Как получить первую работу в геймдеве. Создайте портфолио и практикуйтесь на своих проектах

Год поисков, 40 собеседований, недели, потраченные на тестовые. Это цена моей первой работы. С тех пор прошло два года, я сменила несколько компаний, и сегодня я Junior Unity Developer в геймдев-компании Gismart. В статье расскажу про свой карьерный путь, «странные» собеседования и поделюсь лайфхаками о том, как их пройти... или не пройти.

Выбор профессии

К концу школы я грезила журналистикой, посещала кружки, писала статьи для газет. Но за полгода до поступления, в 2014-ом, в стране произошел кризис. Тогда я поняла, что журналистика далеко не всегда бывает честной и объективной, и решила, что на журфаке мне делать нечего. Моей второй страстью были компьютеры. Так я поступила в ХАИ (Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского) на специальность «Компьютерные науки».

В 2015 году вышла игра «Ведьмак», она оставила неизгладимый след в душе, и с того момента я решила, что хочу специализироваться именно на геймдеве. В университете этому не учили, но я пошла своим путем. Все курсовые писала на тему игр. Это помогло углубиться в тему самостоятельно. С начала третьего курса сама постигала Unity, смотрела видео в YouTube, пыталась делать прототипы игр, постоянно усложняя себе задачи.

Однажды я делала игру-платформер, где герой должен был прыгать с острова на остров. Платформа уходила, а герой просто зависал в воздухе. Сегодня я понимаю, что это вопрос всего одной строчки в коде. Но тогда я потратила неделю, чтобы понять, как решить задачу. Зато после этого я не просто сделала работающую игру, а наполнила ее разными фишками: островки были разные, у героя появился оппонент, потом у оппонента появилось оружие, после этого я добавила новых героев-оппонентов и разнообразила оружейный арсенал. Практика — это лучшая учеба, хоть и самая времязатратная.

Скажу честно, профессиональную литературу тогда я практически не читала. Нагрузка и без них была значительная. Считаю, что это была ошибка. Книги начала читать только после того, как устроилась на работу. А ведь это хороший инструмент для самообразования. Возможно, какие-то вещи на практике мне давались бы легче, если бы я начала читать книги раньше.

Начало поисков, или Как я ходила по собеседованиям целый год

В конце третьего курса я стала искать работу. Забегая вперед скажу, что нашла ее только через год, в конце четвертого курса. Факторов, которые на это повлияли, было несколько. Прежде всего, это отсутствие опыта за плечами. Кроме того, вакансий в геймдеве в Харькове немного. По сравнению с Киевом, их количество и вовсе мизерное. И что еще важно, у меня не было человека, который банально мог бы дать совет и направить, как развиваться в профессии.

Когда я только начала поиски, то пыталась устроиться тестировщиком. На очередном собеседовании мне дали анкету, и на вопрос о том, какое у меня хобби, я ответила «юнити-разработка». HR-менеджер спросила, почему я пришла устраиваться на тестировщика, если мне нравится геймдев. Это меня отрезвило. Ведь и правда, зачем предавать свою мечту? С тех пор искала работу только в геймдеве.

Все собеседования шли по одному и тому же сценарию. Мне задавали вопросы, а в конце говорили, что перезвонят. Но, конечно, почти никогда не перезванивали. Мне хотелось понять, в чем причина отказов, но честный фидбек давали единицы.

Однажды была история, когда в рамках тестового я сделала игру, простую, да, но она работала. Я потратила на это три дня. А потом мне ответили: «С тестовым вы не справились, попробуйте через три месяца». «В смысле, как не справилась?» — подумала я. И написала им с просьбой объяснить, в чем причина отказа.

Мы переписывались несколько часов, прежде чем я все-таки заставила их залезть в код и реально оценить работу. Выяснилось, что они не смогли пройти первый уровень в игре и решили, что она не работает. Смотреть дальше не стали. Просто отказали. На работу в эту компанию по итогу меня не пригласили, но этот факт меня не расстроил. Больше расстроило то, что к оценке работы отнеслись поверхностно и, не разобравшись, сделали неправильные выводы.

На собеседованиях задавали два типа вопросов. Первый тип — стандартные. Почему вы хотите у нас работать? Почему мы должны вас пригласить? Чем вам нравятся игры? Как отвечать на эти вопросы, я знала. По сути, все хотят услышать одно и то же. И ответы на них легко найти в Google, да и опыт хождения по собеседованиям дает понимание о том, что говорить. А вот второй тип вопросов — технические. Тут у меня часто случались фейлы. И я решила завести себе специальный блокнот, где после каждого собеседования записывала «хитрые» вопросы.

Еще один лайфхак: когда в конце вас спрашивают, остались ли вопросы, обязательно используйте эту возможность. Я всегда спрашивала, что, на взгляд моего собеседника, мне стоит подтянуть. Так получала фидбек и дома занималась самообразованием. Я считаю, что именно эта тактика помогла в итоге найти работу.

Всего за год я сходила почти на 40 собеседований. Может показаться, что к 40-му моя уверенность в себе и своих знаниях должна была укрепиться. Но на деле все получилось наоборот. На первых пяти интервью я чувствовала себя чуть ли не супергероем. «Я столько знаю! И так люблю игры! Меня обязательно должны взять!». Потом получаешь отказ за отказом, и где-то уже на 34-ом собеседовании тебе начинает казаться, что что-то с тобой не так, что у тебя никогда не получится. Рада, что у меня хватило моральных сил продолжать дальше. Мне очень помог случай.

Первые успехи

В 2018 году в Харькове на базе вуза, в котором я училась, проходил гейм-джем. Задача — сделать игру за выходные. Я была активной студенткой и участвовала во всех связанных с играми мероприятиях. Нашей команде досталась тема «Трансмиссия», и мы не придумали ничего оригинальнее, чем сделать гонки. Оригинальной была идея — гонки на тараканах с механической коробкой передач. Саму реализацию качественной не назовешь, достаточно посмотреть скрины.

В команде было пять человек, все разработчики, поэтому одному пришлось переквалифицироваться в аниматора. Мы понимали наши слабые стороны, поэтому сделали упор на идею и финальную презентацию. Игру презентовала как раз я. В итоге мы выиграли!

В качестве приза я получила билет на геймдев-конференцию, которая проходила в Праге. Это мероприятие меня впечатлило, вдохновило, благодаря этому я познакомилась с несколькими гуру в сфере гейминга. Один из ребят дал совет не соглашаться делать тестовые. Мне показалось это странным, но совету я все же решила последовать, чтобы попробовать все возможные подходы к прохождению собеседований.

Очередная компания, в которую я «постучалась», отправила мне тестовое. Вместо этого я предложила ознакомиться с портфолио, на тот момент у меня уже было несколько игр. Опытный лид может просто «залезть» в код и оценить подход. Так и произошло. Через два дня мне предложили работу. Несмотря на то, что в моем случае совет сработал, нужно учитывать, что я предоставила портфолио вместо тестового. В каждой конкретной ситуации стоит анализировать, каким подходом выгоднее будет воспользоваться.

Проработала я там четыре месяца, мы делали игры для детей. Компания была большая, с офисами по всей Украине. В какой-то момент дела в ней пошли хуже, было принято решение сократить штат. Мне лично позвонил один из кофаундеров и объяснил ситуацию. Это был неожиданный шаг, за который я до сих пор благодарна компании. Обычно об увольнении сообщает твой лид или HR-менеджер, тогда они сделали больше, чем могли.

Вторую работу я искала уже быстрее, примерно через месяц устроилась в аутсорсинговую геймдев-компанию, где проработала почти два года. На мой взгляд, для Junior-специалиста лучший вариант первой работы — это аутсорс. Задания прилетают самые разные, приходится быстро поглощать информацию и учиться. Это тренирует как нельзя лучше. Правда, у меня было много переработок. Это началось не сразу. В какой-то момент компания стала активно расти, а количество разработчиков все не увеличивалось. Иногда я работала по семь дней в неделю — и выгорела. Решила уйти самостоятельно.

Как я нашла работу в текущей компании

Снова начала прочесывать рынок и узнала, что геймдев-компания Gismart открыла офис в Киеве как раз в начале 2020 года. Кроме Киева, у компании есть офисы в Лондоне, Пекине и Минске. Я была наслышана об играх Gismart, сама играла в несколько из них. Масштаб меня впечатлил и напугал одновременно. Но я решила попробовать.

В первый раз мне отказали. Объяснили тем, что релевантных позиций нет. Обещали перезвонить, если такие появятся. Конечно, я не поверила. Нашла другую работу, планировала свадьбу в Харькове. И тут мне звонит HR-менеджер Gismart с предложением о работе и переезде в Киев. Решение я приняла за один вечер.

Проекты с фокусом на гиперказуальные игры, что уже вызов для разработчиков ввиду скорости работы, новый город, возможности. Я уволилась, проработав всего две недели. И мы с женихом — сегодня уже с мужем — перенесли свадьбу. В Gismart помогли с переездом, в соцпакет входит хорошая релокейт-программа. Это тоже подкупает. Но самое важное — у меня наконец появился ментор, тимлид технической команды, который меня гайдит и помогает. Я понимаю, что расту с каждым днем.

Топ советов для Junior-специалистов

Если бы в какой-то момент я не пошла за своей мечтой и не была упорна, то вряд ли сегодня была бы там, где я есть. И вот топ советов, которые, надеюсь, помогут ребятам вроде меня получить свою работу мечты.

  1. Всегда старайтесь практиковаться, придумайте сами себе проект и реализуйте его. Не получился первый? Получится второй.
  2. Читайте профессиональную литературу, не откладывайте это в долгий ящик. Пока выделю две, из тех, что я прочитала, они лучшие: «Чистый код» Боба Мартина и CLR via C# Джеффри Рихтера.
  3. Не отчаивайтесь, даже если вам отказали несколько десятков раз. Вместо этого проанализируйте, что могло пойти не так. Заведите блокнотик, где будете собирать обратную связь, и постоянно подтягивайте свои слабые стороны.
  4. Кто ищет — тот всегда найдёт. Повторяйте это себе как мантру в моменты, когда опускаются руки.
  5. Создайте себе портфолио: участвуйте в конкурсах, сделайте пару проектов бесплатно.
  6. Посещайте профессиональные конференции, знакомьтесь с профессионалами, спросите их совета.
  7. И самое главное, стремитесь работать там, где мечтаете.
Похожие статьи:
Цього разу DOU Ревізор завітав до української сервісної ІТ-компанії Intellias, заснованої 2002 року у Львові. Intellias розробляє програмне...
В базе данных бенчмарка GFXBench и на сайте индийского контроля импорта Zauba отметилась не представленная официально модель...
[Об авторе: Антон Зотов — Associate Vice President в GlobalLogic Ukraine, лидер харьковского офиса компании. Более 15 лет в IT, из которых...
У рубриці DOU Проектор всі охочі можуть презентувати свій продукт (як стартап, так і ламповий pet-проект). Якщо вам...
Web Academy приглашает на 7ми недельную прокачку знаний для С# и .Net dev : Курс ведет сертифицированный Xamarin...
Яндекс.Метрика