Как попасть в ІТ без профильного образования: истории свитчеров
Мы расспросили бывших экономистов, менеджеров, инженеров, а также артиста, медика и историка, почему они пришли в ІТ, как обучались, как сумели получить первый оффер и адаптироваться в новой для себя индустрии.
Антон Славута, Senior Software Engineer в ЕРАМ
6 лет в IT, в прошлом — проводил семинары по методике оздоровления и психологии
Я учился в Харьковском университете городского хозяйства на экономиста предприятий городского хозяйства. Еще в студенческие годы активно интересовался психологией и здоровым образом жизни и на последних курсах начал работать в этой сфере. Я был инструктором оздоровительной системы. Работе посвятил 10 лет, пройдя путь от ассистента до старшего преподавателя.
График на основном месте работы позволял мне время от времени пробовать себя в других отраслях и зарабатывать дополнительно. В IT-сферу меня привел один из знакомых, предложив попробовать себя в программировании. В школе мне нравилась информатика, я даже был участником «инициативной группы» ребят, которые занимались более углубленно. Однако поначалу я воспринимал IT исключительно как фриланс и источник дополнительного дохода.
В тот момент я претендовал на открытую вакансию C# разработчика, а потому начал изучать именно эти технологии.
Об обучении. Я записался на восьмимесячные очные курсы. Выбрал «щадящий» режим занятий — по 2 часа
В институте учеба давалась мне легко, и я рассчитывал, что так будет всегда. На самом же деле за 9 лет, прошедшие после института, мозг «отвык» учиться. Для того чтобы выйти на тот же уровень восприятия новых знаний, пришлось приложить усилия. Это заняло около месяца.
Формально курсы были рассчитаны на новичков, хотя в моей группе с нуля начинал только я. Были те, кто переучивался с 1С или имели базовое инженерное образование. На первых порах разобраться в непонятных вопросах мне помогал мой товарищ, дальше «копал» сам.
Также перед активным поиском работы и собеседованиями я записался на курсы английского — чтобы освежить знания в памяти. Параллельно смотрел два любимых сериала на английском, погружаясь таким образом в языковую среду.
О работе в ІТ. К сожалению, с той вакансией, на которую я претендовал, не сложилось: к моменту окончания курсов вакансия уже была закрыта. Мне пришлось заниматься трудоустройством самостоятельно.
Первый оффер я получил через 2 месяца, пройдя через 7 или 8 собеседований. Единственной трудностью было отсутствие опыта. Некоторые практические моменты мне пришлось подтягивать уже в процессе работы.
Моя карьера началась в ЕРАМ, c этой компанией я сотрудничаю до сих пор. У меня установился хороший контакт с командой, через месяц я уже полностью «влился» в коллектив. Коллеги отлично меня приняли. Частично помогла практика в области психологии, но и в целом я всегда был открытым и коммуникабельным.
Немного смущало то, что я в свои 29 лет был старше многих своих коллег. Тем не менее я приходил к ним с вопросами, просил разъяснений и быстро себя убедил, что стыдиться абсолютно нечего, это нормальный процесс обучения. Меня очень стимулировал один из коллег,
Воспринимать самого себя как айтишника я начал примерно через 3 года. Поначалу был шок, который, наверняка, случается у каждого, кто приходит из госструктуры или бизнеса. IT — это особый мир, где все подчинено законам логики, люди мыслят на перспективу, бизнес-процессы структурированы. Нет классического «наплевательского» отношения, присущего нашим госструктурам.
Единственное, что мне больше нравилось в бывшей работе — это возможность больше времени проводить на свежем воздухе :)
О возможностях. Уверен, что для человека с аналитическим складом ума сложностей при вхождении в профессию быть не должно. Определенные сложности, скорее всего, могут возникнуть у тех, кто не обладает структурированным мышлением, ведь особенности восприятия проблематично переделать. Хотя я лично знаю нескольких «творческих» программистов, которые и код пишут так же — их очень сложно прочитать :)
Если единственная мотивация для перехода в IT-сферу — это желание заработать, то я бы не советовал даже пробовать. Нелюбимая работа не будет стимулировать к развитию. Что касается обучения, для старта я бы рекомендовал «классические» языки: C# или Java. И, конечно, английский.
На первых порах необходим наставник, который объяснит все азы. В ретроспективе может показаться, что все необходимое можно освоить самостоятельно, но это обманчивое впечатление. При поиске ментора не стоит рассчитывать только на педагога на курсах, они часто просто «отчитывают» часы.
Андрей Лазарев, QA Technical Lead в Terrasoft
3 года в IT, в прошлом — экономист
Я учился на экономиста. Как и многие, 15 лет назад выбирал эту профессию, не понимая, кем хочу быть.
До ІТ работал в
Чем дальше я двигался в банковской карьере, тем больше старался выбирать направление, связанное с ПО и безопасностью. Участвуя в проектах по внедрению автоматизации, я тестировал бизнес-логику приложений на потенциальные уязвимости и понял, что мне это интереснее, чем работа экономиста.
Ещё за 3 года до перехода в ІТ я понимал, что надо что-то менять. Я не сильно понимал, как мне развиваться дальше в банковской сфере. Однако сначала никаких телодвижений не производил, так как находился в комфортной зоне, не жаловался на доход, условия труда, рабочие задачи. Комфортная зона закончилась, когда курс доллара вырос с 8 до 16, а впоследствии до 25. Решение, что пора что-то менять, принял за один день.
Об обучении. Сначала я читал разную поверхностную информацию о тестировании в интернете, но её было настолько много, что я не понимал, за что хвататься. Потому поступил на курсы по тестированию в академии StartIT. Курс длился один месяц, я тратил на обучение около
Помимо курсов, я самостоятельно изучал программирование на JavaScript. Тогда мне казалось, что это довольно востребованный язык в тестировании. Уже потом я понял, что надо было выбирать Java.
О работе в ІТ. Рассылать резюме в компании я начал с первого дня обучения на курсах по тестированию. Составил систему с таблицами и графиками конверсии откликов на резюме, писал разные сопроводительные письма. Зачастую если моё резюме замечали и оно вызывало интерес, мне звонили спросить об опыте работы в тестировании. А так как его не было, то собеседование не назначали.
Всего я прошел собеседования в трех компаниях, по их результатам получил два оффера. Это произошло за 2 дня до окончания курсов по тестированию. Выбрал вакансию, где была автоматизация тестирования. В этой компании я работаю по сей день.
Мне очень повезло, потому что я попал в хорошую команду с отличными людьми. Я сразу им сказал, что у меня нет опыта, так как я 8 лет работал в совершенно другой сфере. На удивление, они не отвернулись, а наоборот помогали мне в развитии.
О возможностях. Людям, которые хотят поменять сферу на ІТ, я бы посоветовал спросить себя: а зачем? Если только из-за денег, то это плохая идея. Придется много учиться, работать, и если это не будет приносить удовольствия, то велики шансы быстро выгореть.
Андрій Воловик, Senior QA Engineer & Scrum Master в Digicode
3 роки в IT, в минулому — інженер-конструктор
Я навчався в НТУУ «КПІ» на радіотеху. З третього курсу влаштувався молодшим науковим співробтіником в галузі телекомунікацій в Інститут електроніки та зв’язку УАН. Через 2 роки вирішив, що хочу спробувати себе в ролі інженера-конструктора навігаційного обладнання. Подав резюме на ДП «Антонов», пройшов співбесіду, і після двох тижнів паперової тяганини мене взяли.
Я пам’ятаю своє здивування в перший робочий день, коли побачив, як дідусі та бабусі креслять на кульманах. Доступ в інтернет був закритий, ПК на всіх не вистачало.
Також виявилось, що ніяких розробок навігаційного обладнання немає: інженери замовляють необхідні прилади за кордоном та проектують схеми для їх підключення. Близько 60% робочого часу займали різноманітні узгодження з керівництвом та іншими відділами.
Паралельно з роботою на заводі займався 3D-моделюванням та фрілансив у цій сфері. Працював охоронцем на концертах та фестивалях. Намагався займатись виробництвом паливних гранул — біопалива, яке отримують із торфу, деревних відходів та відходів сільського господарства або з вугілля. Але через брак досвіду та коштів мій бізнес провалився.
Після 2,5 років на заводі я остаточно усвідомив, що не зможу достойно утримувати сім’ю, побудувати власний будинок, подорожувати та розвиватись. Саме тому без вагань вирішив, що прийшов час все змінити та почав моніторити ринок в пошуках чогось нового.
На той час декілька друзів вже почали працювати на позиціях Java-розробників. Я вирішив спробувати і почав активно вчити Java. Згодом, поспілкувавшись з друзями та прочитавши декілька статей про QA, я остаточно вирішив розвиватись в галузі тестування. По-перше, мені це більше до вподоби, й по-друге, вимоги до початкових знань тестувальників на той час були нижчими, ніж вимоги до розробників.
Про навчання. Від моменту, коли я почав вивчати QA, до моєї першої роботи тестувальником пройшло 4 місяці. Перед цим я близько 5 місяців інтенсивно вивчав Java та основи програмування — це теж знадобилось в майбутньому.
На навчання витрачав майже весь свій час, тому що хотів якнайшвидше працевлаштуватись. Вчився на роботі, в транспорті, вдома після роботи та на вихідних. В основному навчався самостійно, ходив тільки на англійську. В мене вже був досвід закінчення курсів Java Basic, і я прийшов до висновку, що більше користі отримую від самоосвіти.
Основними джерелами з теорії тестування були книжки «Testing Computer Software» Сема Канера та «How Google Tests Software» Джеймса Уіттакера, а також статті на DOU та інших подібних ресурсах. Для вивчення SQL, HTML, CSS, JSON, XML, XPath використовував W3Schools та книжку «Head First SQL Your Brain on SQL» Лінна Бейлі. Також дивився відеоуроки Portnov Computer School.
Особливих проблем у навчанні не було, оскільки в цьому немає нічого надскладного. Одне правильно: потрібно віддати багато часу та енергії, щоб отримати бажаний результат.
Про роботу в ІТ. Я влаштувався на свою першу роботу досить швидко. Коли вже відчув впевненість в своїх силах, то відразу створив резюме, дав його на рев’ю друзям і почав шукати відповідні вакансії. Відправив резюме приблизно 20 компаніям. На наступний день мені зателефонувала HR, задавала питання по теорії тестування та SQL. Далі була очна співбесіда з технічним спеціалістом, дуже тяжка та стресова. Згодом мені зателефонували і запропонували роботу.
Спочатку було досить складно. Дуже багато нової інформації — технології, проекти, спілкування із замовником англійською, але я адаптувався досить швидко. Головне — відразу звикнути до темпу робочого процесу та не сприймати всі проколи (а їх на початку може бути багато) близько до серця.
Влитись у колектив було не складно: в усіх компаніях, де мені доводилось працювати, колеги були досить дружні та привітні. Звичайно, є люди, з якими виникають конфлікти, але їх мало.
Про можливості. В IT немає нічого складного: просто в контексті теперішніх обставин в Україні це досить прибутковий напрямок у порівнянні з багатьма іншими. На своєму шляху я зустрічав людей, які перевчились з юристів, бухгалтерів, економістів, журналістів і навіть лікарів.
Для початку потрібно промоніторити ринок, зрозуміти, що саме потрібно, які технології вчити. Незалежно від обраної спеціалізації підтягуйте англійську. Познайомтесь та поговоріть з людьми, які вже працюють в IT. Я і сам зараз з радістю допомагаю всім, хто звертається до мене.
Зараз дуже багато людей бажає працювати в IT. Варіант «сходжу на курси, прочитаю книжку і буду отримувати 1К баксів» — не канає. Потрібно бути на голову вище конкурентів, а для цього доведеться на певний час пожертвувати розвагами та максимально щільно планувати свій графік, щоб було більше часу на навчання.
Юрий Федорченко, Project Manager в Provectus
8 лет в IT, в прошлом — артист музыкального театра
У меня два высших образования — маркетинг и сольное пение, оба направления закончил с отличием.
Музыкой я занимался с детства, еще ребенком участвовал в вокальных конкурсах. В то же время учился в математическом классе в гимназии и планировал, что буду совмещать музыку и какую-то околоматематическую специальность, а потому параллельно с Нархозом поступил в Одесскую консерваторию.
Во время учебы я попал на стажировку в банк в отдел маркетинга и участвовал в процессе вывода на рынок новых банковских IT-продуктов. Затем была стажировка в IT-компании — по направлению PM. Поначалу было очень страшно, приходилось много читать, чтобы заполнить пробелы в технических знаниях. Но я быстро адаптировался, а знания маркетинга позволили лучше понимать бизнес и продукт. Сфера IT мне была интересна как место, где открываются большие перспективы для саморазвития и карьерного роста.
Однако спустя год моя артистическая сторона победила, и я решил полностью отдать себя музыке и театру. Я бросил свою стажерскую позицию в IT и пришел в Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного, где 4 года проработал ведущим солистом. До сих пор время от времени меня приглашают заменить кого-то из труппы, если есть такая необходимость.
Работая в театре, я для развлечения и «поддержания штанов» (ведь зарплаты госслужащих в нашей стране сами знаете какие) время от времени фрилансил. Пытался заработать на трендовых в то время сервисах Surveys и их Affiliate systems: множил собственные одностраничные сайты, где размещал контекстную рекламу. Попутно постигал азы веб-дизайна.
Однажды мой близкий друг предложил мне поучаствовать в проекте в их компании. В то время театр меня уже не будоражил, как раньше, а превратился в каждодневный рутинный, часто неблагодарный труд. Театр — организм сложный, капризный, требующий огромных жертв и служения. Думаю, что я слишком прагматичный человек для всего этого. И я решился снова кардинально поменять свою жизнь. Менеджер из меня вышел, как мне кажется, куда лучше, чем артист.
Об обучении. Азы менеджмента проектов и продукта я изучил еще в университете. Нужно было только освоить IT-контекст. Для этого читал PMBOK, книги по Agile-методологиям, QA-процессам, базам данных, ООП. Технические знания получал от ребят, с которыми работал: внимательно их слушал, пытался вникнуть, запоминал.
Самое трудное — мотивировать себя к развитию. Но когда человеку действительно «надо», он всегда найдет в себе силы это сделать.
О работе в IT. Специальность менеджера не идет в конфликт с моей артистической натурой. К примеру, навыки публичных выступлений помогают в переговорах и презентациях. У меня получается быть довольно убедительным даже в сложных ситуациях.
Бытует мнение, что менеджерами в IT должны быть исключительно люди, вышедшие из технических специальностей. На мой взгляд, это довольно спорно. Менеджер в первую очередь должен быть профессиональным менеджером. Менеджмент — наука абстрактная и применима в любой сфере производства.
Я видел очень много примеров, когда глубокий технический бекграунд менеджера даже мешал ему: в таком случае человек всегда имеют соблазн «поучаствовать» в технических решениях. Однако их техническая экспертиза без практики со временем неумолимо снижается. У меня по очевидным причинам такого соблазна никогда не было: я всегда принимал решения только в моем поле компетенции, а технические вопросы делегировал экспертам. Так это работает. Менеджер не должен вмешиваться в низкоуровневые технические вопросы — это приводит к демотивации технических специалистов, неверным решениям, конфликтам.
Сейчас моя техническая экспертиза лежит гораздо дальше необходимого минимума, ее достаточно для принятия правильных технических решений, но я все равно стараюсь «держать себя в руках» и ограничивать свое влияние на техническую стратегию только рамками продуктовых и бизнес-задач, которые я провожу своим командам. К тому же, такой подход — не лезть с решениями там, где я недостаточно компетентен, — помогает завоевать уважение коллег.
О возможностях. IT — это сложно, здесь нужно очень много трудиться. От вас будут постоянно требовать результат. Будьте готовы, что 95% вашего рабочего времени будут занимать рутинные задачи. Выбирайте направление согласно вашим склонностям и бэкграунду: подумайте, как вам может пригодиться ваш прошлый опыт.
Выбрав направление, составьте себе реалистичный план обучения и стратегию трудоустройства. Определитесь с критериями успешности его реализации. Идите четко по нему: заведите To-Do List и планируйте свои задачи по обучению на неделю. Обязательно конспектируйте прочитанное.
Если есть возможность пойти на профильные курсы — идите. Лишним это не будет. Но не рассчитывайте, что вас там всему научат, и после этих курсов вам будут открыты все двери. Большую часть предмета в любом случае придется изучать самостоятельно.
Сильно не задерживайтесь на этапе самообучения. Ищите подходящие стажировки и вакансии, ходите на собеседования.
Тетяна Гладій, Senior Front-end BI Developer в Infopulse
2,5 роки в IT, в минулому — бренд-менеджер
У мене дві вищі освіти: закінчила мехмат в КНУ ім. Шевченка та маркетинг в КНЕУ ім. Гетьмана. Ще студенткою працювала супервайзером і організовувала команду промоутерів.
Моя перша і єдина офіційна робота до ІТ була у відділі маркетингу в міжнародній компанії Henkel. Я прийшла туди на безкоштовне стажування і за короткий проміжок часу побудувала кар’єру. Протягом 2,5 років була бренд-менеджером відомих марок Somat, Pur, Clin.
В Henkel я ознайомилася з QlikView — програмою для аналізу даних. За допомогою неї аналізувала продажі мого бренду, виявляла проблемні території по всій Україні, знаходила слабкі місця бренду. Я захоплювалася цим, перша розбиралася у подібних технологіях і навчала свою команду.
Про роботу в ІТ. Я не прагнула працювати в ІТ і не навчалась спеціально — просто цікавилася тим, чим хотілося займатися. Згодом мій друг перейшов у Infopulse і подав моє резюме у HR-відділ. Через 5 місяців мені передзвонили — це було досить неочікувано для мене на той час.
Мене взяли на стажування з BI-розробки на випробний термін 3 місяці. Моїми перевагами на співбесіді були математичні знання та логічне мислення, а також досвід роботи зі сторони користувача: я точно знала, що зможу зрозуміти потреби клієнта.
Протягом стажування я отримала неосяжний багаж знань з Tableau, QlikView, Crystal Report, AO. Займались і теорією, і практикою. Вже через 2 місяці мене взяли на проект. З того часу я працюю у сфері Business Intelligence, займаюся розробкою звітів для бізнес-аналізу. Спочатку мені часто не вистачало айтішного бекграунду, але з часом я звикла до сленгу та почала розуміти речі, які здавалися незрозумілими раніше.
Саме в Infopulse я вперше познайомилася з робочим процесом Scrum. Люди, які працюють у не ІТ-компаніях, навіть не здогадуються, наскільки правильно може бути організований процес роботи. Також мене здивувала відсутність телефона на робочому місці. А тепер я думаю: навіщо він взагалі? :) Всі зустрічі ми проводимо по скайпу, що неймовірно зручно.
Я не шкодую, що наважилась на кардинальні зміни. Мені подобається розвиватися в середовищі успішних людей. Єдине, про що сумую, — це виступи на великій сцені: на попередній роботі я проводила презентації для 100 чоловік.
Про можливості. З того моменту, як я відчула всі переваги роботи в ІТ, я рекомендую змінювати своє життя всім, хто незадоволений сьогоднішнім днем. Якщо вас теж цікавить Business Intelligence, я раджу починати з курсів BI QA Engineer, адже тестування — найбільш посильний фах для людей з іншої галузі. Вам буде потрібно вивчити SQL, QlikView, Tableau. В інтернеті є безліч безкоштовних сервісів із задачками та відеоуроками — потрібно лише бажання та щоденна робота, хоча б по 2 години в день.
Владимир Арутин, QA Engineer в HYS Enterprise
2 года в IT, в прошлом — финансист
С 2006 года я развивался в финансовой отрасли. Это был расцвет коммерческих банков и экономики в целом, время стабильной национальной валюты и роста ВВП. В банковской сфере я работал финансовым аналитиком, торговцем ценными бумагами, менеджером малого, среднего и корпоративного бизнеса, а также руководителем розничного направления. За 10 лет прошел путь от ведущего экономиста по работе с физическими лицами до руководителя корпоративного бизнеса региона.
Год за годом я обрастал всевозможными связями, клиентским портфелем, опытом и новыми знаниями. Однако не нужно было обладать аналитическими способностями, чтобы рассмотреть мировой тренд развития коммерческих банков. Глобальная уберизация финансового сектора, расцвет финтех-стартапов и блокчейнов склоняли весы не в пользу банков. Знаменитое «Banking is essential, banks are not», сказанное Биллом Гейтсом еще в 2008 году, стремительно воплощалось в жизнь. Можно было подобно Eastman Kodak наслаждаться достигнутым положением дел, но правильней было смотреть в будущее и действовать на опережение.
Работая в банке, вы должны всегда действовать в рамках законодательства и внутренних регламентов, быть готовым к внутренним и внешним аудитам, быть предельно внимательным, собирая документы, подписывая договоры, работая с банковским ПО и отчетностью. Всё это, а также жажда непосредственно влиять на качество создаваемого продукта склонили мой выбор в пользу QA.
Об обучении. Любовь к учебе с детства вела меня сквозь калейдоскоп учебников, книг, олимпиад, медалей, курсов и семинаров, поэтому мне было легко освоить первые книги по тестированию и разобраться с процессами. Сегодня учиться легко: вокруг нас есть колоссальный океан информации, которая доступна 24/7.
Собеседуя кандидатов на работу в банке, я всё больше замечал, что желание обучатся и работать сменились у многих необоснованной самоуверенностью под знаменем «хочу всё и сразу» и отсутствием фундаментальных знаний. Докризисный бум банковского сектора привлек к себе массу желающих, и толпы вчерашних студентов заполонили рынок труда, вызывая неподдельное разочарование своими познаниями. Проецируя описанную ситуацию на IT-отрасль, я понимал, что дабы самому не выглядеть подобным образом, попадая в индустрию нужно не только соответствовать требованиям, но и предвосхищать их.
Для систематизации знаний я записался на годичные курсы тестирования. Дополнительную практику в тестировании получал, ковыряя сайты своих портфельных клиентов по предварительной с ними договоренности и выполняя аутсорсинговые задания заказчиков, предоставленные Djinni.
Освоив нагрузочное, мобильное и API тестирование, я перешел к изучению Java, SQL и верстки. Вскоре полученных знаний было достаточно, чтобы входить в индустрию, успешно пройти собеседование и по иронии судьбы именно в День банковского работника получить оффер.
Позже я получил сертификацию ISTQB Foundation Level, прошел курсы QA Automation, обучение на Udemy, Coursera, Edx и успешно сдал ISTQB Advanced Level, Test Manager.
О работе в ІТ. Свитчеры имеют ряд преимуществ, так как приходят в индустрию с четкой целью, планом развития и изначально настроены упорно работать и обучаться.
Вы хорошо понимаете, что просто зайти не получится: это всё равно, что записаться в бойцовский клуб и не быть готовым к последствиям. Поэтому вы готовы к трудностям, готовы «снять погоны и петлицы» и из Ивана Ивановича превратится в джуна Ваню.
Весь ваш прежний профессиональный опыт — это то, чего лишены коренные обитатели отрасли: он бесценен, его не купишь и не отберешь. Это больше, чем domain knowledge, и возможно вы сможете его эффективно использовать, приятно удивляя заказчика и коллег.
Мотивация свитчера велика: он помнит о семье и детях, которые чаще всего у него уже есть, помнит о сделанном выборе и, не отвлекаясь на разговоры о сыре и гиробордах, интенсивно гребет вперед.
Достаточно быстро адаптировавшись в новой для меня сфере деятельности, я продолжаю учится и познавать профессию, перенимаю успешный опыт своих коллег, менторю интернов и успешно преподаю курс QA Manual.
О возможностях. При смене работы или сферы деятельности никогда не стоит хлопать дверью, ее следует оставлять приоткрытой. Я поддерживаю отношения с большинством своих банковских клиентов, с коллегами, потихоньку сдаю модули ACCA и не отказываю в консультациях.
В любой профессии нужно пахать, учиться и постоянно совершенствоваться — это главный принцип. Если беретесь за новое — делайте это хорошо. Не бойтесь брать на себя ответственность за принятые решения, спрашивать и делится добытыми знаниями.
Верьте в себя и спешите реализовать свой потенциал. Будьте готовы работать усердно, однако, какой бы интересной и перспективной не была ваша работа, — не циклитесь на ней окончательно. Старайтесь правильно расставлять приоритеты, потому как, будучи на смертном одре, еще никто не жалел о том, что слишком мало в своей жизни работал.
Виталий Залевский, Project Manager в DataArt
7 лет в IT, в прошлом — историк
Я закончил исторический факультет ОНУ им. И. Мечникова, получил красный диплом. За время учебы наполучал много именных стипендий, наград и плюшек — это все укрепило мои устремления в науку. Поэтому, не колебаясь, сразу по завершении вуза поступил в аспирантуру. За первые два года аспирантуры работал в школе учителем истории и правоведения, преподавал в вузе различные исторические дисциплины. Я был романтично настроен, все свои активности подчинил защите будущей диссертации. Никакой коммерческой карьеры не строил и не предполагал — научная деятельность была на тот момент во главе угла.
Однажды после очередной командировки в библиотеки и архивы Киева я решил подыскать себе работу на остаток лета, чтобы заработать на новую поездку или, на худой конец, опубликовать пару нужных статей по теме будущей диссертации (чем ранговей было издание — тем выше стоимость печати публикации). Я хотел заработать денег для моей научной карьеры, не зная, что подобная «халтурка» разрушит мир розовых иллюзий.
Я случайно наткнулся на вакансию на одном из job-сайтов: искали помощника сценариста в геймдев-компанию. Компьютерные игры — это было как раз то, что меня сильно интересовало, помимо истории. Так как я чистейший гуманитарий, особого выбора специализации в этой сфере мне не предоставлялось. Я понимал, что вряд ли был бы способен работать в техническом (программирование) или визуальном направлении (рисование, моделлинг) и могу опираться на собственное воображение и силу слова (геймдизайн, менеджмент).
Наука из меня «выходила» с каждым месяцем в геймдеве, все дальше и все меньше соответствовала моим целям и амбициям. Однако я все же довел дело до конца и в 2014 году успешно защитил диссертацию.
Об обучении. Мое обучение проходило прямо в процессе становления и быстрого роста компании. С университета очень пригодились навыки работать с большими объемами информации, анализировать, синтезировать, выражать свои мысли на разных языках разным людям устно и письменно. Были полезны и педагогические навыки — для решения конфликтов. Умение слушать, соглашаться и отстаивать свою точку зрения — это весь стандартный менеджерский арсенал.
Уже начав работать, я стал покупать профильную литературу, читал профильные сайты и форумы.
О работе в ІТ. Когда я устраивался на работу, мне дали тестовое задание на позицию гейм-дизайнера. Я пыхтел, очень много времени уделил правильности формального оформления, не успел разобраться во всех тонкостях и деталях. Результаты тестового оказались очень скромными — меня с натяжкой были готовы взять стажером на период от нескольких месяцев до полугода испытательного срока. Первоначально я отказался, был немного обижен и шокирован, но порефлексировал пару часов и согласился принять подобный вызов — я ничего не терял.
Дальше звучит история ІТ-Золушки: моя стажировка длилась около трех дней, а через пару месяцев я уже был руководителем коллеги, у которой проходил собеседование. Через год у меня уже был свой отдел гейм-дизайна с правом набирать и учить людей по своему образу и подобию. Итого, через пару лет работы я уже одновременно управлял несколькими играми параллельно в активном продакшне, одновременно придумывал сиквелы и выполнял много других активностей.
Спустя 4 года я поменял продуктовый геймдев на аутсорс и работаю менеджером больших и малых игровых и софтверных продуктов.
О возможностях. Сменить работу и сферу деятельности полезно, если честно увидеть себя в ней даже спустя много лет и километров сгоревших нервов. Подводные камни весьма понятны: нужно подвинуть профильных конкурентов и доказать, что именно твое упорство и уровень имеет право занять место перед монитором. С улицы зайти все сложнее — старайтесь заводить правильные знакомства, читать профильную литературу. И, конечно, трудиться, учиться, стучаться, не бояться и ловить удачу.
Олег Шкода, Junior QA Engineer в Luxoft
1 рік в IT, в минулому — менеджер
За освітою я геолог, навчався в КНУ ім. Тараса Шевченка. В студентські роки побував в декількох геофізичних експедиціях та виступав з результатами своїх досліджень на дюжині конференцій.
Але все ж я продовжував шукати себе. Моє перше місце роботи, хоч і на волонтерських засадах, було у громадській організації екологічного напрямку. Протягом двох років я працював там молодшим менеджером, а потім очолював секретаріат цієї ж організації.
Після закінчення університету декілька місяців працював у молодіжному центрі при КМДА. Потім — менеджером у відділі маркетингу логістичної компанії.
На початку весни 2017 року почув від друга про можливість працевлаштування в ІТ-компанії: там були потрібні люди зі знаннями в геофізиці. Спочатку я трохи вагався, тому що саме освоївся на тодішньому місці роботи та почав будувати певні кар’єрні плани. Але все ж вирішив спробувати. Знайшов контакти рекрутерів, склав та відправив резюме. Через деякий час отримав запрошення на співбесіду.
Про навчання. Мені завжди досить легко було розбиратися в різних сферах. За це окрема подяка університету, який надає (а іноді навіть «змушує» вчити) ширший перелік предметів, ніж, на думку більшості студентів, потрібен для їхньої спеціальності. До речі, у мене так було і з основами програмування, яке вже зараз дає свої плоди.
Я претендував на позицію тестера ПЗ. На той час навіть не мав чіткого розуміння, що це таке та що потрібно буде робити. Тестувати ПЗ я навчався за методом learning by doing — безпосередньо на роботі. Доводилося чимало вивчати самостійно, по книгах, статтях та відеороликах з YouTube.
Про роботу в ІТ. В мене були 2 співбесіди. Під час проходження я не дуже нервував, до можливих складних чи незручних питань не готувався — адже наразі мав постійну роботу, і це було більше спробою чогось нового. В результаті мене взяли на позицію інтерна-тестера ПЗ з тримісячним випробним терміном.
З адаптацією дуже допомагали колеги по команді. Я завжди знав, що можу до них звернутися і отримати розгорнуту відповідь навіть в більшому обсязі, ніж сподівався. Також відвідував курси, які для працівників компанія влаштовує у власному тренінг-центрі.
Але не можу сказати, що я опанував те, що мені потрібно, і на цьому все. В процесі роботи постійно дізнаєшся про щось нове, шукаєш рішення для поставлених задач, завжди намагаєшся знайти оригінальний та максимально ефективний підхід. Тому навчання ніколи не закінчується.
Найскладнішими для мене були перші два тижні. Потрібно ознайомитися з існуючим ПЗ, яке використовувалося для роботи та з яким я не мав попереднього досвіду, а також розібратися з особливостями проекту. Додавав складнощів і сленг, що використовувався у команді. Перші два тижні я докладав значних зусиль, щоб зрозуміти, про що говорять на командних мітингах. Навіть виписував собі слова, тлумачення яких потім запитував у колег.
Зараз, озираючись назад, я переконуюся в тому, що для мене все змінилося на краще. Робота в ІТ-компанії дає поштовх до розвитку. Я постійно вивчаю щось нове, але це навчання не сприймається як тягар — це те, що ти сам хочеш якнайшвидше дізнатися чи вивчити.
Єдине, за чим інколи сумую та що навряд колись комусь вдасться перевершити, — це люди і атмосфера у команді, з якою працював у громадській організації.
Про можливості. Якщо ви замислюєтеся про те, чи варто спробувати себе в ІТ, відповідь однозначна — варто. Всі труднощі, які виникають, є тимчасовими. І в більшості випадків вони легко вирішуються. Не виключено, що на проекті однієї з ІТ-компаній не вистачає саме вашої профільної експертизи, вмінь чи досвіду.
Софья Герман, Lead QA Artist в Wargaming
4 года в IT, в прошлом — врач-реабилитолог
Я училась в НУФВСУ на факультете физической реабилитации. Затем работала в Главном военном госпитале в хирургических отделениях и в отделении травматологии. Позже — в Центре реабилитации инвалидов, с детьми, страдающими ДЦП.
Летом 2013 года я попала в ДТП на мотоцикле и временно потеряла трудоспособность. Врачи обещали, что примерно через год я смогу самостоятельно ходить без поддержки и специальных средств. Я поняла, что ближайшие
Тогда я вспомнила, как в студенческое время начинала учить 3D-моделирование и даже добилась определенных успехов, но не хватило времени и усидчивости. Сейчас же была идеальная возможность попробовать еще раз.
Об обучении. Около 10 месяцев я училась моделированию самостоятельно — по урокам с YouTube. Ходить я особо не могла, поэтому практически всё время занималась обучением, читала специализированную литературу, общалась на форумах и мечтала о должности 3D-моделлера.
А потом узнала о вакансии Art QA в Persha Studiia и отправила резюме. Меня взяли на позицию Junior. Самым сложным на собеседовании было снова начать общаться с людьми после 10 месяцев отчуждения.
О работе в ІТ. За 2 месяца я практически полностью вошла в рабочий процесс и могла самостоятельно выполнять задачи. С рабочими системами и процессами разобралась достаточно быстро.
Главное для новичка — не бояться задавать вопросы. Каждый день я составляла список вопросов и ближе к концу рабочего дня обсуждала их с лидом. Ответы тоже записывала, так как усвоить такое количество информации бывало сложно.
О смене профессии я не жалею, так как в геймдеве получила огромный опыт и возможность развиваться как в профессиональном, так и личностном плане. Единственное, немного скучаю по чувству удовлетворения, которое испытывала, когда мои пациенты возвращались к нормальной жизни. К счастью, компания не позволяет реабилитологу во мне остаться навсегда в прошлом: у меня есть возможность проводить групповые занятия для сотрудников в офисе.
О возможностях. Если вы задумываетесь о смене деятельности и смотрите в сторону ІТ, готовьтесь к тому, что нужно будет много работать, учиться и, возможно, финансово вкладываться в курсы и конференции.
Выбирая конкретное направление, определитесь, что вам интереснее. Есть более технические или более творческие направления, о которых можно узнать на различных конференциях. Еще там можно пообщаться с разными людьми из этой сферы. Либо можно все попробовать самостоятельно, по самоучителям и урокам. Выбирайте то, что будет вас вдохновлять больше всего.
Обучаться лучше на курсах. При самостоятельном обучении приходится отсеивать массу ненужной информации — но, как показала практика, если есть желание и упорство, можно сделать всё.
Константин Чижов, Game-дизайнер в Plarium
4 года в IT, в прошлом — инженер-исследователь
Я закончил ХНУ им. В. Каразина, выучился на инженера-радиофизика. Сразу после окончания университета пошел работать в Научный центр «ХФТИ». Там проработал 3 года, прошел путь до инженера-исследователя первой категории. Дальше моя карьера (если это так можно назвать) двигаться не могла, несмотря на наличие публикаций, — научный сотрудник обязан иметь кандидатскую степень.
За эти 3 года работы по государственным темам у меня не возникло ощущения, что я хоть как-то повлиял на работу лаборатории и сделал хоть насколько-то видимый вклад в науку. Также демотивировал застой в бюджетной сфере: низкие зарплаты, обилие бюрократии, устаревшая материальная база.
Я начал искать работу по направлениям «копирайтинг/локализация» и так попал в Plarium на позицию копирайтера/сценариста.
Об обучении. Со временем я обучился мануальному тестированию, работе с репозиториями, освоил прототипирование в Axure, работу в Unity, научился базовому анализу KPI, конструкции/деконструкции игровых фич. Чтобы освоить дополнительные специализации, записался на QA Boot Camp от Ciklum, который дал мне общее понимание процессов тестирования.
После этого занялся самообразованием. Прочел базовые книги — Уиттакера, Коупланда, Савина. У Савина есть хороший раздел о трудоустройстве, написанное там во многом меня поддерживало при поиске работы.
Параллельно приобретал знания в области гейм-дизайна. Начинал с самых азов — читал Шелла, Бартла, Костера, Фаллертон. И уже с этим багажом знаний перешел в департамент геймдизайна на текущую должность.
Когда изучаешь теорию, то совершенно неясно, какие из этих знаний при столкновении с реальностью окажутся ключевыми, а какие — второстепенными. На тот момент я просто надеялся выучить все возможное. Сейчас понимаю, что намного больше пользы мне принесло бы участие в любом Game Jam или Indie проекте. Молодежь на западе регулярно ищет людей для так называемых Passion Projects, и это неплохой способ «устаканить» полученную теорию.
О работе в ІТ. Чтобы получить свою первую работу в отрасли, мне понадобилось порядка месяца активных поисков. В начале было тяжело «попасть в выборку», которую серьезно рассматривают HR, потому что у меня в резюме не было опыта работы в релевантной области. Потом товарищи рассказали мне, что личные/фан-проекты тоже учитываются как опыт работы, особенно если их можно показать в портфолио. Так дело сдвинулось с мертвой точки.
На работе сперва все казалось очень суматошным: регулярные дейли-митинги, спринты, постоянная необходимость быть в контакте с другими департаментами. На предыдущем месте работы лаборатория была замкнутой на себя единицей, и целеполагание там было только поквартальным. Здесь же необходимо было привыкать к таск-менеджерам, приоритизации задач, постоянным апдейтам. Чтобы войти в ритм, понадобилось несколько недель.
Стать «своим» было совсем нетрудно. У нас игровая компания, и у всех сотрудников есть как минимум один общий интерес — игры.
О возможностях. Сейчас как грибы начали плодиться разного рода курсы, которые обещают «100% трудоустройство» и прочие плюшки. В большинстве случаев это вольные пересказы самых базовых книг (того же Савина), которые можно прочесть самому — гораздо быстрее и в полном объеме. Если вас все же интересуют платные курсы, то лучше искать с международной сертификацией или же непосредственно от создателей необходимого ПО.
Обязательно стоит прокачать английский — это не только доступ к большому количеству современной документации, но и возможность общаться на западных ресурсах и получать советы от более опытных товарищей.