Как определить и оценить ценность разрабатываемого ПО
Привет, меня зовут Артур Селецкий, я Co-Founder / Partner в It Network. Мы с коллегами занимаемся развитием сообщества бизнес-аналитиков и руководителей проектов в Украине. В этой статье я хотел бы поделиться своим опытом и подходом к определению ценностей разрабатываемого ПО и их оценке.
Проблема удовлетворенности разработанным ПО
По среднестатистическим данным исследования Standish Group:
- 29% IT-проектов завершились успехом;
- 52% завершились с превышением бюджета, не в срок или с реализацией меньшего функционала, чем ранее было запланировано;
- 19% IT-проектов закончились провалом.
Также Standish Group проанализировала, насколько часто используется функционал после внедрения разработанного программного обеспечения. Результаты шокирующие:
С целью повышения удовлетворенности разработанным ПО все больше и больше руководителей проектов принимают управленческие решения, опираясь на потребности и ценности, которые заинтересованные лица ожидают получить после внедрения ПО. Именно поэтому все больше и больше проектных команд используют подходы и принципы гибких методологий (Agile) и нацелены доставить максимальную ценность в наиболее короткий период.
Я также часто в своей практике опираюсь на ценности, чтобы принимать решения. Именно поэтому каждый рабочий день я начинаю с мысли: «Чем я могу быть полезен моей команде, чтобы сегодня она принесла максимальную ценность на проекте».
Для того чтобы лучше понять, как этого достичь, следует ознакомиться с взаимодействием ценности с другими проектными сущностями. В этом нам поможет концептуальная модель по бизнес-анализу BACCM:
Концептуальная модель по бизнес-анализу BACCM. Источник
Модель состоит из шести ключевых концепций, которые приведены ниже в таблице.
Изменения | Для того, чтобы достигать поставленных целей, удовлетворять потребности заинтересованных лиц, необходимо проводить изменения. |
Потребности |
|
Заинтересованные лица | Группа или человек с учетом их:
|
Решение | Выбор способа действовать, который:
|
Контекст | Обстоятельства, оказывающие влияние, на которые оказывается влияние и которые обеспечивают понимание изменения. |
Ценность | Потенциальная или реализованная стоимость, значимость или полезность чего-либо:
|
Виды ценностей
Для себя я выделяю два вида ценностей:
- Материальная — насколько ценная функциональность для бизнеса, какую потенциальную прибыль она может принести для компании.
- Нематериальная — это репутационные ценности, получение новых знаний, отношения между сотрудниками в компании, мотивация.
На следующем рисунке приведен пример визуализации ценностей для проекта по внедрению внутреннего корпоративного портала.
Визуализация ценностей корпоративного портала
Определение ценностей
Определение ценностей — это непрерывный процесс на протяжении всего жизненного цикла проекта или продукта. Для определения ценностей привлекаются все заинтересованные лица, которые принимают участие в проекте. Определение ценностей начинается из определения целей проекта или, другими словами, поиска ответа на вопросы:
- Почему это необходимо разрабатывать?
- Какая польза от этого?
Следует отметить, что цель может иметь несколько ценностей. При этом следует учитывать, что ценности должны быть уникальными в рамках одной цели. В идеале необходимо добиться того, чтобы каждая цель имела только одну свою уникальную ценность. Да, этого практически невозможно достичь, но в тоже время стремиться к этому необходимо.
Пример цели внедрения корпоративного портала: «Автоматизировать и консолидировать накопление экспертных знаний сотрудников путем создания корпоративной базы знаний».
Ценность:
- сохранить экспертный опыт сотрудников
- сократить времени поиска информации;
- повысить вовлеченности сотрудников компании.
Далее цели должны быть декомпозированы на высокоуровневые концептуальные требования (epic), которые соотносимы с проектными целями и их ценностями. В свою очередь epic должны быть декомпозированы на более детальные составляющие (story), которые в свою очередь также должны быть соотносимы с ценностями epic. Таким образом, каждое наше требование, каждая задача, выполняемая в рамках проекта, должна сопоставляться с ценностями проекта. Чем выше ценность выполняемой задачи, тем выше будет приоритет ее выполнения.
Следующий рисунок отображает соотношения ценностей задач с ценностями проекта:
Соотношения ценностей задач с ценностями проекта
Когда заказчики приходят с новыми требованиями, я всегда определяю, насколько новое требование соотносится с целями и ценностями проекта. Если ценность требования (epic или story) не соотносится с ценностями проектных целей, следует задуматься над вопросами:
- Действительно ли стоит реализовывать это?
- Какую пользу от этого получать пользователи?
- Почему это не соотносится с нашими проектными целями?
Этот рисунок отображает пример соотношения ценности epic с ценностями проекта:
Пример соотношения epic с ценностями проекта
Оценка ценностей
На старте некоторых проектов (к сожалению, не во всех проектах это можно сделать) мы собирались со стейкхолдерами и выполняли следующие действия:
- Определение целей проекта.
- Определение ценностей по каждой цели проекта.
- Оценивание ценностей по каждой из цели проекта.
- Определение приоритетов по достижению целей.
При определении целей я использую два простых правила:
- цель должна основываться на ценностях;
- цель должна быть достижима.
Для определения ценностей, как отмечал я выше, ищем ответы на два вопроса:
- Почему это необходимо разрабатывать?
- Какая польза от этого?
Часто использую подход «покер планирования» из гибких методологий для оценки ценностей. Ранжирование ценностей происходит по так называемых размерах майки: S, M, L, XL, XXL.
Цель | Ценности | Оценка |
Цель 1 | ||
Ценность 1 | S | |
Ценность 2 | L | |
Цель 2 | ||
Ценность 1 | L | |
Ценность 2 | XL |
Не сложным путем, основываясь на весе или размере ценности, вывожу приоритет достижения каждой из цели. Такой же подход использую для определения приоритетов выполнения epic и story.
Epic | Оценка ценности | Приоритет |
Epic 1 | S | 3 |
Epic 2 | L | 1 |
Epic 3 | M | 2 |
Epic 4 | M | 2 |
В случае, если оценка ценности равна между собой (Epic 3 = Epic 4), команда определяет самостоятельно, какой еpic первый брать в работу. Не стоит забывать, что все в мире меняется, и ценности необходимо пересматривать и переоценивать на протяжении всего проекта.
Такой подход помогает мне уменьшить процент ресурсных и временных потерь на реализацию никому ненужного функционала, а также повысить удовлетворенность пользователей продуктом. В заключение процитирую Т. Демарко: «Есть тысяча и один способ потратить день зря и ни одного, чтобы вернуть этот день».
Гармонии вам и процветания.