Опыт обучения в международной школе: как Senior UX дизайнеру повысить свой уровень

Проработав более 6 лет в дизайн-проектах, в какой-то момент я ощутил: мне хочется расширить рамки своих знаний и навыков. Учеба, даже сложная и насыщенная, — это выполнимо. Награда очень велика — формирование себя как профессионала и как личности.

Я бы хотел поделиться моим путем развития — обучением в Hyper Island — одной из самых известных международных школ цифровых медиа, которая меньше всего похожа на «школу».

Определение диагноза

На момент старта поиска путей для развития своей квалификации и экспертизы, я регулярно использовал лишь 20-30% из всех навыков и компетенций, необходимых для профессионального UX дизайнера. Это Stakeholder Interviews, Рrototyping, User Testing. Еще 30% мне посчастливилось использовать на 3-4 интересных долгосрочных проектах — анализ бизнес-процессов, service blueprints, CJM, продолжительные и обширные серии user research. Они сформировали и вырастили меня с профессиональной точки зрения. Но, к сожалению, эти навыки использовались не регулярно в основной деятельности, а после — и вовсе стали ослабевать.

И, наконец, last but not least — почти не используется часть навыков по Product Design, связанных в основном с ранними этапами разработки решения, которые проводятся обычно в продуктовых компаниях. Это анализ рынка, поиск новых возможностей для продуктов, уникальных конкурентных преимуществ в мультидисциплинарных командах.

Как выбраться из такой ситуации и перейти на следующий профессиональный уровень? Искать необычные, сложные проекты с увлеченными клиентами. Именно на таких проектах я и построил свое портфолио.

Однако полтора года назад я решил попробовать получить фундаментальное образование для достижения качественно нового профессионального уровня. Необычно? Пожалуй.

Поиск возможностей

Итак, я начал искать всевозможные курсы по UX, Interaction Design, Human-Computer Interaction и пытаться понять, насколько они мне подходят. Базовые курсы я не рассматривал — для меня они бесполезны, а их большинство.

  • Короткие курсы, онлайн и оффлайн — дорого и обзорно/точечно, отсюда малая рентабельность и полезность.
  • Более длительные, онлайновые — затрагивают одинаковые темы, низкая интенсивность и минимальная связь с преподавателем, часто оценки и обратная связь с помощью peer review. Хорошо для hard skills и формирования базовой системы знаний. Примеры: Interaction Design на Coursera, дизайн-курсы Нетологии.
  • Длительные и оффлайновые — дорогие. Несколько месяцев стоят как master’s degree и при этом все равно состоят из базовых программ. К тому же, проживание на несколько недель или месяцев максимально проблематично в финансовом плане — отели дороги, аренда квартиры на такой короткий срок невозможна. Примеры: курсы Norman Nielsen Group в США и Европе.
  • Master degree! При высокой стоимости (зависит от страны и вуза — от $1К до $25К+) дает наибольшее количество практики. Есть возможность более или менее фундаментально пересобрать в голове все концепции, сделать короткие практические проекты с начальной стадии по Define стадию. Отработать как раз те шаги, которые так редки в повседневной деятельности.

Я посмотрел также разнообразные курсы в технических университетах, школах дизайна. Из примечательных особенностей — остается минимум времени на подработку (ограничения для сохранения эффективности учебы со стороны университета). Помимо цены за обучение, важным фактором была и продолжительность. В среднем мне попадались курсы с продолжительностью год-полтора на дневном обучении.

Для меня такой формат не подходил по двум причинам:

  • Жить за границей более полугода за свой счет очень накладно.
  • Оставлять свою жену и близких на год или больше было бы невыносимо.

В ходе продолжительных поисков мне попался Hyper Island. Он сразу же «купил» меня своей сжатой и очень структурированной программой. Очная часть с основной теоретической и практической частями за счет интенсивности была сжата до полугода. Остаток года предстояло потратить на самостоятельную заочную работу над дипломом.

Еще одним важным аргументом «за» был город Манчестер — крупный деловой и образовательный центр. Он не такой баснословно дорогой, как Лондон, но и не маленький тихий кампус на периферии. Золотая середина была найдена, и я выбрал программу MA Experience Design.

Northern Quarter, Манчестер, вид из университетской студии

Подготовка

Определившись с университетом и программой, решил не затягивать и через неделю начать собирать документы.

Первоначально я планировал отказаться от участия в проектах компании и полгода жить на оставшиеся сбережения (что было бы очень нелегко). Однако, когда я поделился своими планами в компании, мне предложили не сжигать все мосты, а попробовать вести мой проект удаленно на part-time, пользуясь помощью Junior-дизайнера. Проектом я занимался в основном рано по утрам перед парами и во время обеденного перерыва, чтобы время совпадало с активными часами команды в Харькове. А коммуникации с заказчиком из США удобно попадали на время после занятий (которые шли с 9 утра до 5-6 вечера). Не думаю, что реально обойтись без дохода, уезжая учиться на 6-18 месяцев. Рart-time на своем хорошо знакомом проекте намного эффективнее, чем обычный freelance, с большим overhead по административным задачам и коммуникациям.

В сборе документов самым сложным, помимо перевода кучи документов, было сдать экзамен по английскому IELTS (academic). Ситуация усложнялась тем, что до конца приема документов был лишь один свободный слот, причем в Киеве. После пары недель натаскивания на задания теста с хорошим преподавателем, удалось сдать тест с приятным превышением проходного балла. Вторым по сложности было портфолио: я очень переживал за предстоящий конкурс и готовил его очень долго и тщательно.

Загрузив сканы всего собранного за пару месяцев, я нажал заветную кнопку Submit Application и стал ждать. Через месяц прошел собеседование, во время которого поговорили о моей мотивации, целях, профессиональном опыте. Вот и все, через две недели — заветное зачисление. С момента решения поехать учиться прошло 5 месяцев, до начала учебы оставалось 3 месяца. Все они ушли на получение британской визы.

Особенности учебы

Программа в университете построена на командно-проектной работе. Весь курс обучения состоит из 3-5 проектов: куратор разбивает поток на команды, которые получают настоящие заказы от известных компаний.

Определяющие и самые ценные особенности учебы в Hyper Island:

  1. Преимущественно командная работа. Как и в индустрии — проекты делаются командами дизайнеров. Индивидуально выполняются только письменные работы по результатам каждого курсового проекта: обзор темы курса, литературы по ней и анализ-ретроспектива командного курсового проекта.
  2. Не преподаватели придумывают проекты. Продуманные, хорошего уровня брифы приносят компании-партнеры университета. От студентов они ожидают анализа рынка и продуктов для валидации их собственных исследований. Безусловно, им интересны свежие, независимые идеи: от стратегий в необычных сегментах рынка, до прототипов продуктов и сервисов. Компании делают все, чтобы сделать студенческие проекты максимально применимыми для своих целей.
  3. Самостоятельная работа команды:
    • взаимодействие с заказчиком для корректировки проделываемой работы пару раз в неделю;
    • взаимодействие с консультантом-экспертом по методикам работы — 1-2 раза в неделю по полчаса.
  4. Еще один важный аспект учебы — участие профессионалов из известных компаний. Они выступали в качестве приглашенных лекторов, кураторов-консультантов (supervisors) курсовых проектов, представителей заказчика (product owners).

Мы учились у представителей крупнейших design consultancies, список далеко не полный:

  • IDEO (London) — руководитель отдела исследований лондонского офиса, проработавшая в IDEO 10 лет;
  • ustwo (London) — один из двух основателей компании, сравнимой по уровню с IDEO;
  • R/GA, SapientRAZORFISH, ZONE (London) — Chief Creative Officer крупнейшего независимого дизайн-агентства в UK, до этого 15 лет проработавший дизайн-лидом в R/GA (New-York) и еще 5 лет в Sapient.

Вышеуказанные лекторы, таким образом, представляют крупнейшие мировые дизайн-агентства, включая как Design Consultancies, так и Digital Agencies, находящиеся на пути бизнес-трансформации:

  • Barclays — product owner, руководитель отдела инноваций банка из четверки крупнейших в UK, с брифом о повышении финансовой грамотности клиентов;
  • BBC — product owner, менеджер, руководивший реформированием корпоративной культуры главного офиса BBC, когда он был закрыт в Лондоне и перенесен в Манчестер;
  • IBM Retail IoT division (London) — во время проекта по бизнес-трансформации донорской службы министерства здравоохранения Соединенного Королевства;
  • Adidas — product owners с брифом по реформированию human resource политик в британском офисе компании;
  • Speedo — product owners с брифом по повышению популярности и регулярности занятий плаванием у любителей.

Мы посещали офисы всех вышеперечисленных компаний, и в этих же офисах, а не в университете, презентовали результаты наших курсовых проектов.

Мои личные открытия и откровения

Они могут показаться вам более или менее очевидными, но мне удалось получить очень много подтверждающего опыта. Недавно я столкнулся с похожими выводами об учебе в d.school на одном из воркшопов от Саши Акименко, одного из главных энтузиастов дизайн-мышления в Украине.

  • Команда и проект могут, при вдумчивом подборе, выиграть от присутствия разных людей, как с точки зрения типов личности (team dynamics), так и профессиональных навыков (multidisciplinary team).
  • Оказывается, есть пропасть между тем, насколько я продуктивен и полезен в командах разного состава и типа. Таких разительных различий в моей профессиональной практике я не наблюдал. Круто, что есть разработанные методики построения команд с хорошим уровнем эмоциональной и профессиональной совместимости и сплоченности. Этими вопросами сейчас особенно активно занимается мой друг и однокурсник по Hyper Island, Ваня Голяков.
  • Ценности дизайн-мышления, которые раньше были просто словами, приобрели смысл после практического использования:
    • Discovery — поиск решения. С этим я сталкивался всего на нескольких сложных проектах, где заказчики знакомы с концепцией user-centered design. Мне доводилось долго интервьюировать, говорить с людьми, закидывать широко сети в поиске первоисточника проблемы или потребности группы людей. Я научился сначала разбираться в проблеме (discovery and empathy), а потом прорабатывать прототипы, при этом не затягивать с поиском широкого круга решений (divergent thinking and ideation).
    • Ideation этапы и техники — как быстро генерировать множество идей (divergent thinking), обсуждать их с командой, а потом сообща отбирать объективно лучшие (convergent thinking).

Пусть мой пример вас вдохновит

Всегда есть чему поучиться, и возможностей масса — на любой вкус и требования. Даже пойти учиться в университете, имея уже опыт практической работы — нормально.

За время учебы удалось много узнать:

  • о себе;
  • о людях как личностях и профессионалах;
  • о том, как организовывать и управлять командами;
  • как искать решения проблем, которые сложно сформулировать;
  • о том, как сейчас развивается индустрия проектирования пользовательского опыта и сервисного дизайна.

Словом, это то, чему трудно научиться по книгам или онлайн, и то, для чего существует очное образование.

Думаю, никогда в истории мира, возможности для обучения не были так широки, как сейчас. Смело выбирайте то, что вас интересует, планируйте и приступайте: книги, онлайн и оффлайн курсы, университеты помогут измениться вам и изменить жизнь к лучшему.

Похожие статьи:
Анна Саварин — Site Reliability Engineer у французькій компанії Criteo. У дванадцять років вона імігрувала з родиною до Сполучених Штатів,...
In 2019, if you want to play free Nintendo DS games, which r4 3ds card will you choose? r4i sdhc 3ds rts? r4i gold pro? or r4i gold 3ds plus? we all known that r4i 3ds gold plus is a special Nintendo ds card, it can support DS and...
Чисті прибутки EPAM скоротилися зі $114,7 млн у другому кварталі 2021-го до $18,6 млн у другому кварталі цього року. Про це йдеться...
20 жовтня Кабмін затвердив проєкт закону «Про внесення змін до деяких законів України щодо розвитку індивідуальних...
У свіжому дайджесті DOU News обговорюємо розформування ІТ-частин в ЗСУ, звільнення за російський паспорт, DDoS атаки...
Яндекс.Метрика