Как и почему программист с 9-летним опытом переехал в Латвию, а не на Запад
Сергей Лантратов начал карьеру в 2007 году. Работал в компаниях Lohika и SoftServe во Львове. С его опытом можно было процветать в Украине или выбрать любую западную страну для переезда. Но в 2014 году Сергей принял приглашение переехать в Латвию для работы в корпорации Accenture. Через год он вернулся в Украину, однако прожил тут недолго. В этом году, имея за плечами уже 9 лет опыта, Сергей принял новое предложение из Латвии от компании C.T.Co.
Почему именно Латвия? Чем отличается жизнь и работа в Латвии и Украине? Об этом Сергей согласился рассказать в интервью.
О переезде
— Почему ты выбрал именно Латвию, а не одну из стран Запада?
Латвия — это все-таки страна Запада. Шенген, как ни как, и при этом очень близко к Украине — можно быстро мотнуться к родителям, к друзьям.
На самом деле, целенаправленно страну не выбирал. Хотя у меня есть четкий список, куда не хотел бы переезжать: это Средиземноморье из-за жары и Германия — мне кажется, там надо ну совсем работать-работать...
Весной 2013 я понял, что мне надоело работать в офисе по 8+ часов, я перестал получать удовольствие от проекта и от самого кода — хотя задачи были интересными и явно было куда двигаться. У меня наступил кризис среднего возраста разработчика:). Поэтому летом я уволился и после месяца поездок и отдыха пошел работать фрилансером.
Осенью, уже работая на фрилансе, ко мне начали активно стучаться рекрутеры с предложениями переехать в Европу. Я так понимаю, что на меня начал работать профиль в Линкедине, в котором накопилось много лет опыта и проектов в разных компаниях, — все рекрутеры приходили оттуда. Собственно, Латвия оказалась первой страной, куда я прошел. До этого было несколько интервью в другие страны, по которым я не подошел.
Сейчас я склоняюсь к мысли, что первый переезд был продолжением моего эксперимента с фрилансом и уходом из офиса. Все-таки, на тот момент у меня не было ни семьи, ни каких-либо серьезных отношений, и я мог позволить себе экспериментировать с работой и временем.
— Что произвело на тебя наибольшее впечатление в Латвии?
Больше всего меня удивил общественный транспорт — ходит как часы. Маршрут можно запланировать, не выходя из дома, с точностью до нескольких минут — причем все это на официальном сайте муниципального перевозчика (Rīgas satiksme).
Также удивила работа миграционной службы, и вообще государственных установ — нет очередей, все по номеркам. Приятно заходить и выяснять свои дела.
А из негативного: гигантское количество старых — именно старых, а не старинных — деревянных домов. Когда ехал из аэропорта на съемную квартиру в первый приезд, аж расстроился тому, насколько все грустно... Но это быстро прошло — в тот же вечер уже сидел в старом городе на праздновании Дня Святого Патрика, и все как рукой сняло:)
— Что стало причиной возвращения из Латвии в Украину?
Причин было несколько, но основные были две: в 2014 году было совсем не понятно, что будет происходить на юге Украины, а у меня там — в Одессе — родители и сестра. Я просто хотел, чтобы в случае чего была возможность одним днем перевести их в гарантированно обустроенное место во Львове (я возвращался во Львов). И вторая — личная жизнь.
— Почему принял новое предложение из Латвии после года жизни в Украине? Родина разочаровала?
Нет, Украина меня не разочаровала. Просто все те причины, которые способствовали моему возвращению во Львов, перестали быть такими существенными. Фактически, когда я перестал следить за новостями, я был готов к новым переездам.
А вернуться я решил после того, как съездил в феврале 2016 на местный фестиваль пива, приуроченный к празднику Mētenis (аналог Масленицы) и душевно пообщался с рижскими друзьями. На тот момент я как раз заканчивал большой проект, и вставал вопрос, за что браться дальше.
Разослал свое резюме, прошел сначала в другую компанию, не C.T.Co, но там слишком долго решали со стартом релокации. Так что меня перехантил Ситико на бóльшую зарплату.
О Латвии
— Чем отличается жизнь и работа в Латвии и в Украине?
Основное отличие, как по мне, это социалка. И это единственное, ради чего действительно стоит переезжать — все базовые взаимодействия с государственными структурами не заставляют чувствовать себя каким-то лишним и нежеланным, мягко говоря.
Дальше идет тот самый общественный транспорт. Сильно разнятся и цены на автомобили — для примера можно посмотреть ss.lv. Кстати, это очень полезный сайт объявлений, если вдруг кто задумает переезжать.
Вообще, чувствуется, что тут более серьезно и добросовестно относятся к своей работе. Не могу сказать, это происходит из-за менталитета или системы наказаний... Скорее всего, есть и то, и то. Но человеком себя здесь чувствуешь больше.
— А что общего между Украиной и Латвией?
Остатки совка во многих местах. Особенно в головах некоторых слоев населения. Обиженных на распад СССР здесь хватает. Эта «обида» еще и подкрепляется политикой государства в плане граждан/неграждан и событиями
Общее — по крайней мере для айтишников — это разность в уровне жизни между средним гражанином и айтишником. Она не так существенна, как в Украине, но, тем не менее, она есть. Соответственно — круг знакомств, маршрутов, времяпрепровождения так же сдвинут в сторону «сыров по 500», если сравнивать с остальными гражданами.
— Какие в Латвии зарплаты? После переезда ты выиграл или потерял в уровне жизни?
Зарплаты в Латвии не существенно выше, чем в Украине. Можно сказать, что суммы те же, но не в долларах, а в евро. Более того, насколько я знаю, в Киеве можно получать столько же или даже больше. Во Львове-Одессе — меньше на пару сотен. Уровень жизни в принципе улучшился за счет адекватных сервисов, возможности свободных поездок по Европе и, банально, лучшего ассортимента в супермаркетах. Но с точки зрения «позволить себе» — уровень жизни просел. Здесь вы можете позволить себе меньше ништяков и плюшек на свою зарплату, чем в Украине — просто потому, что общий уровень жизни в Украине ниже.
— Учишь ли ты латышский язык? И нужен ли он в работе?
Да, сейчас вот начал учить. Хотя для работы в ИТ он не нужен от слова совсем — рабочий язык в основном английский.
Вообще, с языком интересная ситуация — все, кому примерно за 30, знают или понимают русский. Это все наследие СССР. Но ребята, которым по 20, русский уже могут не знать — тут помогает английский. Правда, есть большое «но» — ценники во всех супермаркетах, таблички во всех местах общего пользования, объявления, радио, реклама, многие местные сайты — все это на латышском. Дубляж на английском идет разве что в меню кафе и ресторанов. Так что базовый набор слов в первый месяц-два набирается гарантированно.
Кстати, прекрасное решение в кинотеатрах — фильм показывают на языке оригинала с латышскими и русскими субтитрами (привет всем, кто считает, что русский притесняется, ага). Озвучку делают только мультикам — и то есть как латышская, так и русская озвучки, можно выбрать сеанс и все понимать.
— Что можешь посоветовать тем, кто только обдумывает возможный переезд за границу?
Брать и переезжать:). Особенно если у вас нет ничего, что держит вас на одном месте. Это прекрасный опыт, даже если он окажется (покажется вам?) негативным. Самое главное — решить для себя, что переезд приемлем, очертить круг стран, в который хочется попасть, и начать разговаривать со стучащимися к вам в Линкедин эйчарами. Если вы знаете адекватные компании в городе, в который хотите попасть, — отсылайте свое CV. Именно так я и попал в Ригу во второй раз.
Из технических деталей переезда можно выделить контракт (очень часто есть пункт про возврат пени, если вы увольняетесь из компании в течении года после переезда, и его можно попытаться убрать), четкое понимание, как вы переезжаете (компенсации по переезду, делается ли вид на жительство или делается просто рабочая виза и ВНЖ оформляется уже на месте, временные рамки переезда) и страховка (иногда ее выдают после испытательного срока). Очень рекомендую сделать зубы еще в Украине:)
Еще один момент — не стесняйтесь найти уже переехавших в нужный вам город знакомых (через
О карьере и программировании
— Ты закончил Одесский университет по специальности «Физика». Почему пошёл работать именно программистом?
Не просто физика, а «Компьютерная Физика». Что как бы намекает:)
На самом деле, программированием я начал заниматься еще в школе, даже когда у меня не было дома компьютера — очень повезло с учителем (Виктор Викторович, Спасибо Вам!), который по вечерам разрешал заниматься программированием, хотя мы и занимали компьютеры, на которых после уроков играли другие ученики. Так что за 10 класс прошел двухлетнюю программу по Паскалю, в
А в 2007 — после года в аспирантуре — встал вопрос о каком-то адекватном заработке, и работа программером была чуть ли не единственной рассматриваемой. Сначала был небольшой проект на Delphi для одесской компании, потом попал в одесскую Lohika, опять же на Delphi. Дальше уже история.
— Почему ты выбрал именно разработку под iOS?
После
В конце концов выбрал iOS как наиболее красивую по UI и стройную по архитектуре систему. Не могу сказать, что все было так гладко, как я думал, но в общих чертах очень доволен выбором.
— Ты имеешь большой опыт работы в качестве фрилансера. Насколько сложно найти заказы и организовать себя?
В основном я работал удаленно на длинных проектах, что не совсем чистый фриланс, но очень приближен. Найти заказы мне было не сложно. На удивление, меня самого находили через Линкедин. А вот найти короткий проект на
Организовать себя крайне сложно. Это искусство, которое я до конца так и не постиг. GTD в чистом виде у меня не прижился. Очень нравится «Джедайская техника пустого инбокса» — фактически единственное, что я использую. По контролю времени — помидор.
Вкратце — на фрилансе все завязано на самоконтроль и честность перед самим собой. И это очень сложно.
— Получалось ли на фрилансе зарабатывать столько же, сколько платят штатному программисту?
Нет, не получалось. В принципе, на фрилансе я зарабатывал примерно 2/3 от ЗП в офисе. Если вы Бог самоконтроля, и у вас нет увлечений типа «социальной жизни», хобби или семьи — можно зарабатывать больше, чем в офисе. Если совсем напрячься — то и в два раза, работая по 12 часов в день. Для меня фриланс был в первую очередь возможностью уйти от работы в сторону хобби и личной жизни. И, должен сказать, все, что меня интересовало, у меня получилось.
Вернусь ли я на фриланс? Скорее всего нет — мне очень не понравилось заниматься поиском самих проектов. Для меня это гигантский минус.
— Как ты оцениваешь новый язык программирования Swift? Уже пишешь на нём?
Прекрасный язык. Еще немного сыроват, есть детские проблемы. Но сам язык и его возможности впечатляют. А так как это Apple — то за ним будущее минимум в одном продуктовом гиганте с миллиардным рынком. А еще открытие исходников, а еще выход на серверную разработку... Очень интересно, что и как будет дальше, но будет что-то большое.
Да, уже писал на Swift, в том числе и с нуля разработанное приложение. Если есть опыт работы на любом, как мне кажется, языке программирования в несколько лет и понимание, как работает приложение на iOS, — старт исключительно легкий. Очень рекомендую.
— Что можешь посоветовать начинающим разработчикам?
Постарайтесь попасть в команду с реальным продуктом. Совсем не обязательно в большую компанию, хотя там будет легче стартануть. И уж точно не в стартап — нельзя туда неокрепшим разработчикам. Мониторьте школы в крупных компаниях, пишите свои небольшие приложения и выставляйте их в магазины, ходите по собеседованиям и узнавайте, что кому надо.
И не надо пытаться знать все. Время специалистов широкого профиля прошло — и то, что называется Фулл-Стеком и иже с ним, понадобится вам через лет пять, когда вы будете переходить из Senior Developer в Architect и когда вам советы для новичков будут уже не нужны. Выберите интересную для вас область — будь то игры, iOS, веб, базы данных, все что угодно — и постарайтесь просто понимать, что там происходит и как там разрабатывать. От джуниора никто не ждет супер кода и супер самостоятельности. От джуниора ждут, что он умеет учиться.
— Многие опытные украинские программисты работают за границей. Как ты считаешь — это утечка мозгов или всё-таки получение нового опыта, который в будущем поспособствует развитию IT-отрасли Украины?
Да, это утечка мозгов. Процесс естественный, на уровне космоса. И пока в Украине не будет адекватных условий и возможностей — утечка будет продолжаться. К сожалению.
Единственный новый опыт — это возврат в Украину этих самых мозгов с организацией того или иного бизнеса. Или обучение новым технологиям, конференции, помощь с проектами и т.п.
Пока Украина — это прекрасная кузница интеллектуальных кадров. Но рынка для этих кадров в Украине нет: практически все проекты — это аутсорс. Плюс отпугивают условия в самой стране.
— Планируешь ли ты сам в будущем вернуться в Украину?
Скорее всего, нет. Я не вижу, что мне в Украине может быть интереснее или лучше, чем в Европе. А ездить в гости никто не отменял :)