Манипулируем пользователями: логика и эмоции

Привет! Меня зовут Ян, и я работаю в сфере ИТ с данными более 10 лет — начиная с телекомов и заканчивая финансами и текстовыми корпусами (text corpus). Работая над одним из своих личных проектов, а именно над AI.Decider — системой помощи принятия ежедневных решений для обычных пользователей, я проанализировал огромное количество информации о том, как на самом деле люди принимают решения. И хотя проект еще далек от совершенства и ожидает нескольких пивотов, накопленная информация, которую я структурировал в этой и последующих статьях, может быть полезна не только в сфере принятия решений, но и всем, кто работает в области User Experience; а это, как мы знаем, достаточно широкая область применения.

Никого на ДОУ не удивит утверждение о том, что мозг — очень сложная штука, до конца не исследованная и потому очень легко манипулируемая. Этой теме и посвящена моя серия статей, в которой я ни в коем случае ничего не изобретаю, но агрегирую знания из множества источников, посвященных копирайтингу, поведенческой экономике и UX. Буду рад, если в комментариях вы пометите книги, в которых уже встречали эти методы и концепты.

Для того чтобы поверхностно описать и использовать методы манипуляции пользователем в сферах восприятия и принятия решений, на нашем уровне нет необходимости анализировать мельчайшие подробности работы мозга, да мы и не сможем. Вспомним утверждение в скандально известном НЛП: «Карта не есть территория». Нам будет достаточно использовать очень простые модели, такие как «Система 1 + Система 2» Канемана, или более детальную модель из трех виртуальных подсистем мозга — «Логика + Эмоции + Инстинкты», известную как APET.

Методы, которые упоминаются в статье, применимы к различным форматам подачи информации, к одним больше, к другим меньше. Подумайте на досуге, как именно вы могли бы их применить в своих проектах.

Ну что же, приступим!

Дисклеймер. В современном мире, где описанные мной и похожие манипуляции применяются ежесекундно на всех уровнях, от бытовых до политических, очень сложно оценить этичность таких манипуляций; посему этот вопрос я не буду рассматривать в статье. Как по мне, зависит от того, какой товар вы собираетесь продвигать; и если он этичен и полезен, нет ничего зазорного в использовании своих знаний для продвижения полезных вещей.

Манипулятивная модель АРЕТ

Модель, изображенная выше, соответствует научной модели APET, построенной нейробиологами, и расшифровывается следующим образом:

  • Аctivating agent — это то, над чем вам предстоит поработать в своем продукте после прочтения этой статьи, триггер для воздействия на позитивное решение пользователя. Этот триггер может быть нацелен на одну из последующих (или все) подсистем модели мозга пользователя.
  • Рattern matching — инстинктивный поиск паттерна на основании предыдущего опыта пользователя.
  • Еmotions — эмоции, которые мы хотим вызвать у пользователей.
  • Тhoughts — логические размышления, для которых мы предоставим информацию в случае, если подсистемы Р и Е не сработали. Ваш продукт не должен быть самым лучшим, он должен казаться самым лучшим.
Несмотря на то что эту модель чаще всего используют когнитивные психологи, мы рассмотрим более интересный вариант. Уличная гопота — большие поклонники этой модели и часто ее используют, хотя никогда о ней не слышали.

Итак, гопник из 90-х подходит к вам с широкой улыбкой, на ходу протягивая руку, чтобы поздороваться, со словами: «Привет, дружище/сосед/коллега!» и т. д. Он, как опытный разводила, подсознательно использует модель APET, оттягивая включение Системы 2 до того момента, когда жертве уже будет поздно думать.

  1. Активатором служит пара позитивных триггеров, которые он вам скармливает: протянутая рука, улыбка, определенные слова.
  2. Наша паттерн-система на 100% включается, распознав знакомые паттерны как неопасные, слово «сосед» и протянутая рука — стандартный позитивный активатор для всех нас.
  3. Улыбка также задействует наш эмоциональный процессинг — и тут у нас тоже нет признаков угрозы, особенно после позитивных распознанных паттернов.
  4. После распознавания паттернов и позитивных эмоций на секунду вам даже может показаться, что вы знаете этого человека. Именно так воздействует на нас Система 1, крича о том, что это знакомый, нечего тут думать. Только потом наша ленивая Система 2 начинает медленно включаться, говоря нам: «Wait a minute...» — и медленно лицо, кажущееся знакомым минуту назад, становится совершенно незнакомым и проявляется противоречие между поведением гопника и тем фактом, что это незнакомец... Но уже поздно =)

Система 2. Логика

Известный поведенческий экономист Даниел Канеман разделяет наш мозг на две условные подсистемы — быструю и медленную, трудолюбивую и ленивую, Системы 1 и 2. В других упрощенных моделях очень схожее разделение:

  • Система 1 = эмоции + инстинкты;
  • Система 2 = логика = когнитивное мышление.

Мы начнем рассмотрение своих манипуляций с логической Системы 2, самой медленной, ленивой и точной подсистемы нашей модели мозга (и самой близкой программистам по духу). Это немного нестандартно, так как эта подсистема последней принимает участие в принятии решений, а иногда и просто дремлет, отдавая бразды правления Системе 1. Зато есть очень много методов, которые применимы в текстовом общении с пользователем (через различные интерфейсы, такие как веб-страницы), да и самое вкусное я оставлю для следующей статьи.

Наша задача при воздействии на Систему 2 — логику очень проста: заставить пользователя воспринимать информацию, которую мы ему предоставляем в том или ином виде, как более убедительную, чем у наших конкурентов или чем та, которая окружает пользователя. Когнитивная система ищет логику и убедительные «факты» в той информации, которую вы ей скармливаете. И если вы предоставите ей убедительные доводы, которые выглядят (но не обязательно являются) правдивыми, этого будет достаточно для того, чтобы выиграть пару лишних очков в гонке за клиентом.

Примеры можно увидеть по отдельности ниже для каждого из предложенных манипуляторов. Для иллюстрации псевдологичных рассуждений вспомните диалог из фильма «Трасса 60», когда Гэри Олдмен рассказывает главному герою о том, что всю жизнь прожил без члена и что «мир становится другим, когда не приходится постоянно думать о сексе и сексуально на все реагировать». Звучит логично, не так ли? Но главный герой ловит лепрекона на этой лжи для Системы 2: откуда тому знать, как живется с членом, и как он может сравнивать с чем-то то, с чем никогда не жил?

Правило трех

Что это. Самый популярный метод, который вы можете встретить буквально везде.

Не верите? Откройте веб-сайт Apple и узрите! Вторая строчка в топе написана именно с использованием этого метода:

Pro cameras. Pro display. Pro performance

Этот же метод вы можете встретить везде: Sex & Drugs & Rock’n’Roll. Хороший, плохой, злой. Вера, надежда, любовь. На старт, внимание, марш. Заходят в бар русский, украинец и американец. Отец, Сын и Святой Дух.

Почему работает (теории).

Есть несколько теорий. Одна историческая, мол, с древних времен привыкли к таким тройным утверждениям. Но мне нравятся две другие:
  • во-первых, 3 единицы — это минимальное количество, необходимое для определения последовательности и систематизации;
  • во-вторых, средний элемент уравновешивает два других (см. Баланс в этой же статье).

Рифмы

Очень много методов из этой статьи более эффективны в английском языке, нежели в русском и украинском, но параллели найти можно. Если правило трех идеально для донесения до пользователя информации в краткой убедительной форме, то лучше рифмованного слогана вам не найти. Стоит использовать рифмы в том случае, если вы хотите заставить пользователя запомнить ваше утверждение.

«Жиллет» — лучше для мужчины нет! Fake it till you make it! Hot or not? Вилкой в глаз или....

Полезные ссылки:

Баланс

Идеи, которые мы хотим донести до пользователя, должны выглядеть сбалансированными; и неважно, есть ли баланс на самом деле или нет.

Некоторые структуры баланса в речи: «Не это..., а то», «Или» («Быть или не быть?»), «Или..., или» («Или с нами, или против нас»).

«Не спрашивай, что страна может сделать для тебя. Спроси, что ты можешь сделать для страны!» В. Кожаев*
*Нет, а жаль!

Почему работает (теории).

Баланс очень важен в нашей жизни. Этот концепт пронизывает всю нашу жизнь, «то, что хорошо для тела — хорошо и для мозга» ;)

Перспективы

У большинства пользователей нет фиксированной точки зрения на множество вопросов. Продвигая свой товар и сталкиваясь с отрицанием либо непониманием, подумайте, с какой точки зрения для пользователя ваши плюсы будут более убедительны. Ваша задача — подобрать наиболее убедительную перспективу оценки либо описания вопроса.

Два важных фактора, которые идут в ногу с этим методом:

  1. Если вы заставите пользователя единожды сказать да, ему будет легче согласиться с вами во второй и третий разы.
  2. Для перспективы важны обстоятельства того, где и когда вы ее меняете для пользователя. Спортивные залы лучше всего рекламировать в конце или начале года.
Amazon checkout screen:

Option 1: Join Amazon Prime.
Option 2: No thanks, I do not want fast, free shipping (вот это поворот!).

Цифры

Есть четыре вида лжи: ложь, наглая ложь, статистика и Big Data

Жонглирование цифрами и их представлением в том или ином виде — наиболее знакомый всем вариант манипуляций. Изменение масштабов на графиках, переход от абсолютных к относительным величинам и наоборот, you name it.

Работая с цифрами, важно понимать несколько простых принципов:

  1. Найти наиболее выгодные точки сравнения. ЗП директора — 4,4 млн, VS ЗП директора — в 120 раз выше ЗП сотрудника, VS ЗП директора составляет лишь 0,5% от прибыли компании. Это то же самое, что и метод перспектив, но с цифрами.
  2. Если нет задачи заморочить голову пользователю, не надо топить его в море цифр. Выберите наиболее убедительные и выгодные цифры для презентации.
  3. Используйте графику там, где возможно.
  4. Сами по себе цифры никому не интересны, они должны рассказать историю пользователю.
  5. Задайте ритм. Obama: Increase capital gains and dividends taxes from 15 to 20 percent for those making more than $250,000 (couples) or $200,000 (single).
Tesla Cybertruck: 0–60 MPH < 6.5 SECONDS

Краткость

Будь краток!

Иногда очень сложно сформулировать то, что мы хотим от пользователя, в короткой прицельной формулировке. Оно стоит того, так как наиболее успешные короткие выражения, которые требуют от пользователя действий, впоследствии стают стандартами в индустрии.

Google Search опция: I’m Feeling Lucky (или более лаконично в Mortal Kombat: Test Your Luck)

Подумайте, как долго пришлось бы объяснять пользователю, что делает эта кнопка, без этого короткого запоминающегося выражения.

Антипаттерны Системы 2

Если уж вы включили Систему 2 у пользователя, не предоставив ярких эмоций и знакомых паттернов, которые мы рассмотрим в следующей статье, будьте готовы к серьезным проблемам в том случае, если вы будете неправильно к ней обращаться. Исключение — только если ваша задача — загрузить мозги клиента, чтобы он согласился на что угодно, лишь бы вы отстали.

  1. Слишком много опций для выбора (парадокс выбора). Система 2 думает, сопоставляет и принимает сложные решения в отличие от Системы 1 — не надейтесь на быстрый и импульсивный выбор. Пример: попросив Систему 2 выбрать между восемью различными вариантами конфигурации хостинга, не надейтесь на быстрое и выгодное вам решение. Ведь ничего не выбрать — это еще одна опция, которая есть у пользователя, и Система 2 ею воспользуется, если пользователь не сможет прийти к однозначному ответу, держа все опции в голове.
  2. Заставить пользователя сравнивать неоднородные опции. Если вы предоставляете пользователю выбор, сведите его решение к выбору значений одних и тех же переменных, иначе рискуете остаться с универсальным выбором пользователя ничего не выбирать. Пример: невозможно сравнить три опции хостинга между собой, используя разные характеристики: Cores 2×2.1 GHz VS Memory 2 Gb VS Bandwidth Cap 2 Tb.

Система 1 — эмоции

Этот тип манипуляций сложнее всего использовать в нашей сфере: он требует наивысшего мастерства. Несмотря на это эмпирически подтверждено множество раз, что эмоции играют важную роль в выборе продукта. Мы все чаще слышим словосочетание «эмоциональный интеллект продукта». Поэтому давайте ознакомимся с типами эмоциональной манипуляции, и, возможно, в будущем вы сможете использовать тот или иной подход к своему продукту. Но для начала рассмотрим гормональный коктейль, который бурлит в каждом из нас.

Гормональный коктейль

Наиболее известные гормоны, связанные с нашими эмоциями:

  • дофамин — нейромедиатор, который служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения;
  • серотонин — нейромедиатор, который часто называют «гормоном счастья». Он вырабатывается в организме в моменты экстаза, его уровень повышается во время эйфории и понижается в депрессии. Похвала и лесть вызывают выработку серотонина;
  • окситоцин — «гормон единства», который вызывает чувство удовлетворения, снижает тревогу и обеспечивает чувство спокойствия рядом с партнером. Используя МЫ вместо Я, мы способствуем выработке окситоцина и позитивных эмоций;
  • кортизол — гормон стресса. Психическая система человека подает сигнал выбросить кортизол в кровь при негативных чувствах, таких как ревность и зависть. Таким образом, психическая система воспринимает ситуацию, провоцирующую негативные чувства, как угрозу и запасает энергию для ее устранения.

Персональные истории

Хорошая история манипулирует нами с помощью нескольких гормонов одновременно, например:

  • Хороший образ героев вызывает прилив окситоцина, когда мы соотносим свою личность с личностью героя благодаря общим действиям, ситуациям и поступкам.
  • Хорошая дилемма или проблема как источник напряжения способствует продуцированию кортизола и вовлекает в сюжет. Именно кортизоловое недоразумение остается у нас после просмотра последнего кадра фильма «Начало», так как развязки мы так и не получили и гештальт не закрылся у тех, кто увлекся сюжетом ленты.
  • Хорошая развязка способствует продуцированию дофамина как вознаграждения за то, что мы завершили историю. Я прямо физически почувствовал, как мне не хватает дофамина в конце фильма «Начало» =)

Самый мощный инструмент — персональные истории, которыми очень много публичных людей делятся с публикой. Часто мы недоумеваем: «Зачем ты раскрываешься перед всеми, Джефф Б.?» Но, поверьте, это очень продуманный ход.

Этот тип манипуляций очень сложно внедрить в коммуникацию с пользователями, хоть и возможно. Использую зарисовки для ваших use case и баннеров.

Слова-сущности (образы)

Что, уже, небось, заснул, дорогой читатель, почитывая эту монотонную статью? ОК, попробую тебя разбудить, добавив шокового контента для бодрости.

Практически все умирающие в сознании произносят слово «мама» перед смертью.

Если ты не социопат, то тебя немного всколыхнуло сочетание таких сильных слов-сущностей, как «мама» и «смерть» в одном предложении.

Слова — это самый очевидный и прямолинейный тип манипуляции нашими чувствами. Влияние даже изолированных слов настолько велико, что позитивные и энергичные слова ускоряют ходьбу подопытной группы в эксперименте в среднем на 10%, тогда как негативные и связанные со старостью — замедляют на 10%. И это даже без контекста.

«Мама», «любовь», «смерть», «дети» — мощные слова-сущности, которые однозначно влияют на то, как мы воспринимаем информацию в том или ином виде.

Пример в офлайне — «Сделано с любовью в Украине». Измените бирку на одежде, добавив лишь одно эмоциональное слово в «Сделано в Украине», и вы частично переведете мозг покупателя из Системы 2 в Систему 1 с последующим позитивным отзывом.

Лесть

Самый подлый метод манипуляции, так как по определению подразумевает ложь по меньшей мере части вашей аудитории с помощью комплимента в их адрес в том или ином виде. Даже откровенная неприкрытая лесть вызывает положительные чувства, омываемые серотонином у пользователей. Что уж говорить о хорошо подготовленной завуалированной лести от мастеров манипуляций? Посему давайте воспринимать лесть как уважение к человеческим чувствам своих пользователей!

Мало кто считает себя хуже среднего в управлении автомобилем или в сексе, ведь правда? =)

Думаете, Apple случайно выпустил бюджетную версию iPhone, которая практически неотличима от обычной версии?

Повторение, повторение, повторение

Мы не будем смешивать повторение паттернов, улавливаемых нашим мозгом на инстинктивном уровне, которые будут рассмотрены в следующей статье, и речевые структуры, которые используют повторение для изображения спонтанной эмоциональной откровенности и, соответственно, часть эмоциональной Системы 1.

Этот прием — лакомая манипуляция для многих политиков, которые с каждым витком повторения все глубже и глубже затягивают вас в воронку той идеи, которую они пытаются донести.

This is wrong, just wrong — выглядит намного более уверенно и завершенно, чем простое This is wrong.

Преувеличение

Преувеличение возбуждает, оно влияет на нашу фантазию в гипертрофированном масштабе и вызывает приток эндорфинов.

Он псих! (Нет, но звучит убедительно и ярко).
Я бы сейчас быка съел! (Нет, но мы уловили степень твоего голода).
Мы вложили душу и сердце в наш продукт! — это, кстати, не только преувеличение, но и метафора, которые мы затронем в следующей статье.

Общие ценности

Очень популярный в наше время подход к построению социальных и бизнес-связей на основании общих ценностей в глобальной перспективе. Чаще всего его можно встретить в концепте социальной справедливости (что бы это ни значило для апологетов этого термина). Такой подход легко эксплуатируется с целью манипуляции пользователями. Особенно хорошо работает этот принцип тогда, когда вы интегрируете глобальные ценности в свой бренд (будь то суть или просто игра слов). Вот несколько успешных или просто запоминающихся вариантов:

  • Build-A-Bear: Di-bear-sity. Colla-bear-ate.
  • Atlassian: Don’t #@!% the customer.
  • Google: You can make money without doing evil. The need for information crosses all borders.
  • Facebook: Build social value.

Культурные сходства

Мы и наши пользователи являемся продуктом своего опыта. И решения, которые мы принимаем, неотрывно связаны с культурным контекстом своих жизней.

Отображаемая культура в продукте или промоматериалах должна соответствовать культуре основного сегмента пользователей, так как это еще один вид эмоциональной манипуляции, доступный для вас. Особенно хорошо это применимо в случае региональной привязанности бизнеса или товара.

North Face: Walls are Meant for Climbing — отличная отсылка к культуре своей левой аудитории во время анти-Трамп-истерии с идеальной интеграцией в спортивный бренд The North Face.

История

Как видите, эмоциональные манипуляции очень часто опираются на точки соприкосновения с пользователем: общая культура, общие ценности, и, конечно же, у нас у всех есть общая история. Исторические события, и глобальные, и локальные — это одна из отсылок к общему прошлому или взгляду на вещи, то, что может показать пользователю, почему ваш продукт предназначен именно для него.

  • История — наши жизни косвенно или напрямую затронули события, предшествующие текущему периоду.
  • Недавние события — для некоторых продуктов, особенно таргетированных на более молодую аудиторию, целесообразнее использовать самые яркие недавние позитивные события.
  • Мифы — и у вас всегда есть вариант опереться на историю вымышленную. В таком случае вы всегда можете использовать отсылки к мифологии, которая частично стала более «надежной» для нас, чем реальные события.

Связка эмоциональной Системы 1 с когнитивной Системой 2

Как бы мы ни хотели разбить свой мозг на составляющие, это по-прежнему самый сложный орган, который нужно завоевать у покупателя. Будет глупо рассматривать манипулятивные техники по отдельности, не пытаясь объединить их в манипулятивную цепочку. Следующие связки наиболее эффективно применяются в спичрайтинге, но я уверен, что вы сможете найти применение самым выгодным связкам между манипуляторами эмоций и логики и в своем продукте, что бы это ни было и в каком бы формате вы ни пытались манипулировать своим пользователем.

Парочка мощных комбинаций эмоционального и когнитивного воздействия на пользователя:

  • ценности + баланс;
  • ценности + правило трех;
  • повторение + баланс;
  • преувеличение + краткость.

Послесловие

Мы часто не задумываемся о том, что такие простые вещи, как гиперболы, правильные слова, определенные конструкции, — инструменты манипуляции, которые способны склонить вас в ту или иную сторону даже в простом общении. Осознав их наличие в повседневной и профессиональной жизни, мы становимся на путь самосовершенствования. А кто сказал, что мы не можем применять эти знания в своих бизнес-начинаниях?

В следующей статье мы приступим к рассмотрению наиболее интересной части мозга, самой быстрой и трудолюбивой подсистемы. Мы рассмотрим инстинктивную составляющую Системы 1 — самого важного покупателя вашего товара. И расширим комбинации воздействия, добавив к эмоциям и логике инстинкты.

Похожие статьи:
Приглашаем программистов, тестировщиков и других технических специалистов принять участие в новом опросе. Расскажите о том, что вас...
Згідно з даними НБУ, у вересні обсяг ІТ-експорту з України становив $519 мільйонів. Це на $12 млн (або на 2,4%) більше, ніж у серпні. Торік...
Меня зовут Максим, я работаю тестировщиком ПО, с интересом слежу за событиями в мире тестирования и IT. Самое полезное собираю...
Як IT-компанії визначають вигоряння на співбесіді та чи впливає це на рішення про найм кандидата? Чи відомо роботодавцям про...
Чи часто ви користуєтеся опенсорс-проєктами? Чи, можливо, колись думали й собі розпочати займатися ними як хобі? Журналістка...
Яндекс.Метрика