Построение дизайн-направления в компании: от задач к решениям

Эта статья — краткий обзор моего опыта построения дизайн-направления в GlobalLogic. Она будет полезна менеджерам, которые хотели бы получить опыт работы над стратегическими задачами. Также статья может пригодиться тем, кто развивает или планирует развивать новую практику/услугу в своей организации. А менеджеры и владельцы компаний смогут посмотреть на дизайн с новой стороны и увидеть потенциал для роста бизнеса.

Основу экспертизы нашей команды составляет UX-дизайн (больше деталей об этом направлении здесь). Поэтому в этой статье под термином «дизайнер» я подразумеваю в первую очередь UX-дизайнера.

Если коротко, работу UX-дизайнеров иллюстрирует известная цитата Стива Джобса: «Дизайн — это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает».

Часть нашей команды дизайнеров GlobalLogic

Дизайнеры как точка входа для нового проекта

Прежде чем предлагать клиенту состав команды, стек технологий и эскиз архитектуры, на этапе pre-sales важно:

  • погрузиться в бизнес клиента, узнать больше о его домене;
  • выйти с клиентом на один уровень понимания задачи (пусть не сразу, но итеративно);
  • показать подход команды;
  • дать понять, что компания фокусируется на решении бизнес-проблемы клиента.

Необходимо понять цели проекта, узнать целевую аудиторию и быстро визуализировать предлагаемое решение — это и есть поле деятельности для дизайнера.

Мир меняется, а точнее — оцифровывается. Позволю себе привести здесь комментарий Виктора Матусова (Engineering Director, GlobalLogic) к его статье:

К счастью, украинский IT в целом и отдельные компании в частности активно уходят в сторону более комплексных моделей, способных генерировать больше пользы клиентам. Ярким примером, к которому нужно стремиться, являются случаи так называемой Digital Transformation, когда заказчик приходит с запросом вида: «Я знаю свою отрасль, свой рынок, но ничего не понимаю в IT. А вот вы — эксперты. Трансформируйте, пожалуйста, мои продукты (или даже всю мою компанию) в Digital-плоскость. Любыми способами. Сами назовите сроки. Сами назовите цену».

И вот тут нам понадобятся не только хорошие PM, но и опытные дизайнеры. Дизайнеры, которые часто совмещают в себе в той или иной пропорции навыки бизнес-аналитика, системного аналитика, Product-менеджера. Эти ребята с развитой эмпатией, широким кругозором, множеством подходов к решению практически любых задач очень ценны, когда речь идет об инновациях и нестандартных решениях. И вроде бы нет ничего проще, чем набрать команду экспертов и почивать на лаврах. Но есть ряд трудностей, особенно когда речь идет о дизайнерах. Рассмотрим несколько типичных примеров.

Конкретная специфика, с которой пришлось столкнуться

Структура. Деливери-структура компании организована по проектам. Дизайнеры не сидят в одной комнате: они находятся в составе различных проектных команд в разных частях офиса. Это максимально правильно для работы над конкретным проектом, но некоторым образом усложняет развитие команды.

Осведомленность. Традиционно многие менеджеры и инженеры в организации не до конца понимают, кто такие дизайнеры, что они делают и какую пользу могут принести проекту. Впрочем, это та самая классическая проблема, с которой часто встречается любой дизайнер. Тыждизайнер — нарисуй картинку.

Инфраструктура. Стандартный «софт» IТ-компании в первую очередь предназначен для разработчиков, а для задач дизайнеров (прототипирование, визуальный дизайн, motion design, 3D...) промышленного стандарта набора программного обеспечения не существует. Разные клиенты на разных проектах могут использовать разные инструменты для решения одних и тех же задач. Как минимум нужно управлять всем этим набором лицензий, софта, подписок, а еще — постоянно исследовать новые инструменты.

Процессы компании. Дизайнеры, в отличие от других инженеров, зачастую задействованы в 2-3 разных проектах и состоят в нескольких командах одновременно. Выходит, что в чисто проектную организацию подмешивается матричный элемент. Это требует внутренней адаптации процессов и инструментов.

Ресурсинг. Команда дизайнеров относительно невелика, а стек их технологий довольно разнообразен. Следовательно, даже один свободный дизайнер — это уже немало. Какой же опыт должен иметь этот дизайнер, чтобы быть максимально востребованным, учитывая текущий состав команды и потенциальные проекты? Кто-то должен заниматься этими вопросами, это ключ к новым проектам и расширению команды.

Масштабы компании. Дизайн-экспертиза представлена во многих офисах компании, и логично развивать ее в масштабах компании синхронно — проводить встречи, тренинги, делиться подходами и лучшими практиками. А вебинары сами себя не проведут — нужно чтобы кто-то координировал и фасилитировал это процесс.

Развитие дизайн-направления в компании

SWOT-анализ дизайн-направления в харьковском офисе GlobalLogic позволил сделать выводы о том, что нам поможет добиться успеха. В ходе анализа учитывались существующие условия и общее стратегическое видение будущего дизайн-команды, а его результаты стали основой для построения стратегии развития дизайн-практики в нашей компании. Рассмотрим ее основные направления.

Единство команды. Команде необходимо знать, что им есть к кому обратиться с любым общим дизайнерским вопросом, не обязательно касающимся их текущего проекта. Например, порекомендовать книгу или профильную конференцию. Для этого мы проводим регулярные встречи с обсуждением новостей и обменом знаниями, совместные обеды, создали общий чат (Skype, социальные сети).

Portfolio review. Еженедельно команда собирается, чтобы обсудить текущие проекты одного из дизайнеров. С одной стороны, эти встречи помогают делиться опытом, с другой — получать обратную связь от коллег.

Презентация дизайн-сервисов — простой и понятный набор слайдов. Таким образом аккаунт-менеджеры и менеджеры по продажам могут презентовать дизайн-сервис своим клиентам.

Менеджмент загрузки и координация входящих задач. В любой момент драйверу практики необходимо знать, на каком проекте задействован каждый дизайнер, уровень загрузки каждого, какие задачи/проекты можно дополнительно им поручить.

Проактивное расширение команды. Этот пункт является следствием предыдущего. Оценка текущей загрузки и потенциальных проектов позволит принять объективное решение об увеличении команды. Например, можно предиктивно подбирать человека в компанию без конкретного проекта и взять на себя ответственность — найти проект для новичка в разумные сроки. Можно пригласить и trainee, чтобы развивать дальше.

Кросс-сейл. Поддержка контакта с менеджерами других проектов — дизайнеры могут выполнить ревью текущего решения, аргументированно порекомендовать локальные улучшения или предложить полный редизайн.

Формула успеха обычно такая — дизайнер изучает бизнес клиента и текущее решение, готовит аргументированный редизайн двух-трех ключевых экранов, а затем мы презентуем наши идеи клиенту с акцентом на том, что именно мы стремимся улучшить и каким образом. Как минимум, мы показываем нашу экспертизу и заинтересованность в решении бизнес-задач клиента, как максимум — редизайн решения или его части, расширение команды.

Увеличение видимости команды / PR. Беремся за любые задачи, в том числе внутренние. Опыт показывает, что главное — сделать две-три очень крутые работы, после чего репутация будет расти автоматически, как и очередь входящих запросов.

Наша команда дизайнеров помогала в подготовке презентаций для консультантов-спикеров GlobalLogic Kharkiv Java Conference 2018.

Мероприятия. Проводим внутренние вебинары, воркшопы, соревнования среди дизайнеров и команд, общаемся с представителями практики в других представительствах компании.

Обучение команды инженеров. Объясняем инженерам, кто такие дизайнеры и чем они занимаются. Например, мы провели Design Thinking Workshop, где на практических кейсах разбирали суть дизайн-мышления. Участники опробовали различные практики и подходы, чтобы далее применять их на реальных проектах. В команде с Аней Скоробогатовой (руководителем дизайн-офиса Globallogic Ukraine) и Алексеем Пономаренко (он уже делился своим опытом в статье про обучение дизайн-мышлению в Великобритании в статье на DOU) участники опробовали различные практики и подходы, чтобы далее применять их на реальных проектах. Получив позитивные отзывы после первого воркшопа, мы решили проводить их и в дальнейшем — в том числе и в других офисах компании.

Design Thinking Workshop в харьковском офисе GlobalLogic

Четкий план, который базируется на стратегическом видении развития направления и компании в целом, позволил нам достичь заметных результатов. Например, команда выросла от двух-трех до 15 человек за полтора года. Проактивное расширение команды и централизованное распределение задач позволяют нам всегда иметь свободных дизайнеров для новых проектов. Появились новые каналы привлечения проектов — «сейлы» знают, куда направлять свои запросы, а менеджеры предлагают услуги дизайна своим текущим клиентам.

Итог — опыт работы над стратегическими задачами

Каким образом можно обобщить опыт и подход, когда речь идет о развитии новых направлений? Мои выводы ниже.

Структурирование. Вначале вырабатываем видение и валидируем его с заинтересованными сторонами. Все дальнейшие шаги будут предприниматься в соответствии с видением, это помогает правильно расставить приоритеты. Затем все нужно организовать, настроить, запустить, а главное — быстро получить первые видимые результаты.

Продвижение. Параллельно можно переходить в активную фазу продвижения сервиса/услуги/направления. Не уменьшая важности продвижения, скажу, что, на мой взгляд, структурирование и организация на раннем этапе важнее. Для продвижения важно подготовиться, а именно — создать базу. В противном случае, входящие запросы могут теряться. Плохо обработанный запрос в этот период имеет катастрофические последствия: «сарафанное радио» понесет плохую обратную связь дальше.

Фокус на стратегических задачах. Довольно сложно физически заниматься долгосрочными/стратегическими задачами, особенно когда есть ряд текущих проектов, требующих внимания. Так устроен наш мозг — мы скорее сделаем то, что принесет немедленный результат/удовольствие/отдачу прямо сейчас, чем то, что может не принести позитивного результата вовсе.

Что помогает? Помимо очевидных вещей, вроде делегирования и работы с приоритезацией задач, важно регулярно получать подкрепление. Критично важны оба слова: «регулярно» и «подкрепление». Регулярные митинги с командой, руководством, трекинг задач, обратная связь от менеджмента/клиентов/коллег. Секрет в том, чтобы получать удовольствие и от процесса в том числе, а не только от достижения существенного результата.

Главное — цель и желание. Необязательно ждать, пока кто-то из высшего менеджмента даст точные указания, что делать и зачем. Каждый может быть инициатором и драйвером новых направлений и задач.

Буду рад вашим вопросам и обратной связи в комментариях!

Похожие статьи:
Президент Володимир Зеленський провів таємну зустріч із представниками найбільших ІТ-компаній України. Вона відбулася ввечері...
Opendatabot проаналізував, як від початку повномасштабного вторгнення росії змінилась ситуація на економічному фронті України....
Верховний суд не задовольнив касаційну скаргу заступника керівника Київської обласної прокуратури до ІТ-компанії MacPaw....
Меня зовут Владимир Сидоренко, и я работаю старшим инженером по качеству в DataArt. Расскажу о том, была организована...
В выпуске: первые показы Android 11 для разработчиков, подкасты от экспертов Google и новые правила работы...
Яндекс.Метрика