BA дайджест #5: архитектура предприятия, формальные методы валидации UI
Всем привет! В этом номере вы найдете наиболее достойные материалы за сентябрь-октябрь, среди тех, что попали ко мне в руки, а также несколько более ранних статей, которые имеют актуальность и сегодня.
Также, если у кого-то есть идеи тем, которые стоит освещать в дайджесте — пишите в комментариях :) Приятного чтения!
Цифры в скобках возле заголовков — примерное время на изучение материала.
Статьи
Общее
Архитектура предприятия глазами аналитика (10 мин). Обзор направления Enterprise Architecture — ключевые понятия, фреймворки, инструменты.
Кросс-культурная коммуникация на английском в IТ: нюансы, которые важно знать (10 мин). В дайджесте № 2 я уже упоминал похожую статью — в ней тоже шла речь о коммуникации между различными культурами. Вместе с тем, в текущей статье раскрыты чуть более конкретные темы — переписка, обратная связь, small talks. Кстати, в целом наблюдаю «поднимающуюся» волну дискуссий на тему софт-скилов, так что изучить материал по теме будет не лишним.
Six Estimation Safety Tips (8 мин). Простые и действенные рекомендации, которые помогут избежать неловких ситуаций, когда вас в следующий раз спросят: «Ну когда там дока будет готова?» :)
Новый постер от Art of BA (1 мин). В этот раз — об области знаний «Requirement Analysis and Design Definition» из BABOK 3v. Он сильно поможет для структурирования знаний и подготовки к сертификациям IIBA.
Немного о подписочной модели в App Store (20 мин). Все, что вы хотели знать о реализации подписок в AppStore, — лучшие практики, правила, запреты.
A Pain-Free Workflow For Issue Reporting And Resolution (12 мин). Автор статьи делится рабочим подходом, который сделает работу с фидбэками клиентов более быстрой, легкой и эффективной.
Mind Maps For Business Analysis (6 мин). Статья об использовании Mind Map как инструмента визуализации результатов планирования и осуществления бизнеса-анализа. Интересно расписана польза от применения в разрезе Knowledge area по BABOK.
9 Types Of Requirements Documents: What They Mean And Who Writes Them (11 мин). Высокоуровневый обзор артефактов PRD, BRD, SRS и т. д. — рекомендую изучить тем, кто еще только разбирается, какие артефакты может создавать аналитик.
Trips-R-You Web-based Flight Booking Case Study v1.0 — Requirements & Data Dictionary (20 мин). Case Study, в котором автор планирует реализовать полноценное описание выдуманной системы, начиная с цели и заканчивая подробными требованиями, чтобы поделиться опытом с другими аналитиками. Пока в кейсе есть цель, высокоуровневые требования (включая концептуальную модель, use case диаграмму и т. д.) и задел по деталям. Кейс планируют обновлять, будем следить. Выглядит как отличный пример для обучения новичков.
Agilean — убийца Lean и Agile (9 мин). Больше методологий — красивых и разных :)
AI для людей: простыми словами о технологиях (9 мин). Достойный обзор, поясняющий, что такое ИИ, из каких кирпичиков состоит и какими связями друг с другом эти кирпичики обладают.
Gamification: Understanding The Basics (15 мин. + подкаст на 38 мин. внутри). Статья дает основы в понимании геймификации: что такое «игра», почему реальность «сломана» и игры дают нам возможность ее «исправить».
UI/UX, prototyping
Применение формальных методов валидации моделей для UI (10 мин). Стало привычным разрабатывать интерфейсы, базируясь на принципах гештальта, лучших практиках и гайдлайнах. А как насчет попробовать сделать то же самое, но с использованием модели конечных автоматов? Об этом и еще одном способе читайте по ссылке.
Patterns for new user experiences (12 мин). Крутейшая статья о паттернах взаимодействия, с которыми встречаются пользователи, с наглядным пояснением принципов и примерами.
Micro-interactions: why, when and how to use them to improve the user experience (8 мин). Микро-взаимодействия — это события, которые имеют лишь одну маленькую задачу — порадовать пользователя; это фичи уровня delight по модели Кано. Автор приводит множество примеров с аргументами, почему эти примеры «работают».
Space, Grids, and Layouts (10 мин). Гайд для дизайнеров, который сможем переиспользовать и мы. В статье идет речь об организации пространства в целом — выбор размеров элементов, расположение по сетке и т. д.
The A to Z of UX — E is for Errors: 14 tips for how to handle the inevitable mistake (12 мин). На примерах показаны способы предотвращения ошибок пользователей — начиная от «ошибок от дурака» до более продвинутых способов.
Cheat sheets: UI terms (10 мин + Google Sheets с терминами). Автор проделал большую работу: собрал и категоризировал элементы UI с пояснениями и примерами. Отличное руководство для начинающих, чтобы говорить со всеми на одном языке. Да и старичкам не помешает освежить в памяти эту информацию :)
Designing accessible color systems (14 мин). Разработчики из Stripe делятся опытом реализации цветовой схемы, которая очень успешно прошла тесты WCAG 2.0.
A guide to interface design for older adults (9 мин). Крайне редко встречаю материалы по этой теме, несмотря на ее прогнозируемый рост ее актуальности (в начале статьи приведены ссылки на исследования). В статье идет речь о том, как проектировать интерфейс для людей с проблемами зрения, памяти и концентрации.
Everything you need to know about empty state design (7 мин). Лаконичная и понятная статья, поясняющая ценность «пустого» состояния скринов (не путать с отсутствием контента в принципе), с примерами.
The Myths of Color Contrast Accessibility (10 мин). Статья подвергает сомнению «святое» в плане accessibility — требования стандарта WCAG 2.0. Автор приводит отсылки на результаты исследований, которые переворачивают понимание подхода с ног на голову.
Design Guide: Breadcrumbs (4 мин). Если вы еще не сталкивались с реализацией breadcrumbs или не знаете, как выбрать наиболее удачный вариант, — эта статья поможет вам определиться.
User onboarding principles and best practices (8 мин). Очень доступные и недорогие в реализации способы улучшить онбординг пользователей.
UX inspiration #2: delete models (4 мин). Несколько отличных примеров того, как предотвратить случайное удаление, более эффективных, чем привычные модалки «а вы точно уверены?».
The U.S. Navy’s $100 million checkbox (22+ мин). Крайне серьезная статья, в которой идет речь о том, как плохой интерфейс привел к гибели 11 моряков и крушению военного корабля. Статья — повод лишний раз задуматься, все ли мы правильно делаем в своих проектах. И даже если на кону не человеческие жизни — наши некорректные действия и решения могут привести наших клиентов к значительным финансовым потерям. Например, игнорирование GDPR стоило Google $50 млн.
Understanding user psychology to improve your product design (6 мин). Обзорная статья по ключевым моментам человеческой психологии, а также использованию этих принципов в ваших продуктах (ментальные модели, гештальт принципы, social proof и еще два).
Why Toggle Tokens Are a Better Alternative to Checkboxes (2 мин). Лаконичное и емкое объяснение, когда что использовать.
UX Guide: как избежать юзабилити-ошибок в продукте (8 мин). Кратко, емко, по сути и с множеством примеров.
Подкасты
MBA196: Customer Journey Treasure Hunting (22 мин). Подкаст об использовании техник Empathy Mapping и Customer Journey Mapping — когда их стоит применять и как это делать эффективно.
MBA197: Making Change Fun (15 мин). Lora McCoy рассказывает о внедрении изменений и как помочь стейкхолдерам как можно быстрее и безболезненнее эти изменения принять. В частности, речь пойдет о Kubler-Ross Change Curve — об известном психологическом феномене стадий принятия изменений.
MBA199: The Future of the BA Profession (19 мин). Kevin Brennan (сооснователь IIBA и соавтор первой версии BABOK) делится своим видением о том, как меняется мир вокруг BA и как нам в нем предстоит адаптироваться. В основе дискуссии — Agile и Digital Transformation.
Пара интересных подкастов по дата аналитике, в которых, в том числе, шарится виденье IIBA по развитию этого направления:
- IIBA Podcast Episode 9: Data Analytics: Transforming Data Into Insight And Action;
- IIBA Podcast Episode 7: Data Business Analytics.
How to Manage Machine Learning Products (13 мин). Не совсем про анализ, но для расширения кругозора аналитика по теме — было весьма познавательно.
События
Кто не смог присутствовать, либо не смотрел стрим NIX Multiconf #3, есть возможность посмотреть запись стрима Think.BA#2 от 19 октября.
6 ноября Денис Гобов проведет вебинар Сертификация IIBA: выбор, подготовка, экзамен и ответит на наши вопросы, посвященные процессу подготовки и получения сертификации.
8 ноября состоится IT Network BA Club Meetup #32 в Киеве, где наши коллеги обсудят опыт фриланса для аналитика, опыт совмещения ролей БА и кризис-менеджера, а также загадочную тему с названием «Остаемся зимовать».
23 ноября состоится уже знакомая нам IT-Network BACon AllStars ’19.
Если вы работаете с сфере геймдева или просто увлекаетесь темой, то обязательно посетите:
7-8 декабря — Games Gathering 2019 Kiev;- 25 января — Lviv GameDev Conference 2020.
Инструменты
Приятный апдейт плагина draw.io для Confluence.
Интересные обновления Skype:
- добавлена возможность шедулить звонки прямо в скайпе;
- теперь можно развернуть чат на fullscreen во время звонка.
Большое обновление Visual Paradigm за июль — много новых шаблонов диаграмм.
Стажировки, курсы
Открыты стажировки для будущих junior-аналитиков:
- BA от NIX Solutions, Харьков, со стартом обучения в декабре;
- Requirements Analyst от Cleveroad, Днепр (после обучения почему-то предлагают позицию PM).
Литература
12 книг для изучения бизнес-анализа — отличная подборка, большинство книг читал сам и всячески рекомендую. От себя бы еще добавил в список:
- Лешек Мацяшек «Анализ и проектирование информационных систем с помощью UML 2.0»;
- Agile Extension to the Business Analysis Body of Knowledge® (BABOK®) Guide V2;
- User Stories Applied by Mike Cohn;
- Влад Головач «Дизайн пользовательского интерфейса — Искусство мыть слона»;
- Хенрик Книберг, Маттиас Скарин «Scrum и XP — заметки с передовой».
Юмор
* Shift left — тестирование на ранних этапах, включая этап разработки документации.
← Предыдущий выпуск: BA дайджест #4