Методика Learning 3.0: как обучаться, чтобы AI не занял ваше место

Всем привет, меня зовут Владимир Воробьев, я — founder и CEO в IT-компании RubyGarage.

Совсем недавно мне довелось выступать на конференции «5 лет универа за 1 день» для студентов в Днепре. Во время конференции спикеры делились эффективными методиками обучения и практическими знаниями, которые помогли бы студентам реализовать себя и получить конкурентное преимущество на рынке труда.

Я в своем докладе рассказал о тонкостях обучения сотрудников внутри нашей компании. Студенты были в восторге, поэтому я решил поделиться этой информацией со всеми. Возможно, кто-то применит данный подход у себя в компании.

Новые реалии

Мы с вами живем в новой реальности: информационная глобализация, стремительный технологический прогресс, автоматизация большинства отраслей, все меняется с сумасшедшей скоростью.

Сейчас машины выполняют 29% всех задач. Но, согласно отчету Всемирного экономического форума, этот показатель к 2022 году увеличится до 58%. Таким образом, к этому времени автоматизация и роботизация вытеснит примерно 75 млн рабочих мест.

Благодаря способности собирать и анализировать огромный объем данных из множества ресурсов, искусственный интеллект будет выполнять умственную работу. Люди будут использовать его в том числе и для принятия бизнес-решений и управления ресурсами — как финансовыми, так и материальными.

Потому вполне возможна ситуация, когда из-за умных машин человеку придется заниматься неквалифицированными видами деятельности, которые трудно и дорого выполнять при помощи искусственного интеллекта. Нам остается только осваивать новые специализации и развиваться гораздо быстрее, чем человечество развивает системы ИИ.

Соответственно, новые специализации потребуют приобретения новых знаний: 54% всего работающего населения столкнется с необходимостью получения новых навыков в ближайшие 5 лет.

Данные взяты из отчета «The Future of Jobs», подготовленного Всемирным экономическим форумом, 2018

Можно смело сказать, что в этой новой реальности организации все чаще будут искать и нанимать таланты, исходя из их способности учиться, а не уже приобретенных знаний. Не имеет значения, насколько престижный вуз вы окончили или какое образование получили. В самых прогрессивных отраслях половина ваших знаний теряет ценность спустя 1,5–2 года. В лучшем случае их хватит на пять лет. Вот почему в компаниях по всему миру активно поощряют инициативу к непрерывному обучению. По данным Harvard Business Research, работники всех поколений, от baby boomers до поколения Z, больше всего ценят в компаниях возможность постоянного развития своих профессиональных навыков.

Особым усердием отличаются работники IT-отрасли. Их можно назвать поистине вечными учениками. Согласно соцопросу, проведенному Stack Overflow в 2018, почти 90% всех программистов, помимо формального обучения, освоили по крайней мере один новый язык программирования, фреймворк или другой инструмент, используемый при разработке программного обеспечения.

Среди профессиональных разработчиков почти половина проходили онлайн-курсы и около четверти участвовали в хакатонах.

Так что если вы не хотите потерять конкурентное преимущество, нужно постоянно обновлять свои знания, пополнять опыт, практиковать новые инструменты обучения.

Подход к обучению Learning 3.0

Alexandre Magno ‒ предприниматель, писатель, тренер и практик гибкой разработки (Agile). Он проанализировал существующие подходы к образованию и предложил новый концепт обучения ‒ Learning 3.0. Данный подход опирается на уже существующие модели образования. Alexandre Magno называет их Learning 1.0 и Learning 2.0, но, базируясь на этих двух концепциях, дает инструмент для быстрого создания собственных обучающих программ — Learning 3.0.

Learning 1.0 ‒ Cлушай

Learning 1.0 модель ‒ это предписанное обучение, в котором человек является лишь получателем знаний. Эксперт определяет, что вы будете изучать (учебный продукт) и как вы будете это делать (учебный процесс). Именно эксперт назначает:

  • цели обучения;
  • изучаемый контент;
  • используемые механизмы;
  • пространство и время для этого.

Сам процесс обучения оценивается при помощи тестов, результаты которых определяют, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.

Сам Alexandre Magno в своей книге «How Creative Workers Learn» признает неэффективность Learning 1.0 как самодостаточной модели обучения:

«В большей мере то, что я называю Learning 1.0, поддается критике из-за того, что она не способна соответствовать требованиям динамичного мира. Эта модель была создана в тот период, когда информация была более стабильной, а то, что нужно было узнать, было в основном известно и повторяемо».

Learning 2.0 ‒ Cпрашивай

Помимо теории, в Learning 2.0 много времени отводится диалогам и взаимодействию. Эксперты пытаются вовлечь учащихся в дискуссии или любые другие виды активностей, подразумевающие совместную работу.

Ожидается, что эксперты предоставят содержательные ответы на поставленные вопросы, благодаря своему опыту и накопленным знаниям. В классах проводятся тренинги, где учащимся предоставляется возможность решить задачи, которые имитируют реальные ситуации. Сам же результат обучения измеряется по тому, насколько успешно ученик смог выполнить задачу.

Но даже с элементами совместного обучения эта модель все еще основана на предписывающем подходе, поскольку последнее слово всегда остается за экспертами. Они принимают решение о том, что нужно изучать и какой ответ правильный.

Learning 3.0 ‒ Делись

В модели Learning 3.0 обучение больше сфокусировано на историях и идеях, чем на уроках и советах. Это творческий процесс, полностью принадлежащий ученику, им же управляемый и инициированный.

В Learning 3.0 построение знаний начинается с определения проблематики, то есть за основу знаний берется конкретная проблема, задача или же вызов из реального мира.

После этого следует процесс обсуждения: ученики исследуют проблему, делятся своим жизненным опытом и знаниями, активно дискутируют, рассматривают разные точки зрения и предлагают возможные пути решения проблемы. На этом этапе самым главным становится обмен знаниями.

По словам Мэрилин М. Тейлор, автора книги «Emergent Learning for Wisdom»:

«Обучение через опыт — это не просто приобретение знаний на протяжении всей жизни. Это процесс постоянного создания новыx знаний по мере того, как мы сталкиваемся с новыми условиями и проблемами».

Learning 3.0. помогает учащимся не только получить новые знания, но и создать свой собственный обучающий продукт и освоить его всей командой.

Learning 3.0 также способствует развитию так называемых гибких навыков (soft skills), связанных с эмоциональным интеллектом и поведением. Гибкие навыки не менее важны, чем профессиональные. От них зависит продуктивность всего рабочего процесса внутри компании.

Но как же все это работает на практике? Конечно же, для реализации Learning 3.0 нужен инструмент, который позволит вам эффективно управлять учебным процессом. Learning Canvas и есть таким инструментом.

Learning Canvas

Learning Canvas позволяет организовать обучающий процесс для решения любой поставленной задачи и помогает человеку или команде освоить недостающие знания.

Каждая сессия Learning Canvas имеет определенную тему. Тема помогает учащимся направлять вектор дискуссий и не выходить за рамки интересующего вопроса.

Как мы видим, Learning canvas разделен на две большие зоны ‒ зона прошлого и зона будущего. В зоне прошлого указаны:

  • проблемы ‒ в данной секции указываются теоретические или практические вопросы, требующие изучения;
  • истории ‒ в этой графе отмечается опыт обучающихся и их истории из личной жизни (позитивные и негативные), относящиеся к заданной проблематике.

К зоне будущего мы относим:

  • идеи ‒ все сгенерированные предложения для решения проблемы; идеи не обязательно должны быть проверены на практике;
  • ожидаемые результаты ‒ желаемый продукт, который команда хочет получить в конце (артефакты, ряд действий и так далее);
  • действия ‒ в данной секции указываются виды деятельности на каждую идею, которую команда собирается реализовать.

При работе с Learning Canvas выделяют три ключевые роли:

  • Фасилитатор ‒ помогает группе следовать потоку обучения, уменьшает препятствия и способствует сотрудничеству на протяжении всей сессии.
  • Задающий вопросы ‒ стартующее звено процесса обучения. Он берет на себя ответственность за проблемы, четко представляя их участникам, ищет идеи для плана действий.
  • Делящиеся знаниями ‒ группа людей, которые делятся своим опытом и предлагают идеи для представленных проблем.

Learning Canvas на практике

В RubyGarage для каждого сотрудника мы создаем Learning Canvas в качестве инструмента для определения вектора его дальнейшего развития на ближайшие 6 месяцев. С помощью Learning Canvas нам удается идентифицировать пробелы в знаниях сотрудников и декомпозировать процесс обучения.

Кроме решения долгосрочных и объемных задач, Learning Canvas используется и для решения отдельных проблем, с которыми сотрудник или команда столкнулись на проекте.

Для большей наглядности я хочу показать один из вариантов, как можно использовать Learning Canvas на практике. Данная сессия будет посвящена трудностям, связанным с созданием страницы Business Analysis Office на сайте компании.

Революция обучения с Learning 3.0

В целом концепция Learning 3.0 делает учебный процесс более эффективным и индивидуальным. Команда концентрируется на конкретной задаче, адаптирует обучение полностью под свои потребности и точечно выбирает инструменты, чтобы достичь наивысшей продуктивности.

Как в примере выше, обучающимся не надо проходить весь курс SEO, маркетинга или же UX-дизайна для создания страницы с высокой конверсией. Learning Canvas помогла команде определить зоны знаний, необходимые для изучения, и составить план действий, чтобы оперативно освоить новые навыки.

Приглашаю вас к обсуждению Learning 3.0 и Learning Canvas в комментариях и буду рад ответить на ваши вопросы!

Похожие статьи:
[От редакции: автор статьи попросил сохранить его анонимность] Рабочий день закончился, ты чувствуешь себя вполне уставшим, пытаешься...
З кожним роком IT-ринок України зростає. Збільшується кількість охочих працювати в IT, а разом з тим — і конкурентність. У цій статті...
Оператор мобильной связи «Билайн» и онлайн-сервис для путешествий OneTwoTrip представили специальную акцию для тех, кто уже...
После обсуждения наиболее распространенных вопросов по основам Java в первой части и двум популярным фреймворкам...
В этой статье поговорим о команде и командообразовании: как из разрозненных людей сделать сплоченную команду...
Яндекс.Метрика