Карьера в IT: роль Scrum Master

Продолжаем серию «Карьера в IT»: новая статья посвящена роли Скрам-мастера — специалиста, который отвечает за соблюдение Скрам-процесса и помогает команде эффективней поставлять продукт и приходить к общему пониманию.

Note: статья написана по рассказам украинских Скрам-мастеров и не совпадает с формальным описанием роли в Scrum Guide (руководство по Скрам от авторов методологии). Это связано с тем, что большинство наших IT-компаний практикуют не чистый Скрам, а используют только элементы фреймворка, адаптируя его под свои потребности.

По данным ДОУ, среднему украинскому Скрам-мастеру 30 лет, он имеет зарплату $1500-3000.

Задачи и обязанности

Основная задача Скрам-мастера — обучать участников Скрам‐команды взаимодействию друг с другом и с представителями бизнеса, а также оптимизировать процессы, повышая их эффективность.

В Скрам-команду, кроме Скрам-мастера, входят владелец продукта и команда разработки (3-9 человек). Владелец продукта отвечает за получение максимальной ценности продукта и управляет списком требований к функциональности продукта (product backlog), отвечает за приоритеты и бюджеты. Команда разработки состоит из специалистов разных профилей — программистов, тестировщиков, архитекторов, аналитиков и др.

Скрам-мастер — это лидер команды, но не руководитель в традиционном понимании этого слова, у него нет формальной власти над командой.

«Это существенное отличие Скрам-мастера от традиционных ролей проектного менеджера или тимлида. Благодаря повышенному уровню самоуправления команда разработчиков в Скрам не нуждается в дополнительных менеджерах. Основная миссия Скрам-мастера — создать условия для зарождения самоуправления в команде, потом не дать ей погаснуть из-за микроменджмента или жесткого директивного способа управления. То есть Скрам-мастер — защитник Скрам-ценностей. Это большая часть его работы». (Алексей Кривицкий)

Ключевые обязанности Скрам-мастера:
— обучать команду особенностям Скрам-методологии, внедрять Скрам-практики;
— налаживать процессы в компании и помогать командам брать управление процессами в свои руки;
— выявлять риски и проблемы, устранять препятствия, мешающие прогрессу работы;
— проводить совещания и рабочие сессии для повышения их эффективности;
— выступать в роли фасилитатора и коуча для команды;
— налаживать процессы вне команды, которые так или иначе пересекаются с производственными.

«Я делал ещё огромное множество вещей — устраивал команде и представителям заказчика тренинги и презентации, готовил и обсуждал кучу разных отчётов, планировал вместе с delivery менеджером стаффинг на следующие периоды, помогал с организацией переездов и рассаживал людей, организовывал тимбилдинги, разрешал конфликты, участвовал в найме хороших специалистов и увольнении плохих; помогал, мотивировал, объяснял, показывал, развлекал, заставлял, умолял, кричал и благодарил».

«В Скраме специально убрали роль проектного менеджера и поделили обязанности между владельцем продукта (у которого есть полнота власти и ответственность за ROI проекта) и Скрам-мастером (который отвечает за процессы и людей), а часть и вовсе отдали команде. Таким образом создается баланс, без перекоса в сторону классической модели „Начальник >>> исполнители“. Это позволяет создавать самоорганизованные команды. И только с такими зрелыми командами Скрам действительно начинает работать продуктивно». (Артем Быковец)

Чтобы отслеживать эффективность процесса, Скрам-мастер может использовать определенные метрики, например: quality, cycle time/velocity, number of issues, content of the sprint, team happiness.

Скрам-мастер работает со Скрам-командой, заказчиками, но не является начальником или подчиненным кого-либо из коллег (image by John Yorke)

Из 15 Скрам-мастеров, давших интервью для написания статьи, только четверо занимаются исключительно обязанностями Скрам-мастера, ведя одну или несколько команд. Остальные совмещают эту роль с позицией менеджера проекта, тимлида, QA или бизнес-аналитика.

«Компании утверждают, что работают по Скрам и делают Agile, но зачастую просто формально переназывают проектных менеджеров Скрам-мастерами, не меняя при этом сути. Это печально, но факт (зато зарплата выше). Как утверждает Крег Ларман (автор Large-Scale Scrum) в своих законах неуспешности изменений организаций: «Компании так или иначе оптимизируются, чтобы их статус кво не менялся... Как следствие, любая инициатива по изменению структуры или процесса будет сведена к переопределению новой терминологии, чтобы значить по сути те же старые понятия». (Алексей Кривицкий)

«Я не совмещаю роль Скрам-мастера с другими ролями. Более того, я уверен что полноценно помочь Скрам-команде стать эффективнее может только выделенный Скрам-мастер, который проводит с командой 50% времени или более». (Александр Карицкий)

Однако вопреки канону, многие украинские Скрам-мастеры считают сочетания ролей удачной практикой:

«Сочетание „ПМ + Cкрам-мастер“ я считаю удачным, ведь именно ПМ работает с планированием проекта, рисками, кризисами, приоритетами от клиентов и может внедрять новые процессы, расширять команду и всячески ее мотивировать. Работу ПМ-а можно описать как человек-план, а работу Скрам мастера — человек-процесс».

«Мне кажется, нецелесообразно тратить ресурсы девелопера на дополнительные активности. Лучше всего когда роль Скрам-мастера берет инженер по качеству или бизнес-аналитик. Не могу сказать, что совмещать легко, но как QA я в курсе всего процесса разработки».

Типичный рабочий день Скрам-мастера включает в себя:
— Скрам-митинги (ежедневный митинг продолжительностью до 15 минут, а также в зависимости от фазы спринта может быть запланирована одна из более длительных встреч — планирование спринта, обзор спринта или ретроспектива спринта).
— Решение приоритетных текущих вопросов (например, собрать, проанализировать, распространить информацию, запланировать и подготовить митинги, составить и обсудить дальнейшие планы).
— Работа с командой, встречи 1-на-1.

«С утра проводим стендапы с каждой командой, дальше встречи — с владельцем продукта для уточнения спецификаций и планов, с командой для планирования. Дальше зарываюсь в JIRA и готовлю отчеты, смотрю метрики, собираю следующие спринты для планирования, читаю новые спецификации. Если сегодня день демо и ретро — фасилитирую одно общее демо и ретроспективу для каждой команды. Дальше собираю обратную связь и структурирую информацию».

«Каждое утро смотрю на командную доску в JIRA — какие задачи были закрыты, какие попали в тестирование, к каким только приступили к разработке — обновляю графические показатели успеваемости команды по поставке обещанного инкремента в спринте и инкремента по продукту в целом. Провожу ежедневную встречу, на которой составляем план работ на ближайший день и сверяем, насколько наша стратегия по разработке фичи оптимальна. Далее — встречи с владельцем продукта, заказчиками, руководством, другими менеджерами или Скрам-мастерами. Затем решение командных вопросов и взаимодействие с другими командами по составлению графика выполнения смежных или совместных работ — приблизительно так проходит каждый день».

Активности full-time Скрам-мастера — сводка за 2 недели работы (source)

«Самое главное в течение дня — быстрая и эффективная реакция на возникающие проблемы. Зачастую приходится откладывать в сторону рассуждения о том, что тут собрались взрослые люди, и что они смогут решить простые проблемы сами. Надо активно вмешиваться везде, где есть подозрение, что кто-то что-то не так понял и делает что-то не то. Например, разработчик предположил, что владелец продукта имел в виду одно и поленился уточнить. Сразу надо вмешаться и простимулировать разработчика уточнить требование сейчас, а не ждать 3 дня, делая никому не нужную вещь. Или если у разработчика исчез доступ к внутренней библиотеке, и он не знает как быть — надо помочь решить такой вопрос как можно скорее, даже если это требует просто хождения по офису с вопросом кто знает, как это чиниться. Или видишь назревающий конфликт между двумя сотрудниками — сразу приступить к его решению, не дожидаясь, пока они начнут делать друг другу гадости и тормозить работу. Я здесь утрирую, чтобы показать, что задачи в течение рабочего дня могут быть совершенно разные и непредсказуемые».

Преимущества и недостатки

Роль Скрам-мастера больше всего подходит специалистам, которым нравится работать с людьми и процессами:

«Я по натуре очень организатор и очень „обеспечиватель“, именно этим и занимается Скрам-мастер — коуч, наставник, учитель. Так как прямого влияния на команду у него нет (вспомните servant leadership), но команду можно вырастить и замотивировать, Скрам-мастеру нужно быть хорошим переговорщиком. Это невероятно зажигает».

«Люблю улучшать то, что нужно и можно улучшить. Люблю организовывать людей и вместе с ними достигать поставленных целей. Кроме того, люблю логичные, обоснованные, структурированные, но не избыточные подходы. Скрам как раз такой — есть довольно небольшой набор более чем логичных правил и процедур. Если их соблюдать и руководствоваться хоть долей здравого смысла в остальном, можно с высокой долей вероятности получать хорошие результаты».

«Нравится экспериментировать и постоянно улучшать качество создаваемой фичи через поиск и реализацию вариантов улучшения процесса разработки и поставки инкремента пользователю».

«Мне нравится разработка в стиле agile — быстрая, прозрачная, эффективная. И мне нравится организовывать команды работать таким образом. Здесь чувствуется жизнь и видишь небольшие изменения в продукте и процессе каждый день».

«Часто чувствую себя универсальным солдатом, который должен сделать все возможное и невозможное, чтобы помочь команде достичь целей спринта, целей релиза».

Задача Скрам-мастера — постоянно улучшать процесс, выявляя и устраняя проблемы, мешающие прогрессу работы

Недостатком специальности называют отсутствие рычагов влияния на проект: по сути Скрам-мастер не принимает решений, он может только направлять.

«Мне в этой роли не хватает непосредственного people-менеджмента. Я работаю с процессами и не работаю с развитием людей по отдельности, не ставлю personal objectives и не провожу для них appraisal. Этим занимается Team Leader на проекте. По этому нужно хорошее взаимодействие с ним для того, чтобы влиять и принимать участие в personal development для каждого члена команды».

«Скрам-мастер помогает команде решить проблемы и получить „медали“, при этом зачастую остается в тени и в силу менталитета отечественных разработчиков не получает даже элементарной благодарности. Если ваше эго велико, то это не ваш путь ;)»

«Скрам стал модным трендом. Многие компании внедряют его, не задав важный вопрос — „А зачем он нам нужен и что это решит?“. Непонимание базовой потребности создает дальнейшую боль для Скрам-мастера, внедряющего скрам в процесс разработки».

Как стать и куда двигаться дальше

Must have теория изложена в Scrum Guide, также можно почитать книгу «Scrum. Революционный метод управления проектами» Джеффа Сазерленда, одного из основателей Скрама. Также рынок предлагает множество курсов и мастер-классов. Можно получить официальную сертификацию — это поможет систематизировать знания и получить бонус-строчку в резюме.

Скрам-мастеру не обязательно углубленно владеть технологиями (хотя азы не помешают), но важно хорошо понимать процесс разработки и поставки продукта, чтобы уметь видеть узкие места в процессах. Поэтому необходим прошлый опыт работы в индустрии — например, на позициях менеджера проекта, QA, бизнес-аналитика или тимлида.

«Навыки Скрам-мастера — понимание гибкой методологии разработки, развитый навык стратегического планирования, неформальное лидерство, прекрасное понимание жизненного цикла разработки продукта, отличные коммуникативные навыки, гибкость в принятии решений, навыки разработки — опционально, навыки тестирования — опционально. Попасть не сложно — главное не просто понимать, а полностью принять и синтезировать принципы гибкой методологии, мира Agile, научиться жить и мыслить ими как своими собственными идеями».

«Скрам-мастер — это специалист гуманистической инженерии, если можно так сказать. Поэтому, кроме понимания процессов разработки и поставки, очень важно начать разбираться в групповой динамике команд, источниках самомотивации людей, конфликтологии — собственно, становиться коучем для всей команды и ее участников. Это означает начинать подниматься на уровень выше — от дедлайнов, майлстоунов, проектных планов и репортов к таким долгосрочным вещам, как построение стабильных высокоэффективных команд и культуры постоянных экспериментов и улучшений». (Алексей Кривицкий)

Позиция скрам-мастера объединяет в себе 8 ролей, каждая из которых имеет свои инструменты воздействия на команду (image by Barry Overeem)

Из специальных знаний — понимать Agile Reporting (backlog tracking, burndown metrics, cycle time, velocity, team capacity), владеть и понимать specification by example, continuous integration, delivery и deployment, user story mapping, разбираться в различных практиках, принятых в индустрии (TDD, BDD, user stories, iterative development, pull approach), чтобы потом это внедрять в командах.

Необходимые личные качества:
— любить работать с людьми, помогать им, заниматься организацией работы команд;
— быть фасилитатором, то есть уметь организовать группу таким образом, чтобы она достигла стоящие перед ней цели;
— уметь планировать и эффективно анализировать информацию;
— стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию;
— быть стрессоустойчивым.

«Надо уметь находить подход к разным людям, понимать кому дать больше свободы, а кого необходимо микроменеджить. Иметь большую долю толерантности и терпения, хорошие организационные способности, умение провести эффективную коммуникацию, научить команду эффективной коммуникации».

«Важно понимать истинные бизнес-цели проекта, инженерные практики, архитектуру; уметь слушать людей; чётко понимать границы ответственности между разными участниками процесса; знать, как можно достичь одного и того же разными методами, учитывая ситуацию на проекте; быть лидером; уметь эффективно общаться с заказчиками/командами/менеджментом; грамотно управлять своим вниманием, энергией и временем; понимать и работать с мотивацией команд; постоянно совершенствоваться в Agile методологиях, чтобы вовремя выбирать оптимальный подход».

Возможные карьерные пути Скрам-мастера:
— расти как специалист по гибким методологиям — стать Скрам-тренером (обучать других Скрам-мастеров, проводить треннинги);
— освоить другие Agile-фреймоврки и стать Agile-коучем — внедрять методологию на уровне программы или всей организации, тем самым трансформируя компанию на основе Agile-мышления;
— попробовать себя в роли владельца продукта;
— освоить специальность менеджера проектов, delivery менеджера или бизнес-аналитика.

Карьерный рост Скрам-мастера в рамках Agile (image by Paul Heidema)

«Согласно отчету LinkedIn, из списка 20-ти самых перспективных специальностей, Скрам-мастер — на 10-м месте хит-парада. Это означает, что в ближайшие годы мы увидим рост интереса к этой роли и наплыв желающих ее познать и осилить. А значит, уровень запутанности и недопонимания этой особенной роли только увеличится». (Алексей Кривицкий)


Благодарю за помощь в написании статьи Артема Быковца, Алексея Кривицкого, Сергея Волотовского, Александра Карицкого, Анну Лаврову и 14 других украинских Скрам-мастеров, которые рассказали DOU о своей профессии. Приведенные в статье цитаты взяты из их рассказов.

См. также cтатьи о других специальностях в IT.

Похожие статьи:
У рубриці DOU Проектор всі охочі можуть презентувати свій продукт (як стартап, так і ламповий pet-проект). Якщо вам є про що розповісти —...
Олексій Фурман у 28 років прийшов у GameDev, покинувши успішну кар’єру фотожурналіста. В інтерв’ю DOU він розказав, у чому полягає...
Всім привіт, мене звати Іван, і я IT-юрист в Legal IT Group. Мені доволі часто доводиться мати справу із форматом співпраці...
Мы уже рассмотрели в первой части следующие техники: stakeholder analysis, user story mapping, ролевая модель и сценарии...
Александра Ковалева — Head of Softengi Training Center, Senior Testing Consultant и мама двоих детей получила награду Ukrainian...
Яндекс.Метрика