редизайна Youtube, который он где-то запостил, заметили и пригласили на интервью.

— Когда ты искал работу, играло ли для тебя роль месторасположение компании?

Я рассматривал только Сан-Франциско. Долина мне не интересна, это типичный американский пригород, только все на «порше», там скучно и нечего делать после работы. Хотя в Долине очень много работодателей и больше выбор вакансий, там комфортнее жизнь в плане чистоты и безопасности, дешевле жилье, климат приятнее. Люди, выбирающее жизнь в городе, наверное, более энергичные, у них другие приоритеты и образ жизни. Я впервые приехал в Сан-Франциско в 2013 году и влюбился в этот город. Хотел жить именно здесь.

— У тебя была доля в Zero?

Конечно, была и есть, я ее выкупил. Когда ты приходишь в компанию, она во что-то оценена. Есть количество акций, есть их стоимость. Цена фиксируется на момент прихода. Вестинг-период обычно 4 года (или 48 равных долей акций). Первый год ты не получаешь ни одной акции. На 366-й день получаешь порцию за год (перепрыгнув clif). И потом каждый месяц получаешь 1/48 акций. Такая схема работает для всех стартапов. Даже тех, акций которых еще нет на рынке. Инвесторы, которые вкладывают деньги в проект, фактически покупают риски. Инвестируя определенную сумму и получая взамен долю, они таким образом формируют цену компании, которая на начальном этапе номинально вообще ничего не стоит. На ранних стадиях ценность акций выше либо их количество больше.

— Предлагая долю в проекте, стартапы дают зарплату меньше, чем крупные игроки. Это правило?

Зачастую это так, но вообще — как договоришься. Тебя ничего не сдерживает от того, чтобы торговаться за большую зарплату. Если нравится компания и если ты им подходишь, то доплатить 20-40 тысяч в год — это не проблема. Гораздо сложнее здесь найти правильного человека. Сложнее и дороже, потому что найм одного сотрудника стоит компании около 50 тысяч и вакансия в среднем закрывается за 9 месяцев. А если речь про уровень executive, там все еще хуже. Если хедхантеры находят человека, то за подписанный контракт они получают его годовую зарплату плюс процент от зарплаты на протяжении всего времени его работы.

Тут огромный дефицит людей. Буквально каждый день появляются новые компании, по статистике, 80-90 компаний в день. Им нужно закрывать вакансии. При этом денег у инвесторов полно. И вот что делать компании, которой нужно нанять CTO? Где ты его возьмешь? Отправишься в Uber хантить CTO, у которого в подчинении тысячи людей, а он все бросит и пойдет за твоей супер-идеей из валидации на рынке, чтобы самому писать код? Так что компании готовы рисковать и платить деньги за perfect match. Например, когда я обсуждал зарплату в Zero, я назвал цифру, которая была сильно выше их цели. В итоге моих аргументов о том, что моего опыта более чем достаточно и я могу делать больше, чем просто продакт-дизайн, хватило, и мы договорились. Хотя торговались минут 5.

Вообще у выходцев из Украины распространен синдром самозванца. Они очень не уверены в себе, не умеют себя подать. Просто нужно понимать, что здесь, в Bay Area, ты можешь зарабатывать столько, сколько ты хочешь, потолка в принципе нет. В отличие от Украины, где вообще между IT-компаниями существует договорняк по зарплате. DOU должен написать об этом.

— Расскажи про свою работу в Zero.

Первым делом я нарисовал кучу питч-дэк и концептов приложения, с которыми потом пошли к инвесторам и получили 6 миллионов. Мой individual contribution в компании резко скакнул вверх. Мне нравилось, что у компании было понимание ценности дизайна для успеха продукта. Важно было сделать радикально другое банковское приложение, которое удобнее, лучше, проще всех существующих на рынке. Аудитория Zero — молодежь, взращенная на Snapchat-Facebook. Поэтому им надо было дать no-bullshit продукт. Так как у нас не было user researchers, на старте пришлось изучить тысячи отзывов пользователей продуктов конкурентов, чтобы разобраться, что клиентам не нравится и как можно это улучшить.




— За то время, что ты работал в Zero, вы так и не выпустили приложение и карту, почему так долго шел процесс?

На самом деле, выпустили и то и то. Когда я уходил, было уже почти 100 тестовых пользователей реальной, production-ready карты и аппа. Банковская отрасль в Штатах очень зарегулированная. Само приложение у нас было готово через полгода, а вот с производством карточек начался ад. На третий день после выхода на работу меня позвал CTO, показал прототипы карт и сказал: «Теперь это твой продукт, вперед, карточки нужны через 2 месяца». То есть я теперь еще занимаюсь и биздевом. Нужно было найти, кто производит карточки, собрать и изучить всю документацию, процессы, технологии, ну и сделать хороший дизайн. Но нужно иметь в виду, что ты очень ограничен.

Зарегулировано абсолютно все, написание имени, размеры всего, детали каждой ТМ на карте и так далее. Если используются нестандартные материалы — их нужно сертифицировать и протестировать. В разных странах. Цепочка производства карточек состоит из приблизительно 30 контрагентов, это безумие и хаос. А если тебе нужно что-то радикально другое, как в случае с Zero, то это просто overkill. У нас четыре карты, две пластиковых по 1% и 1,5% кэшбэка и две металлических с 2% и 3%. Мы придумали сделать полностью алюминиевую черную матовую карту, уникальную на рынке, в итоге не смогли найти подходящего производителя ни в США, ни в Европе, ни даже в Китае. И нашли производителя в другой азиатской стране.

Я настолько погрузился в эту сферу и изучил ее на практике, что могу, например, запустить Zero в Украине буквально за полгода-год. Привет Дубилету. Кстати, Monobank, мне кажется, грабительским и мало перспективным проектом. Их бизнес находится в рисковой гривневой зоне с доходом, зависимым от курса валюты. Чтобы выживать, они должны брать очень много заемных денег банка эмитента, который берет деньги по низким ставкам на Западе, например 1-3% на год. И хотя на старте продукт выглядел как дебетная карточка, он задумывался по модели банка Тинькова, где есть проценты за практически любые операции и просрочки. Иначе им просто не выжить. Их ставка в 3,2% в месяц — это почти 45% в год! В десятки раз больше, чем они сами взяли деньги в заем. Платежеспособность людей в Украине маленькая, населения в три раза меньше, чем в России, финансовая образованность низкая. Чтобы не быть грабительским, надо делать дебетный продукт с нежизнеспособной в Украине бизнес-моделью. Ну разве что у них будет команда из 10-20 человек. Последний такой стартап, Рокетбанк, провалился.

— Что ты можешь сказать про ваших главных конкурентов — Revolut?

Их бизнес крайне убыточный. Пока не добавили опцию покупки крипты, они теряли сотни долларов на пользователе. Мне не нравится их подход. Они украли у нас дизайн и эстетику сайта, а также идею металлической карточки черного цвета. Но с реализацией полностью облажались. Меня, кстати, звали в Revolut, я отказался. Основатели компании из мира трейдинга, и очень агрессивны в управлении и коммуникации. Взять так просто скопировать чужую идею, украсть то, на что другая компания потратила кучу денег, — это не этично. Хотя как бизнесмены — они толковые, наверно, я бы в них вкладывал деньги. Их массовый продукт, карточки для пользователей, были убыточны, пока они не представили новую фичу — покупку крипты с драконовскими процентами на операцию (чуть ли не 10%).

— Почему ты ушел из Zero?

Я проделал огромный кусок работы: сделал приложение, карточку (скоро она должна наконец появиться на рынке), упаковку. У меня не было цели всю жизнь этим заниматься, но я хотел создать банковский продукт, которым мне и моим друзьям удобно было бы пользоваться. Стратегия была такая: сейчас мы запустимся, пройдем стадию роста, найдем этот «aha» moment, когда поймем, что нужно, чтобы люди пользовались продуктом постоянно и можно было масштабироваться до мультимиллиардной компании, а дальше я придумаю, что делать.

Но по пути я понял, что страшно выгораю, я реально много работал, как впрочем и все в компании. Приходишь в офис в 8-9 и в 9 же уезжаешь, и на выходных постоянно приходилось открывать ноутбук и работать. Ты, конечно, стараешься как-то переключаться и отдыхать, но количество стресса зашкаливает, и так в любом стартапе в Америке. Мне не хватало менторства, возможности учиться у кого-то и расти. Это было самым важным. Я хоть и приобрел сильную экспертизу, но это было вынуждено, и развитие шло не в том направлении, которое я выбрал, так просто было необходимо в интересах бизнеса. Хотелось дотерпеть до следующего этапа развития продукта, работу я не искал, но меня переманили.

— Компания Reddit выглядит довольно странным выбором. Чем она тебя заинтересовала?

Конечно, когда мне предложили поговорить с человеком из Reddit, у меня ничего особо не зажглось. Мне написал друг, мол бывший коллега ищет самого лучшего дизайнера в Сан-Франциско, встреться с ним. Я встретился — двадцать минут и я понял: it’s a match. При встрече, кстати, тот мне смог раскрыть только общую идею проекта, которая была ошеломительна. Была концепция и пару фич. Конкретные детали мы уже разрабатывали вместе, когда вышел на работу.

Я ушел не в Reddit. Я пошел работать над серьезными челленджевыми идеями с конкретным чуваком, VP, в котором я увидел того ментора, которого мне не хватало в Zero. У нас команда, из самых лучших инженеров компании. К сожалению, я не могу сейчас рассказывать ничего о своей работе. Официальная должность — Senior UX Designer, III. Это директорская позиция. Помимо всего, на ней нужно нанимать и управлять дизайнерами в своей команде и делать больше, чем продакт-дизайн.

Офис Reddit, кстати, находится в самом центре ануса — в районе Тендерлоин. Поздно вечером на работе лучше не задерживаться. Но мне зато 5 минут на велосипеде до дома, я живу в классном районе Hayes Valley. Мы снимаем небольшую студию в новом доме, возле которого, как я говорю, «бомж не валялся». Такие аппартаменты, когда мы въезжали, можно было купить за 700 тысяч.

— Недвижимость — это, конечно, больная тема для жителей Bay Area. Сколько вообще нужно зарабатывать, чтобы позволить себе купить здесь дом?

Есть несколько способов. Первый уже не актуален, это криптовалюта. Второй — консервативный: копишь 10 лет на downpayment, потом еще 20-30 лет выплачиваешь ипотеку. Самый валидный кейс — сделать классный продукт и продать его, обкэшиться. Конечно, если переезжать так, чтобы работали оба с высокой зарплатой 200+ в год, то накопить на первый взнос можно быстрее, за года три. Но зависит от аппетитов, хотите вы дом или небольшую квартиру-студию — тогда она может стоить минимально 600 тысяч.

Но если сравнивать дом на 120 квадратов и такие же по площади апартаменты в Сан-Франциско, то цена будет примерно одинаковая. В общем, если переезжать работать на галере — то у меня для таких ребят плохие новости. Разве что план получить гринку и найти свою мечту. Если же вы готовы рисковать, то необязательно даже делать свой проект, можно устроиться в стартап, получив долю, чтобы в будущем выйти в кэш.

— Я думаю, ты знаешь, что в Украине такой вариант считают раскладом для дурачков.

У меня местный друг решил открывать в Украине офис разработки. И вот он рассказывает, как нанимает сотрудников и предлагает долю в компании и зарплату, а ему говорят — нет, не интересно, давай только деньги. Так это же отлично для фаундера! Инвесторы его спрашивают: «Сколько у тебя сотрудников в доле?» Ноль! Они были в приятном шоке, больше бабок владельцам и инвесторам.

— Были ли у тебя какие-то стереотипы, которые разрушились после переезда? Или ты был хорошо осведомлен о том, как тут все устроено, и переезжал осознанно?

У меня не было каких-то предубеждений, не было особых сюрпризов. Тут очень комфортный высокий уровень жизни. Пожалуй, меня удивило то, что много, чуть-ли не ⅓ всех людей долбит наркотики. Я не предполагал, что это настолько распространено и считается обычным делом. Речь не про рекреационную полностью легализованную с 2018 года марихуану. Это грибы, «молли», аддерал, модафинил и пр.

Я думаю, причина в том, что наши мозги все-таки не рассчитаны на то, чтобы так много работать. Нужно себя стимулировать, иначе очень сложно перфомить на высшем уровне в окружении пираний, готовых тебя сожрать. То есть люди используют допинг не для кайфа, а чтобы быть более продуктивным. Здесь все уже работают в классных компаниях, поэтому привычная мотивация какими-то достижениями не действует, нужны какие-то другие стимулы. Что еще остается, деньги? В общем, жрешь колеса и вперед — к бабкам!

Еще одна вещь, которая до сих пор смущает, — декларируются профеминистские и антирасистские настроения, но во всех компаниях руководители высшего звена поголовно сексисты и расисты. Публично говорится одно, а на деле — все совершенно по-другому. Скандал в Uber — это только вершина айсберга, в индустрии столько всего творится. Например, все эти закрытые вечеринки для венчурных капиталистов и фаундеров.

Сан-Франциско — это такой специфический город, в котором сильное напряжение, но нет секса, поэтому много различных девиаций. Здесь работа, новые идеи — превыше всего. Но так или иначе организм все равно ощущает необходимость в том, от чего отказывается, — во сне, отдыхе, чтении, релаксе на пляже, сексе, нормальных отношениях. И люди в каком-то смысле заставляют себя предаваться простым удовольствиям и отдыхать, но это не значит, что они гедонисты в режиме 24/7. Разве что в субботу или воскресенье, например, а так — все здесь страшные трудоголики.

— Для тех людей, которые хотят понять Сан-Франциско, проникнуться городом, можешь описать свой любимый маршрут на день: куда сходить, что увидеть, где поесть?

На день очень сложно — слишком много всего яркого. Но ко мне как-то приезжал друг, и я успел показать ему ¼ всего за два дня. Мы были на машине, но это ужасно неудобно. Парковка просто забита. Самый удобный способ — это прыгнуть на электрический Jump (Uber Bike) с полным зарядом и объездить все точки, обильно останавливаясь и фоткая. Обычно мы завтракаем рано где-то в Hayes Valley или Lower Heights. Идем смотреть парк Painted Ladies на Alamo Square. Dolores Park. Мороженое. Районы Castro, Divisadero, Pacific Heights. Студия Джорджа Лукаса Lukasfilm в парке Presidio. И, наконец, Golden Gate Bridge. Если на велосипеде, то в этот день удастся еще вместить: посещение енотов в Golden Gate Park, район хиппи Haights Ashbury, Golden Boy Pizza, Ina Coldbrite Park, Coit Tower, Pier #7, Embarcadero.

Похожие статьи:
Гелловін — традиційна пора страхітливих історій та байок. Вистачає їх і в роботі програмістів. Українські розробники розповіли DOU...
Компания Toshiba представила портативный накопитель Canvio Premium, который заключен в прочный и стильный алюминиевый корпус со скошенными...
А также: модуляризация приложений, кросс-платформенный Flutter, паттерны LiveData, кодирование видео, скидка на конференцию,...
На порталі «Дія» запустили нову послугу для підприємців — тепер можна внести зміни до прізвища, ім’я, по батькові...
Ссылки, на которые лучше таки нажать (по мнению автора), отмечены знаком (!) Что-то вроде новостей AdoptOpenJDK Introduces Quality...
Яндекс.Метрика