Как найти и удержать техническую команду в early-stage стартапе

Вы хотите работать за бесплатно или за зарплату, ниже рыночной? Любой здравомыслящий человек, услышав такой вопрос вне контекста, пошлет вас далеко и надолго. И будет совершенно прав, учитывая, что вчера его уговаривали пойти на $2500 в офис с бесплатной йогой.

Когда вы основатель early-stage стартапа, ваша основная задача — собрать сильную команду и быстро захватить кусочек рынка со своим Minimum Viable Product. И вроде вам повезло: вокруг столько сильных и опытных инженеров, свежеиспеченных джунов и студентов техвузов с горящими глазами. Вот только на все эти технические кадры охотятся конкурентоспособные работодатели в Украине, а самых толковых с радостью берут в забугорные компании.

Основатели Flawless App: Ахмед Сулейман и Лиза Дзюба

Вместе с кофаундером Ахмедом Сулейманом нам «повезло» столкнуться с многими проблемами найма разработчиков во Flawless App. С момента основания нашего стартапа в 2015 году мы сменили всю изначальную команду. В разные периоды с нами работало от одного и до шести разработчиков. Сейчас в команде 3 инженера (iOS/macOS, front-end и back-end разработчики) и два маркетолога. Таким маленьким составом мы пивотнули продукт, запустили платную версию и добились роста без каких-либо внешних инвестиций. Поиск, удержание и мотивация команды в период постоянного «пиздеца» — это критически важный навык для любого руководителя. На наших ошибках и успешных примерах мы расскажем, как замотивировать инженеров пойти работать в стартап на ранней стадии развития.

Что такое стартап ранней стадии в Украине

«Стартап» — это очень хайповое слово, которым у нас называют все подряд — от обычного телеграмм-бота и до хипстерской кафешки возле метро. Внесем немного субъективной ясности. Вы early-stage стартап, если:

  • у вас нет инвестиций или большого дохода;
  • вы не можете платить рыночную зарплату или вообще платить;
  • вы в поисках бизнес-модели и находитесь в состоянии постоянной неопределенности;
  • у вас есть востребованный инновационный продукт (mvp/beta), амбициозное видение, а также умение зажигать людей своей верой (ведь вы свернете горы, но добьетесь результата).

Вдобавок у вас нет красивенького офиса, социального пакета и «звездной команды», которая уже продала три «единорога» в Штатах. Вы не стартап из сериала «Кремниевая долина», где все хотят работать. Вы маленькая компания из Украины, которая может гарантировать разве что огромное количество ненормированной работы и бесплатную водичку с печеньем «Мария». Не забудьте сказать, что 90% стартапов умирают и вся работа вашего сотрудника может упокоиться на свалке.

Звучит как не очень заманчивое место для работы еще и с маленькой зарплатой. Если вы тот самый счастливый основатель early-stage стартапа, то вам нужно хорошенько задуматься, что предложить кандидатам.

Как early-stage стартап может привлечь сотрудников

Опытные специалисты и молодые таланты пойдут в ваш стартап, если вы сможете дать им колоссальный опыт, масштабные и технически сложные задачи, а также видение с нотками мирового господства. Добавьте к этому харизматичного лидера, «команду мечты» и опционы в будущем единороге. Звучит, конечно, круто... Но давайте рассмотрим на конкретных примерах, как маленький стартап может стать желанным местом работы.

Гарантируйте нормальную зарплату в скором будущем

Ищите инвестиции, подавайте заявки на гранты, масштабируйте продажи и делайте все возможное, чтобы ваша команда получала достойную оплату труда. Задача основателя — позаботиться о том, чтобы деньги были в ближайшем будущем. Говорите открыто о ваших планах привлечения денег. Сразу на этапе интервью озвучьте, через какой примерный промежуток времени и после достижения каких целей, вы сможете дать человеку среднюю по рынку зарплату. Конечно, если он или она метит на зарплаты больших компаний или аутсорса, то вам явно не по дороге.

Чаще всего зарплата — не единственный фактор при выборе работы. Однако сотрудник должен чувствовать себя финансово комфортно и понимать, какие перспективы его ждут. Вот вы бы согласились поработать пару месяцев за 50% от обычного оклада, если бы вам предложили развивать масштабный и технически интересный продукт, которым будут пользоваться миллионы людей?

Обговорите возможность получения опционов

Не так давно я спрашивала у американских разработчиков о возможности работы на условиях ниже рыночных. Самый популярный ответ был о получении взамен «Shares/Equity/Profit Share». В украинских реалиях разговор об опционах со стартапом ранней стадии — это скорее джентльменское намерение. Если компания зарегистрирована в стране, где нет легальной поддержки механизма опционов, то и реализовать вы его никак не сможете. Более того, есть много подводных камней, о которых как вы, так и ваши сотрудники могут не знать. Поэтому стоит обсудить ваши намерения и политику с опционами как важный бонус в будущем.

При выборе количества опционов или доли, которой они отвечают, можно сверяться с данными на angel.co.

Важно быть открытыми и объяснять про вестинг, год клиффа и возможность смерти стартапа. Ведь 1% от закрывшегося стартапа ничего не стоит, а опцион — это словно лотерейный билет. В любом случае, если разработчик инвестирует в ваш стартап свое время, то он должен получить и часть вашего будущего успеха.

Предоставьте максимальную свободу и ответственность

Быть одним маленьким винтиком в большой компании или ключевым сотрудником, от которого зависит взлетит проект или нет — что вам больше по душе? В стартапе нет «маленьких разработчиков», от каждого в равной мере зависит успех или провал. Основатель компании должен построить такие процессы, при которых сотрудник:

  • общается с реальными пользователями;
  • понимает их потребности и задачи бизнеса;
  • свободен в выборе технического решения, подхода и инструментов;
  • знает возможности команды и дедлайны;
  • имеет доступ к аналитике, чтобы понять, как то, что он сделал влияет на бизнес.

Это больше, чем просто техническая реализация задачи. Это полная вовлеченность в продукт и процессы.

Более того, обычно в стартапе у вас минимальные шансы встретиться лицом к лицу с legacy-кодом 10-летней давности. А значит у вас точно будет свобода в выборе технологий и решений. И не нужно будет «искать предыдущего разработчика, который тут наставил костылей», чтобы поменять цвет кнопки.

Вовлекайте команду в принятие решений

«Что ты об этом думаешь?» — этот вопрос стал моим любимым. Когда вы вовлекаете команду в стратегические обсуждения, то получаете и свежий взгляд, и порцию мотивации для своих ребят. Я помню, как на первой работе в Pulse мой начальник и друг Джонатан Ромлей задавал этот вопрос. Мне тогда было очень приятно, что опытному предпринимателю из Штатов важно мнение вчерашней студентки КПИ. Это драйвило быть еще более полезной.

Для технической команды это еще более важный момент, ведь сотрудники чувствуют, что вы цените не только их техническую экспертизу. Вовлечение в процесс принятия решения позволяет понимать и контролировать вектор развития стартапа. Несомненно, у фаундеров должно быть четкое видение, нужная экспертиза и пошаговый план завоевания мира. Но этот план должен меняться, если поступают соответствующие сигналы от команды, пользователей или рынка.

Пусть сотрудник учится на вашем проекте

Работодатель, который платит, будет требовать результата для компании в первую очередь (обычные рыночные отношения). Early-stage стартап не дает рыночной оплаты, зато может дать возможность активно учиться:

  • новым технологиям, фреймворками, подходами, инструментам;
  • soft навыкам: управление командой, найм сотрудников, публичные выступления;
  • business skills: общение с клиентами, user интервью, запуск продукта, написание статей;
  • developer skills: code review, devops, testing.

Например, у нас macOS-продукт для iOS-разработчиков, который сравнивает желаемый дизайн с реализацией прямо во время разработки (на iOS-симуляторе). Это позволяет увидеть визуальные различия и быстро их исправить. Работа над core продуктом позволит инженеру научиться писать и деплоить плагины для iOS-симулятора, настраивать и оптимизировать канал коммуникации между macOS и iOS симулятором и многое другое. Дальше по плану продукта: автоматизация сравнения, запуск сервиса для дизайнеров, поддержка Android, web, AR & VR. Такой стек задач может прокачать любого инженера, и мы готовы быть полевой площадкой для обучений. Думаю, многие early-stage стартапы придерживаются такой же идеологии.

Простой, но полезный совет основателям стартапов — при планировании учитывайте, какие задачи будут способствовать развитию сотрудника. Будьте готовы помочь вашему лиду стать СТО, делегируйте талантливому интерну запуск новой фичи, а новому дизайнеру расскажите, как разработать дизайн-системы для вашего продукта. Так сложилось, что в каждом объявлении про работу обещают «challenging tasks». Задачи в стартапе и вправду могут быть такими. Тогда проработав над сложным продуктом, сотрудник вырастет профессионально в десятки раз. И не забывайте, что делать все самые скучные задачи должны фаундеры.

Наличие очень опытного PM и команды, у которых можно за короткий срок перенять много полезных навыков, — это, определенно, сильный стимул пойти в стартап. Так же, как и интересные задачи, к которым у меня не было бы доступа в альтернативных местах работы. И понимание того, что через 1-2 года это может стать намного большей историей и твоя роль была при этом значимой.

(Юрій Чухліб, iOS Software Engineer в Wikr)

Дайте возможность максимально развиваться вне основного профиля

В early-stage стартапе сотрудник может решать разнообразные проблемы и пробовать свои силы практически во всех сферах. Цитируя Андрея Никишаева, Freelance ML Engineer: «Стартап дает возможность реализовать самые дерзкие фантазии». Используйте эти возможности. Замечаете, что сотруднику интересна iOS-разработка, но он занимается версткой — расскажите про базисы, найдите хорошие курсы онлайн и выделите время на личные сессии.

На обычной работе это покажется расфокусировкой, которая крадет бесценное время. В стартапах же нужны люди-оркестры, которые могут делать задачи вне своей основной специализации. У сотрудника нет «стеклянного потолка» или ограничений. Как пример, сооснователь Flawless App, который сам выучил дизайн:

Я macOS/iOS-разработчик в первую очередь. Однако с 2015 года я начал изучать UI/UX. Во-первых, мне было интересно понять, как процесс создания приложения происходит на стороне дизайнеров, а во-вторых, уже тогда я догадывался, что эти навыки пригодятся нам в компании в будущем. Наличие предыдущего опыта работы с различными интерфейсами и понимание базовых принципов организации информации существенно помогли в изучении. Таким образом на данный момент я полностью ответственен за все UI-задачи в компании (интерфейс основного продукта, иллюстрации для блога, дизайн писем и т. д.).

(Ахмед Сулейман, сооснователь Flawless App)

Постоянно менторите и учите своих сотрудников

Крутые разнообразные задачи, подкрепленные менторством, могут стать сильным аргументом для работы именно в стартапе. Ведь когда сотрудник сидит в одной комнате с командой, которая построила продукт от нуля до стабильных продаж, он или она могут получить все эти знания. Например, мы собрали целый репозиторий по запуску своего проекта с фокусом на разработчиков («Marketing for Engineers»). Это 300+ статей, видео, инструментов, которые мы освоили, запуская Flawless App. Все эти знания мы передаем команде.

Наш сооснователь, Ахмед Сулейман, работает с iOS, macOS, Android разработкой, дизайном и бизнес-задачами. Это взрывная комбинаций мультидисциплинарных знаний и навыков, которыми Ахмед делится на ежедневной основе. Во многих стартапах ранних стадий есть такой кладезь практических знаний, которые основатели или другие члены команды могут вам передать. Ведь культура учить и быстро учиться — это то, что отличает хорошие стартапы от других компаний.

Еще меня очень вдохновляет пример компании IDAP, которая проводит свои курсы и «выращивает» разработчиков с нуля. Курсы — это, конечно, роскошь для стартапа, но минимальную их версию тоже реально внедрять:

Я со школы хотел, чтобы украинцы жили хорошо. Поэтому, когда мы делали ребрендинг и создавали IDAP из моей предыдущей компании, одной из основных позиций нашей миссии стала эта задача на том локальном уровне, который нам доступен. Несмотря на стеб последних лет, я крайне положительно отношусь к «вайтишникам», людям, которые не только говорят, что хотят что-то изменить, но и что-то делают для этого. Как по мне, важно дать человеку удочку и научить ловить рыбу, а не с барского плеча кидать ему подачки. Того же мнения придерживаются в Yalantis и Anadea, от основателей которых я черпал вдохновение и получил много помощи и дельных советов при построении нашей системы обучения и менторинга.

Даже когда люди решат двигаться дальше, а это неизбежно, можно гордиться уже хотя бы тем, что дал возможности, которые воспитанники смогли реализовать. Да и как знать, возможно, в будущем именно эти ребята вернутся к вам и станут опорой и основой компании.

(Александр Корин, CTO в IDAP Group)

Подбирайте полезные мероприятия для команды

Очень крутая идея — подбирать полезные мероприятия для сотрудников. Это не только разбавляет напряженную работу, но еще и приносит много пользы: знания, вдохновение, новые идеи. Как показывает наша практика, сотрудники ценят такую заботу. Например, целый день на киевском CocoaHeads заряжает на пару месяцев вперед.

Обычно я пролистываю календарь DOU, AIN, Facebook events и выбираю релевантные мероприятия, потом бросаю в наш Slack-канал. Я потрачу 30 минут и могу быть уверена, что команда получит что-то полезное вне работы. Признаюсь, я также стараюсь достать бесплатные билеты, если это возможно.

Product Hunt meetup, 03/2018

Способствуйте развитию личного портфолио сотрудников

Вы, как основатель, не можете дать 100% гарантию, что компания будет «жива» через год. Поэтому важно побеспокоиться, чтобы у специалистов был солидный «багаж» для будущих нанимателей. Например, помогите сотруднику подготовиться и выступить на профильном митапе или напишите вместе с ним хорошую статью. Пусть ваш лид инженер опишет, как внедрил то или иное решение и как это повлияло на бизнес-составляющую. Сделайте вместе open-source приложение, которое будет в GitHub-профиле сотрудника. Поддерживайте релевантные open-source проекты, ведь это полезно для сообщества и развития личного бренда вашего разработчика.

Будьте готовы обучить сотрудника, помочь ему сделать портфолио и расстроиться, когда он уйдет на новую работу с рыночной зарплатой. Это неприятно, но неизбежно, если вы не приложите все усилия, чтобы ваша компания росла так быстро, насколько это возможно. А если все же приложите, то вашим разработчикам не придется искать новую работу, ведь вы сможете предлагать все лучшие и лучшие условия.

Развитие проектов на GitHub полезно не только для сотрудников, но и для компании. Это хороший дополнительный PR. Меня, как разработчика, очень привлекают компании, которые поддерживают и развивают open source. Это показывает не только общий уровень команды, но и ценности, культуру компании. А это очень важно, особенно для стартапа.

(Сергей Бутенко, Software Engineer в MacPaw)

Знакомьте команду со своим профессиональным окружением

С момента основания вашего стартапа со сколькими интересными людьми вы уже познакомились? Они все — ваш социальный капитал. Это огромный бонус, когда основатели знакомят сотрудников с релевантными людьми на общих мероприятиях или онлайн. Например, свою маркетинг-команду я первым делом стараюсь познакомить с Андреем Алексеенко и Русланом Назаренко, крутыми экспертами в маркетинге для early-stage стартапов. Эти ребята здорово помогают нам и явно станут полезным знакомством для команды тоже :) Вообще, украинское стартап-сообщество довольно открытое, поэтому фаундеры могут познакомить сотрудников практически со всеми активными предпринимателями.

Например, мы еще участвуем в организации CocoaHeads Ukraine и знаем многих спикеров, инженеров из крупных компаний, HRов, продуктовых менеджеров и рады знакомить с ними команду. Благодаря активному маркетингу в нашем близком кругу общения — iOS & macOS инженеры из международных компаний и лидеры мнений. Эти контакты открыты и доступны нашей команде. Early-stage стартапы могут помочь даже самому большому интроверту найти новые знакомства :)

CocoaHeads Ukraine, spring 2017

Старайтесь не доводить до выгорания

Работа в стартапе — это новые знакомства, мероприятия, куча сложных задач, ответственности в перемешку с постоянным стрессом и подкладыванием рельсы под едущий поезд. Когда у вас early-stage стартап, то вы играете наперегонки со временем. Требуя от команды выкладываться на все 100%, вы толкаете сотрудников в пропасть. Недавно на Product Hunt митапе в MacPaw один из панелистов сказал интересную вещь:

По моему наблюдению, что больше всего отличает подход, который зачастую используем мы при выходе на рынок, и подход там, на побережьях в Америке, — это то, что мы все такие спринтеры, а люди в Штатах, они — марафонцы. Нам нужно добежать или умереть, поставить KPI, всем офисом за неделю завернуться, но сделать. Не думать о том, что будет через 2 спринта, через месяц, через полгода, после какого-то промежуточного релиза... То есть какие-то такие суперагрессивные краткосрочные цели.

(Ярослав Степаненко, Product Manager в Setapp)

Пару месяцев назад мы столкнулись с такой ситуацией в Flawless App. Нужно было получить желаемый рост, и один наш сотрудник дни напролет занимался однотипной задачей для получения traction. Как результат — полное моральное выгорание. Другой пример был 1,5 года назад. Мы настояли, чтобы сайт был сверстан за меньше, чем пару суток, так как тогда это казалось нам очень важной задачей. Результат, как и в первом примере, печальный — демотивация, оправданный негатив и отсутствие желания продолжать работу в стартапе. Сейчас мы следим за задачами, которые могут привести к выгоранию и стараемся планировать правильно.

Большие цели маленького стартапа

Уважайте время сотрудников и планируйте правильно

В продолжение предыдущего пункта :) Ставить планку выше реальной цели, конечно, хорошо. Но для стартапов это может быть неэффективно и даже вредоносно. Зачастую все меняется очень быстро: приоритетность, дедлайны и наполненность спринта (вот вылез критичный баг за ночь до релиза). Завышенные цели и динамичность добавляют драйва, но выматывают команду и крадут личное время людей.

Если вы научитесь уважать время сотрудников, то ваша ценность как работодателя очень возрастет. Вовлекайте сотрудников в процесс планирования и пусть достижение общей цели будет игровым механизмом, а не нависшей глыбой вечно открытых задач.

Следите за work-life balance

Так как Flawless App сейчас в стадии активного роста, основатели работают очень много. Обычный наш рабочий день длится с 10 утра и до 22 вечера, иногда даже по выходным. Хвастаться тут откровенно нечем, и мы бы хотели поскорее вернуться к более здоровому образу жизни. Требовать такой же маниакальной вовлеченности от сотрудников нельзя. Наоборот, стоит культивировать здоровый трудоголизм с обязательным отдыхом.

Круто, когда у вас есть свой «культ» и вы прямо Илон Маск с ракетами. Но если не проследить за режимом жизни вашей команды, то в какой-то прекрасный день команда окажется в больнице с нервным срывом. Или как говорил мой хороший знакомый:

Не очікуйте від співробітників, що вони працюватимуть стільки, скільки працюєте ви. Ви фаундер, ви володієте компанією. А вони ні. Вони не мають тих дивідендів і ризиків, які маєте ви. Хочете, щоб вони пахали по 18 годин, як ви, — діліться з ними часткою компанії. Тоді це буде справедливо. В іншому випадку не треба від них цього очікувати.

(Данил Голота, маркетолог)

За пару суток до релиза, или пример плохого work-life balance

Оберегайте сотрудников от рутинных задач

Избегайте monkey jobs и других задач, которые можно автоматизировать. Ведь вы не хотите, чтобы сотрудники с зарплатой ниже рыночной, чувствовали, что они делают всю грязную работу? Монотонные и откровенно не развивающие задачи основатели должны делать самостоятельно.

В большой компании все поставленные задачи должны быть выполнены. Нужно внести миллион мелких правок в UI от заказчика — давай делай. Если фаундеры реально ценят сотрудников и хотят помочь им развиваться, то «плохие задачи» до них доходить не будут. Например, я верстаю наши однотипные письма по готовому макету, потому что эта задача ну совсем не развивает нашего part-time front-end разработчика.

Скучные задачи основатели должны делать самостоятельно

Слушайте фидбэк вашей команды

Практика ретроспектив популярна в разработке, но о ней почему-то забывают в отношениях между людьми. Примерно 3 месяца назад мы начали тестировать «человеческие ретроспективы» в Flawless App. Каждую пятницу мы спрашиваем, что команда думает об отношениях в команде, больших целях и коммуникации, интересны ли ей задачи. Еще важнее спрашивать, что будет мотивировать сотрудников на данном этапе их работы. Когда у вас много стрессовых задач, можно не заметить важные для команды вещи, которые не стоит упускать. Конечно, идеальный вариант — это one-on-one встречи или личный коучинг, но не всегда на это хватает времени и экспертизы. Какой бы вариант вы ни выбрали, умение слушать и сопереживать сотрудникам поможет вам конкурировать с компаниями, где люди — это просто хорошо оплачиваемый ресурс.

Не бойтесь говорить о ваших планах, успехах и провалах

Один из больших плюсов работы в early-stage стартапах — это открытая и честная коммуникация. Ваши сотрудники чувствуют все, что происходит в компании. Ведь вы доверяете друг другу и общаетесь вживую. Открытость и честность важны для построения доверия и правильных ожиданий. Если у вас задерживаются инвестиции или с треском провалилась новая фича, не стоит это скрывать. Преувеличивать успехи и устраивать вечеринку с пиццей по поводу каждого нового релиза тоже глупо. Придерживайтесь философии здорового реализма и минимума манипуляций. Открытая и быстрая коммуникация — это редкость, особенно в больших компаниях с интригами и внутренними негласными правилами.

У нас в компании есть традиция еженедельного статус-апдейта по всем проектам и направлениям. А раз в квартал фаундеры пишут «стенгазету юного криптографа», где резюмируют работу и описывают стратегические цели на следующий квартал.

(Анастасия Войтова, Product Engineer в Cossack Labs)

Будьте открыты в своих финансах

Как объяснить технической команде, что каждое ее решение прямо или косвенно влияет на состояние компании? Как дать ощущение, что сотрудники влияют на общий успех? Конечно, можно хвалить команду и признавать ее успехи публично. Но открытость в финансовых вопросах позволит видеть состояние компании как есть и какие финансовые успехи каждый сотрудник привнес. Я не призываю вас выкладывать свои доходы публично, как это делает Buffer. Делиться финансовыми показателями в релевантном контексте полезно. Например, после внедрения новой фичи мы смотрим, как выросло использование продукта и как изменились продажи в связи с релизом.

Обратная сторона такой открытости — это потенциальная демотивация, если сотрудник будет видеть, что ваши ангельские инвестиции скоро закончатся. Шанс остаться без зарплаты может как активизировать креативность и продуктивность, так и подтолкнуть человека срочно искать другую работу. В любом случае, главное — это честность и человечность. Ведь работа в стартапе рискованна, и главный риск должен всегда нести основатель.

Старайтесь быть полезны не только в работе

Нет, я не советую вам выгуливать собачку вашего программиста. Когда вы строите душевную атмосферу в коллективе — сотрудники проводят в офисе намного больше времени, чем было условлено. Поэтому не стоит паниковать, если вы замечаете, что человек переносит свои «другие дела» в офис и занимается ими после выполнения задач. Значит, ему или ей комфортней поработать над дипломом в офисе или спросить у вас совета по выбору образовательного курса для парня. Будьте полезны и помогайте с «нерабочими делами». Например, нас не раз просили проконсультировать друга насчет запуска стартапа :) А вот желания «нагрузить сотрудника еще задачами» после рабочих 8 часов стоит избегать, даже если он все еще физически сидит на работе.

Мы выделяем время на помощь в нерабочих вопросах: консультации по личным проектам или дипломной работе

Создайте гибкие условия работы и хорошую рабочую обстановку

Если вы хотите, чтобы опытный разработчик пошел к вам, а не в популярную продуктовую компанию, то придется идти на компромиссы. Стоит рассмотреть частично удаленную работу, очень гибкий график, сокращенные рабочие часы и другие гибридные варианты, которых не сможет предложить другой работодатель. Например, part-time вовлеченность как опция для сотрудников, которым нужен определенный уровень дохода или работа с 9:00 до 14:30, чтобы проводить больше времени с ребенком после школы. Возможно, вы не сможете в будущем взять человека полноценно в штат. Однако на данном этапе это поможет вам двигаться быстрее, а человек получит желаемый технический или бизнес-опыт.

Хорошая рабочая обстановка может включать правила относительно шума, удобный офис в пешей доступности от метро, наличие магазинов вокруг и самый простой уют. Например, мы лично убираем в офисе, высаживаем суккуленты для новых сотрудников, делимся интересными книгами и покупаем разные мелкие сладости. Это не что-то сверхестественное, но позволяет создать душевность.

Делайте маленькие приятные вещи

Меня очень вдохновила практика MacPaw с их внутренней валютой (в некоторых компаниях это еще называется «kudos»). One Fix, внутреннюю валюту MacPaw, можно получить за хорошую заслугу или когда сотрудник прожил еще одну неделю в компании. Фиксы можно обменять на еду с Salateira, Ritter Sport или другие вкусности. С ограниченным бюджетом свою валюту не введешь. Но можно давать сотрудникам сертификаты на покупку книг за крутые заслуги. Мелочь, но приятно. Думайте о таких мелочах почаще. Постарайтесь построить такую компанию, в которой самому хотелось бы работать.

Внутренняя валюта в MacPaw как метод мотивации команды

Делайте сотрудников частью вашей миссии

Ценность и миссия равноценна product market fit. Важно ежедневно показывать сотрудникам ту приземленную миссию, которую выполняет продукт и давать им возможность стать ее частью. Например, мы часто спрашиваем у подписчиков Flawless App в Twitter, что им интересно и почему они нас зафолловили. Ответы в 99% случаев очень позитивные. Пользователи рассказывают, как помогает продукт, как им нравится контент, что они думают про фичи и как приятно, что им написал кто-то из нашей команды. Эти задачи мы всегда даем команде, чтобы сотрудники чувствовали позитив от комьюнити, понимали ценность продукта и могли стать частью этой ценности.

Будьте лидером, за которым хочется идти

Лидеры вдохновляют. За ними хочется идти даже в маленький стартап без зарплаты. Главный вопрос — как стать такой сильной и харизматичной личностью, чтобы топовые специалисты мечтали с вами общаться, работать и заряжаться вашим драйвом. И кроме всего прочего, вы должны быть прокачанным специалистом, эдаким мифическим «10x engineer» со знанием новых подходов и широким взглядом на все процессы. Как говорил Паша Педенко:

Я думаю, что хорошего специалиста с рыночной зарплатой можно выманить из условно уютного места только сильным vision и/или возможностью работать с топ-командой. Под топ-командой я понимаю не столько А-игроков, как мотивированных и готовых достигать vision профессионалов. Также интерес может значительно подогреть возможность получить долю в проекте.

(Павел Педенко, Product manager в MacPaw)

Вот что вам, как лидеру, нужно создать.

Как найти золотую середину

В любом случае работа есть работа. Поэтому нужно найти баланс между заботливым отношением и порядком. Хаос, «панибратство» и привилегии отдельных сотрудников сделают работу в команде невыносимой. Я советую с первого дня продумать процедуры и правила, чтобы минимизировать манипуляции со стороны команды или основателей. Все должны придерживаться оговоренных процедур и корпоративного кодекса. Нет, это не табличка с заповедями и пафосной миссией на стенке. Это понятный документ, в котором должны быть четко оговорены и прописаны:

Рабочие часы. Гибкий график — это очень хорошо, но человек должен понимать что 8 рабочих часов — это не «я сегодня хочу пораньше уйти в кино» или «ой, я пропустила звонок, потому что у меня обед 2 часа». Политика свободных часов совершенно не означает, что задачи можно игнорировать или делать их в последний момент.

Удаленная работа. Для большинства задач нужен ноутбук и интернет. Но если у вас нет процессов для управления remote-командами, то такой вариант будет губителен для вас. Четко оговоренные причины работы из дома и количество remote-дней в неделю здорово помогут.

Выходные дни и праздники. Unlimited vacation и выходные по запросу приведут к срыву дедлайнов и хаосу. Вы же не хотите, чтобы ключевой разработчик собрался за неделю до релиза в отпуск, чтобы развеяться?!

Внеурочная работа. Иногда вы будете просить сотрудников поработать внеурочно (ура! У вас запуск на Product Hunt и куча фич еще не готовы...). Чтобы быть честными, нужно оговаривать, как будет учтено это время. Например, если это полный рабочий день в субботу, то у сотрудника будет возможность взять выходной на неделе. Иначе это превратится в социальный долг. Ведь если вы просите сотрудников об одолжении, как вы сможете отказать, если попросят они? Мне очень понравились советы на эту тему в книге Бена Хоровица «Hard things about Hard things». Почитайте, эта книга поможет вам избежать многих ошибок в работе с командой.

Система менеджмента задач. Команда должна работать как часы. Руководителям стоит позаботиться про таск-менеджмент системы не только для технической команды, но и для бизнес-команды. Задачи должны вестись, спринт выполняться, а ответственность за выполнение лежать на конкретных людях. И не забывайте о здоровом реализме при планировании.


Если человек не способен следовать процессам и вся ваша забота с интересными задачами ему до одного места — это не ваш человек. Можно бесконечно долго думать, как сделать жизнь ваших сотрудников лучше и что бы еще замотивировало их работать у вас. Будьте готовы к тому, что не каждому подходит работа в стартапе и не каждый специалист подойдет вам. Кроме профессионального опыта, вы должны искать в людях огромную ответственность, самоорганизованность, внутреннюю мотивацию, нескончаемое желание учиться и бороться за результат.

Цель стартапа — это стать глобальной компанией, меняющей мир. Найдите правильную команду и вместе с ней достигайте целей быстрее, обучая и развивая ваших сотрудников по дороге. И да, строить компанию не так просто и романтично, как кажется на первый взгляд. Но если вы все-таки решили поучаствовать — то будем рады видеть вас в нашей команде.

Похожие статьи:
У листопаді Михайло Федоров оголосив про наміри створити в Україні платформу фрилансерів на кшталт Upwork. За задумом новий...
Вже майже 2 місяці в Україні триває повномасштабна війна. Весь цей час ми висвітлюємо, як ІТ-індустрія реагує, допомагає,...
Привет, меня зовут Гриша, я СТО «Прозорро.Продажі». Уже больше года вместе с командами Raccoon Gang и Triangu мы перестраиваем...
В начале хотелось бы представиться с профессиональной стороны: я не являюсь супер-мега гуру проектного...
Продолжительность курса: 4 недели, 36 часов (18 занятий по 2 часа)Время занятий: ежедневно по будням с 19:00...
Яндекс.Метрика