DOU Hobby: Robots Against Entropy — инструментальный прогрессив рок со sci-fi настроением

[DOU Hobby — рубрика о нетехнических проектах IT-специалистов: творчество, интересное хобби и другие lifestyle-достижения. Если вам есть о чем рассказать — пишите на  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. ]

Юрий Сазонец — ведущий программист в компании «Юджин». Недавно Юрий выпустил музыкальный альбом Robots Against Entropy — инструментальный прогрессив рок/метал. В треках представлено много стилей: классический рок 70-х, прогрессив метал 90-х, элементы джаз-фьюжн, электроники и эмбиента.

Специально для читателей DOU Юрий предоставил полную бесплатную MP3-версию альбома.

— Юра, как вы начали заниматься музыкой?

Родители с самого детства привили мне вкус к хорошей музыке. В доме всегда было фортепиано, и отец часто на нем играл (сейчас он перешел на электроорган). В какой-то момент появился компьютер, на котором, оказывается, очень удобно записывать ноты и тут же слушать, что получается.

В компании друзей научился играть на гитаре. Они же показывали, как с помощью двухкассетного магнитофона накладывать партии одну за другой — такое вот примитивное сведение.

Потом появляется более мощный компьютер и софт, позволяющие записывать звук уже в виде цифровых файлов, обрабатывать его в реальном времени, редактировать, сводить и получать на выходе mp3 с твоей собственной музыкой. Вот так вот шаг за шагом изучал новые вещи и при этом получал огромное удовольствие от всего процесса.

— Когда и как появился проект Robots Against Entropy?

За много лет у меня скопилось несколько демозаписей, которые, как мне показалось, неплохо бы звучали все вместе в формате альбома. Заодно захотелось выйти на более серьезный уровень и выпустить продукт, который — хоть это и хобби — будет выполнен по-настоящему профессионально. С живыми музыкантами, технически вылизанной игрой, профессиональным сведением и мастерингом — и, соответственно, самым современным звуком.

Альбом записан при участии одних из лучших украинских сессионных музыкантов. Клавишные партии в одном из треков исполнил Дерек Шеринян — легендарный американский музыкант, бывший участник группы Dream Theater. Сведение и мастеринг выполнил Макс Мортон — саунд-продюсер, известный не только в Украине, но и за ее пределами.

— Как удалось договориться с ними о сотрудничестве?

Некоторые — просто мои друзья. Барабанщика Сашу Касярума я нашел по его объявлению в интернете. Он же порекомендовал Макса Мортона, хотя Макс и так очень известен в музыкальных кругах.

В сотрудничество с Дереком до сих пор трудно поверить, потому что я давний фанат его творчества — и в составе Dream Theater, и сольных альбомов, и Planet X. Я подписан на его Twitter, в котором он как-то написал, что ищет молодые группы и артистов для сотрудничества. Я набрался наглости и смелости, отправил демо трека Seven — и на следующий день получил ответ: «Hi, this is Derek Sherinian, how can I help you?» Договорились о гонораре, и буквально за пару дней я получил пачку шикарнейших клавишных партий, которые просто преобразили исходный трек.


Трек Seven, клавишные партии в котором исполнил бывший участник группы Dream Theater Дерек Шеринян

Во всех этих случаях, возможно, кроме наглости, помогало наличие довольно подробных демо-версий всех треков. Из них была ясна общая стилистика, структура партий и что вообще требуется сделать. Поэтому с самого начала музыканты могли сразу решить для себя, интересен ли им такой материал в принципе, и если да, тут же приступить к очень предметной работе. Если бы я обращался к людям без таких демо, а только лишь с фразами в духе: «Нууу, я вот хочу сделать трек, чтобы было сначала как у The Prodigy, а потом парам-пам-пам» — думаю, было бы сложнее.

Практически все приглашенные музыканты участвовали за гонорар, потому что являются профессионалами.

— Расскажите про вашу музыку. К какому жанру и стилю себя относите?

То, что записано на этом диске, можно, скорее всего, наиболее кратко охарактеризовать как «инструментальный прогрессив рок/метал». А если развернуто, то там намешано много стилей: классический рок 70-х, прогрессив метал 90-х, элементы джаз-фьюжн, электроники и эмбиента. Кто-то даже нашел там индастриал 80-х. Собственно, все, что я обычно слушаю, и отражается в моей музыке.

Жанр — это не самоцель и не заранее поставленное ТЗ. Это всего лишь инструмент, с помощью которого можно передать определенную эмоцию. И если композиция требует развития в определенном настроении, соответствующий элемент жанровой палитры и будет выбран — будь это трэш-метал, эмбиент или что-то симфоническое.

— А откуда такое название — Robots Against Entropy?

Название пришло, уже когда альбом был практически сведен. Почему Robots Against Entropy? Во-первых, оно не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки. Во-вторых, не было занято другой группой. В-третьих, как-то интуитивно подходит к некому sci-fi настроению в музыке.

Музыка в этом альбоме является первичной, и не хотелось добавлять еще какой-то вербализированный смысловой слой. Мне кажется, такой подход дает слушателю свободу не находиться в рамках, заданными текстом или какой-то авторской глубокой мыслью, а просто слушать и чувствовать те эмоции, которые заложены в музыке, какими они бы ни были, на таком, очень абстрактном уровне. Может быть, у кого-то даже возникнут какие-то собственные образы или идеи от прослушивания, это вообще прекрасно.

— Кто ваш слушатель?

Скорее всего, тот, кто разделяет мои музыкальные вкусы: уважает Deep Purple, Uriah Heep, Dream Theater, Liquid Tension Experiment, Devin Townsend, Rammstein и The Prodigy, открыт к восприятию многожанровой музыки. Мой слушатель хорошо относится к музыке, в которой никто не поет, и в целом является ценителем отличного саунда и качественного продакшна.

— Были ли у вас живые выступления? Или альбом доступен только в записи?

Концертов Robots Against Entropy пока не было, но опыт живых выступлений у меня есть. Особенно интересно было сыграть несколько концертов вместе с Черкасским академическим симфоническим оркестром и Cherkasy Jazz Quintet в рамках проекта моего отца. Там в единое целое объединились рок, классика и джаз. Видите, в одном жанре играть довольно скучно :)

— Много ли времени занимает создание музыки и развитие проекта? Как удается соединять хобби и основную работу?

К счастью, современные технологии позволяют упростить многие вещи. Аранжировки можно успешно делать, имея всего лишь один компьютер. Для записи живых электрогитары и баса, кроме инструментов и кабеля, достаточно относительно недорогой звуковой карты. И все это можно делать у себя дома, что, конечно же, экономит время и деньги.

Для записи барабанов и чего-то экзотического, вроде Hammond-органа, а также при реампинге гитар и сведении уже нужна подготовленная студия. К счастью, уже изобрели интернет и облачные хранилища, поэтому тратить время на поездки в студию не нужно. Можно просто отправить файлы в любую точку мира профессионалам, которые выполняют всю нужную работу и присылают обратно результат.

Но несмотря на такой вот аутсорсинг, все равно работа над альбомом заняла очень много времени. Основная работа в IT была, конечно же, в приоритете, поэтому альбом продвигался медленно и весь процесс был растянут аж на 4 года.

— С какими трудностями сталкивались, на какие грабли наступали?

Такой масштабный проект я делаю впервые, потому многие моменты недооценил. Например, как только дело дошло до записи гитары, выяснилось, что я даже толком не умею ее правильно настраивать, не говоря уже о том, чтобы попадать там в какие-то доли или ноты, хотя играю далеко не первый год.

Но ничего страшного. Методом проб и ошибок, после вдумчивых тренировок, литров пота, крови и слез получилось записать достойные партии. За некоторые даже испытываю гордость.

Главное в этом деле — заставлять себя выключать вечером сериальчики, вместо них включать метроном и брать в руки гитару. Или открывать Logic и заканчивать аранжировки.

— Как обычно рождаются ваши треки? Как это происходит?

Обычно трек начинается с какой-то идеи — например, гитарного риффа или клавишной партии, которую тут же пытаешься записать, чтобы не забыть. И важный момент: я заметил, что если не начинаешь тут же эту идею развивать, сделать из нее полноценную композицию спустя некоторое время будет очень сложно. Видимо, теряется то настроение, которое побудило к возникновению этой идеи, и развить ее хорошо уже не выходит. Так что лучшие треки выходят, когда получается за один присест написать общую канву от начала до конца.

Мне всегда важно слышать всю аранжировку целиком, поэтому вместе с изначальными идеями на компьютере одновременно набиваю и приблизительные барабанные партии, и басовые, и клавишные — достаточные, чтобы уловить идею и настроение трека. Конечно, сначала все довольно сырое, и поэтому позже начинается длительный итеративный agile-процесс: довожу аранжировки до ума, корректирую партии, добавляю новые слои звука.

Когда дело доходит до записи уже живых музыкантов, то те партии, которые были написаны мной в демо, в результате уже совместной работы превращаются в финальные дорожки, которые передают одновременно и «композиторское видение», и личный взгляд музыканта. И это, кстати, критический нюанс — уметь выключать свое эго и давать простор людям для творчества. Благодаря свежему взгляду со стороны треки тут же приобретают дополнительную глубину. Конечно, это при условии, что вы выбираете правильных музыкантов :) Мне с этим очень повезло, огромное спасибо ребятам!

— Влияет ли как-то музыка на работу в ІТ?

Интересно, что программирование обычно считается точной и очень рациональной наукой, где нужно много сидеть и думать. А музыка — это искусство, порыв чувств, эмоции, интуиция и все такое. И часто эти вещи противопоставляются. Мол, этот парень — творческая натура, композитор и музыкант, а вот тот — с очень рациональным мышлением, любит математику и функциональное программирование.

Но когда начинаешь заниматься и тем, и другим, замечаешь, что самые лучшие идеи — неважно, музыкальные или IT — появляются в голове совершенно одинаковым способом: как будто ниоткуда, сами по себе, выходя откуда-то из подсознания и часто в самые неожиданные моменты.

Метафора с загорающейся лампочкой над головой — очень удачная. Можно весь день просидеть за компьютером над какой-то проблемой — не получается придумать неважно что, гитарное соло или архитектуру для новой большой фичи — и за целый день ничего вменяемого не выйдет. Но можно выйти на прогулку, отвлечься, освободить мозг от этой проблемы, дать подсознанию поработать — и бум, в сознании внезапно всплывает интересная идея. Это заставляет задуматься, как работает наше мышление, как связаны между собой мысли и чувства, откуда они берутся и в чем заключается сам процесс творчества.

— Как вы распространяете вашу музыку?

Сейчас никто не покупает CD-диски, особенно диски никому не известных групп. Так что очевидный способ распространения — это онлайн. Онлайн-ресурсов для распространения музыки сейчас очень много, и иметь дело с каждым по отдельности — довольно муторно. Поэтому я решил воспользоваться сервисом Distrokid, который за небольшую плату сам размещает альбом на всех основных онлайн-платформах: Apple Music, iTunes, Spotify, Deezer, Google Play, Amazon и других.

Я только загружаю треки через веб-форму, и они через некоторое время появляются везде. При этом я получаю 100% всех роялти-выплат от продаж и потоковых прослушиваний.

Другой канал распространения — это торренты, которые появились, кстати, сами по себе, без моего участия. С одной стороны, как музыканта, который вложил в проект кучу времени и денег, меня немного напрягает, что мой продукт распространяют бесплатно. Но, с другой стороны, я понимаю современные реалии музыкальной индустрии. Да и в целом приятно, что люди интересуются и сами выкладывают твою музыку, в том числе в разных пабликах «ВКонтакте» и так далее.

В конце концов, на продажах альбомов уже существенно заработать практически нереально. Поэтому меня сейчас больше волнует, сколько людей услышат мой проект, чем сколько я получу денег.

— Что можете посоветовать музыкантам-новичкам?

Cлушать много разной музыки (причем не только в вашем основном жанре), снимать на слух партии любимых музыкантов, регулярно заниматься на инструменте под метроном. Даже если вы не собираетесь писать музыку, научитесь себя записывать, чтобы в процессе занятий можно было внимательно прослушать свою игру и обнаружить все ошибки. Ищите единомышленников, играйте с разными людьми, которые круче вас, учитесь у них.

Постоянно ставьте реалистичные, но требующие от вас постоянного развития цели. Причем результаты должны быть обращены к реальным слушателям: пусть сначала это и будет не полный стадион Уэмбли, а ваши друзья, родители, девушки, парни. И сами цели должны быть поначалу самыми простыми — например, записать трехминутную песню и выложить в соцсети, сыграть живую программу на 20 минут в кругу друзей.

Не пытайтесь сделать все хорошо и сразу, так не бывает даже у суперпрофи. Совершайте ошибки, учитесь на них, достигайте результата и немедленно двигайтесь дальше к следующим, еще более амбициозным и сложным целям. Не бойтесь критики, это неизбежное явление. Но и старайтесь найти «своего» слушателя, которому ваше творчество будет ближе.

— Какие у вас дальнейшие планы насчет музыки?

Сейчас, после выпуска проекта, хочу отдохнуть от музыки, так как последние недели перед выходом были особенно напряженными. Планирую больше сконцентрироваться на продвижении альбома. А потом уже можно будет задуматься и о живом формате выступлений, и о будущем материале — которого уже, кстати, хватает в виде демо на половину следующего альбома.

Похожие статьи:
«Украинский киберальянс» (УКА) — сообщество украинских хактивистов, возникшее в 2016 году после объединения нескольких хакерских групп....
До вашої уваги дайджест навчальних програм для тих, хто починає кар’єру в ІТ. У цьому номері зібрані можливості, актуальні у липні...
Если перефразировать поговорку «плох тот солдат, который не хочет стать генералом», то выйдет «плох тот тестировщик, который...
● Как выбрать инструментарий для работы с тест-кейсами, где вести тестовую документацию? Идем от обратного — что хотим получить...
По просьбе DOU IT-специалисты поделились ошибками, с которыми приходилось сталкиваться, в построении архитектуры ПО, выборе...
Яндекс.Метрика