5 книг о мотивации и умении быть счастливым от Виталия Мокосия, СТО Atola Technology
От редакции: в рубрике DOU Books участники сообщества рассказывают о пяти любимых книгах — тех, которые меняют мировоззрение и могут быть полезны читателям-коллегам.
[Виталий Мокосий — CTO в продуктовой хардварной компании Atola Technology. Увлекается геймификацией. Ведет личный блог на рабочие и околорабочие темы].
Последние лет семь я перешел на чтение в основном бизнес-книг. При чем делаю это нетрадиционным образом, поэтому думаю, что мой опыт будет интересен. Мой подход состоит из таких правил:
- читать
6–7 книг параллельно; - по настроению выбирать одну книгу из этих
6–7; - любую книжку можно не дочитать до конца;
- выписывать цитаты или фиксировать свои мысли;
- во время чтения книги обязательно постараться что-то изменить в жизни.
Последний пункт — самый важный для меня. Если книга дочитана, а я не решил что-то улучшить в жизни в практическом смысле, считаю ее малополезной. Мне недостаточно получить знания и эмоции от книги. Это, конечно, помогает и заряжает, и все же я стремлюсь превратить чтение в практику. Иначе зачем было так долго читать? :)
Чтобы чтение было эффективнее, читаю медленно и с паузами. Даже придумал название для этого — медленночтение:) Выглядит это так. Если вдруг после прочтения очередного абзаца мой мозг ассоциативно улетел, то это ОК. Это вполне может привести к конкретному выводу и решению.
Другой пример: читаешь в книге о какой-то технике и начинаешь думать, а как это применить в работе. В голове рождаются очертания эксперимента, который можно предложить команде.
Ниже моя лучшая пятерка книг — про внутреннюю мотивацию и умение становиться счастливым счастливее. Мне эти темы давным-давно кажутся важнейшими как в личной жизни, так и на работе.
Решил сделать ревью в своем формате. По каждой из книг напишу, о чем она, удивительный факт и 5 мыслей/идей автора, которые показались мне наиболее полезными.
Managing for happiness by Jurgen Appelo
Сотрудники, которые становятся счастливее на работе — более эффективны. В книге много практик из Management 3.0. Юрген Аппело — мастер упрощения в изложении своих идей.
Удивительный факт
Бумажная книжка (на английском в оригинале) — в невероятном формате с красочными иллюстрациями и высоким уровнем простоты. Ничего лучше в руках не держал.
5 полезных идей автора
Управлять нужно системой, а не людьми.
Когда хочешь ввести новую практику, например систему наград, и начинаешь сомневаться: «Что, если мои коллеги начнут манипулировать системой?», стоит этот вопрос сразу трансформировать в «Почему я вижу такие риски? Насколько я доверяю коллегам в данный момент?»
Менеджмент — это 5% инструкций и 95% общения.
Техника обратной связи — Feedback Wrap:
- Опиши свой контекст: где находишься, что чувствуешь, ожидаешь.
- Укажи список фактов без своего мнения.
- Опиши свои эмоции (в легкой форме, не грузить человека).
- Отсортируй все по важности.
- Добавь свои предложения, как можно улучшить.
Moving motivators — техника выявления внутренней мотивации. Вдумчиво раскладываем 10 карточек по спаданию важности: Acceptance, Curiosity, Goal, Freedom, Honor, Mastery, Order, Power, Relatedness, Status. Более подробно — в этом видео.
It doesn’t have to be crazy at work by David Heinemeier Hansson and Jason Fried
На русском — «Не сходите с ума на работе» Джейсона Фрайда, Дэвида Хайнемайера Хенссона
На украинском — «Не божеволій на роботі!» Джейсона Фрайда, Девіда Хайнемайєра Хенссона
Культура и практики компании Basecamp от CTO и CEO. Это третья их совместная книга после бестселлеров Rework и Remote.
Удивительный факт
Дэвид Хайнемайер Хенссон — создатель фреймворка Ruby on Rails.
5 полезных идей авторов
Твоя компания — это продукт. Продукт, который создает другие продукты или сервисы. Потому она должна быть лучшим продуктом.
В Basecamp не планируют на год. Долгосрочное планирование создает ложное ощущение безопасности. Другой его негативный эффект — «слишком поздно что-то менять потому, что у нас был придуман план».
10% profit-sharing каждый год для всех сотрудников компании, которые в ней работают более двух лет. Процент каждого не привязан к ролям или перформансу, а зависит только от количества проведенных в компании лет (с верхним лимитом в 10 лет).
Овертаймы. Менеджер, который перерабатывает, создает скрытые ожидания переработок от своих коллег, даже если заявляет о противоположном.
Эффективность vs продуктивность. Когда люди сосредотачиваются на продуктивности, они в конечном итоге сосредотачиваются на своей занятости, стараются наполнять каждый момент чем-нибудь. Чтобы быть продуктивным, нужно занимать свое время и заполнять свое расписание, чтобы делать как можно больше. Чтобы быть эффективным, вы должны уделять больше свободного времени для других дел, помимо работы.
Superbetter by Jane McGonigal
На русском — SuperBetter Джейн Макгонигал
В книге речь пойдет о фреймворке Live Gamefully. Как жить играя, находить источники энергии, становиться здоровее и быть счастливее. Ревью книги на моем блоге.
Удивительный факт
Джейн имеет степень PhD по геймификации.
5 полезных идей автора
Кооперативные игры сближают людей. Участники стараются понять друг друга во время игры, чтобы действовать эффективнее. Это особенно хорошо работает для интровертов. Доказано рядом исследований и экспериментов.
Видеоигры обладают способностью блокировать тревогу даже в самых стрессовых ситуациях. Functional magnetic resonance imaging (fMRI) показал, что кровь в мозгу уходит от зон, отвечающих за обработку сигналов боли. То есть игра не только отвлекает внимание от боли, но и помогает пациенту блокировать болевые зоны.
Почему некоторые люди говорят про негативный эффект от игр? Если человек играет, чтобы избегать проблем реальной жизни, то проблемы будут только усугубляться. Если его цели проводить время с близкими, научиться новому, набраться энергии после рабочего дня, то это приведет к позитивному эффекту. Таким образом игры помогают формировать один из следующих mindset’ов:
- Self-supressive mindset — уход от проблем и, как следствие, ухудшение способности решать их.
- Self-expansive mindset — ты стремишься стать сильнее, энергичнее, чувствовать оптимизм, позитивно влиять на все вокруг.
Музыка, чтение и фильмы обычно не вводят людей в поток. Исследования потока показывают, что интерактивная задача с вызовом дает нам больше контроля над собой и большее погружение, чем пассивные виды отдыха.
Quest: представь, что в сутках вместо 24 часов есть 27. На что бы ты потратил дополнительные три часа?
Actionable gamification by Yu-Kai Chou
Гуру геймификации рассказывает о своем фреймворке Octalysis и техниках его применения. Основой всего является работа с мотивацией человека. Ревью книги на моем блоге.
Удивительный факт
Дочек Ю-Кая зовут Symphony и Harmony.
5 полезных идей автора
«Если бы я был моим собственным ролевым персонажем, я бы не остался в городе бездельничать: смотреть сериалы, развлекаться и оставлять мечты невыполненными. Я бы отправился в пустыню, побеждал монстров, набирался опыта, изучал новые навыки, накапливал ресурсы, объединялся с теми, у кого есть дополнительные навыки, учился у тех, кто имеет более высокий уровень, чем я. Единственная проблема — в жизни нет четких целей и визуальных подсказок „что делать“».
Автор сформулировал 8 Core Drives, которые описывают мотивацию человека с разных сторон.
Удивительная история про Pet Rock в
На митингах люди слушают вас до момента, пока не услышат знакомый паттерн. После этого они сразу же выключаются. Поэтому важно говорить неожиданно и непредсказуемо.
Мотивационная ловушка, известная еще как bonus effect. Фокус на деньгах отвлекает от работы. Награда сужает фокус. Она помогает, когда известен путь к решению. Но, когда нужно проявить креативность, мешает.
The 7 habits of highly effective people by Stephen Covey
На русском — «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови
На украинском — «7 звичок надзвичайно ефективних людей» Стівена Кові
Самая трансформационная книга в моей жизни. Она весьма сложна и глубока, хотя многим кажется все очевидным. Я же вижу, что это зависит от глубины понимания навыков, которые объясняет Стивен Кови.
К примеру, из моих наблюдений: мало кто из людей реально старается в большинстве случаев понять другого прежде, чем быть понятым (навык № 5).
Удивительный факт
Книга опубликована в 1989 году и до сих пор в топе рейтинга Amazon Store в категории Leadership & Motivation.
5 полезных идей автора
Пока человек не сможет открыто и честно сказать: «Сегодня я такой, какой есть, из-за выбора, сделанного мной вчера», этот человек не сможет провозгласить: «Я делаю другой выбор».
Боль нам доставляет не то, что происходит, а наше отношение к тому, что происходит. Разумеется, какие-то события могут доставлять нам физические или экономические неприятности. Но наш характер, наша внутренняя сущность ни в коей мере не должны страдать от этого. Собственно говоря, наши самые тяжелые испытания становятся тем горнилом, где выковывается характер и развиваются внутренние силы.
Сначала стремитесь понять, а потом — быть понятым. Главное — искренне желать человеку добра, внимательно слушать его с эмпатией и дать возможность подойти к проблеме и ее решению в свойственном для него темпе.
Все люди видят мир не таким, какой он есть, а таким, каковы они сами. Мы можем видеть одно и то же, но интерпретируем это по-разному.
Если видите два варианта решения: ваш и неправильный, то всегда есть третья альтернатива, которая будет лучше за счет синергии. Если вы действуете в философии Win-Win, тогда сможете легко найти этот третий вариант.