Мои наблюдения о Кремниевой долине: мифы vs реальность

На DOU с разной периодичностью появляются топики/статьи о переезде в другую страну. Кто-то делится своим опытом, кто-то рассуждает о гипотетических возможностях или приводит аргументы за переезд и против.

Я живу в Кремниевой долине 5-й год и работаю Software Engineer в компании Styra. В статье я постараюсь описать свое субъективное видение жизни в этом месте.

Должна сразу обратить внимание читателей на то, что я не занималась специально сбором статистики, опрашивая толпы людей, но все же это опыт несколько большего количества людей, чем 5-10 близких знакомых. Ни в коем случае не надо слепо верить всему, что здесь написано. Верьте только тому, что вам нравится.

Что это за место

Не раз я слышала от знакомых (и не очень), как они представляли себе Долину до переезда сюда: центр высоких технологий со всеми вытекающими; место, где рождаются инновации и можно увидеть живого Сергея Брина на своем велосипеде; самоуправляемые автомобили и роботы... Что-то типа города будущего, в крайнем случае его лайт-версия.

Отчасти это правда. То есть роботы, автомобили и Брин, конечно, есть, но наряду с этим обычная почта — все еще приоритетный способ корреспонденции, расчет часто ведется с помощью бумажных чеков, мобильная связь работает через раз и во дворе офисов IT-гигантов пасутся гуси.

Эта технологическая деревня сплошь состоит из уютных улиц и частных домиков, офисных зданий в 2-4 этажа, зеленых скверов и так называемых плаз (огромные территории, застроенные магазинами и кафе). Вокруг виднеются лесистые горы, и в часе езды находится потрясающей красоты западное побережье Тихого океана, в котором, правда, нельзя купаться — очень холодно.

Big sur California. Чуть меньше 3 часов езды от Долины

Основная масса людей в Долине, которые мне встречались, — очень интересные, образованные, целеустремленные и с потрясающе различным жизненным опытом.

Работа

На момент переезда у меня было чуть больше 2 лет опыта работы программистом в Украине в 3 компаниях. То есть какое-то представление о том, как все устроено, у меня было. Здесь я работаю в стартапе, общее количество человек в котором на данный момент — 12.

Должна сразу сказать, что нельзя все компании и команды грести под одну гребенку. Да, есть кое-что общее, что работает практически для всех, но различий тоже хватает. Расскажу о вещах, которые впечатлили лично меня.

Интервью и зарплата

Об интервью в американские компании не наслышан, наверное, только редкий читатель DOU: мозгодробительные задачи с решением на доске, многочасовые интервью-марафоны с 3-5 собеседующими, да еще и в несколько этапов иногда. Все так и есть. Зачем это нужно — вопрос 25-й, но факт остается фактом: хочешь оффер в нормальную компанию на интересный проект — принимай правила игры.

Справедливости ради, стоит признать, что без этого можно обойтись. Живой пример — моя подруга, получившая недавно 3 оффера в Apple, Airbnb и небольшой стартап на позицию Ruby on Rails разработчика и зарплатой порядка $150K в год до налогов. Ее интервью были на порядок проще, чем те, которые проходила я, но и работать ей придется с достаточно старым кодом, что уже звучит не так волнующе. У меня есть еще несколько примеров ребят, получивших должность разработчика без алгоритмических задач на интервью. Минусы позиций, на которые они устроились, на мой взгляд, — достаточно унылые проекты со старыми технологиями и низкая заработная плата.

Как показала практика, с совершенного нуля (это когда не знаешь, как найти максимальный элемент в массиве или что такое бинарный поиск) можно подготовиться к интервью в Google или Facebook за 6-18 месяцев, пройдя курс на Сoursera и решая задачи medium-уровня на LeetCode. С 2-3 годами опыта работы разработчиком и хорошей подготовкой можно рассчитывать на суммарную компенсацию $180-200K в год в Facebook, из которых базой (непосредственно зарплата) будет $100-120K, остальное — стоки и бонусы.

Еще одна моя подруга, которая имеет в целом 12 лет опыта, последние 3 из которых проработала в Amazon, недавно получила оффер в Google с суммарной компенсацией чуть больше $300K в год. Подготовка к интервью у нее заняла 2 года. Занималась она 2 раза в неделю по 2-3 часа — день LeetCode, день — системный дизайн.

Для позиции выше, чем джуниор (это примерно 2-3 года опыта работы, может, чуть больше), кроме алгоритмов, для интервью понадобится системный дизайн. Пример вопроса: «Расскажите, как бы вы делали Twitter» или «Дизайн корзины покупателя в Amazon». Кроме описания дизайна самого проекта, нужно еще рассказать, как бы вы масштабировали эту систему на 10, 1000, 10K запросов в секунду. Как выглядят типичные вопросы и ответы для дизайн-интервью можно посмотреть здесь.

Нормальная практика в Долине — получить предложение на позицию, которая подразумевает работу с технологиями, с которыми у инженера нет никакого опыта. Считается, что хороший разработчик, может разобраться в любой технологии за приемлемые сроки. Обычно это 3-6 месяцев, в то время как поиск идеального кандидата может занять намного больше. Также очень часто в компаниях уже существует самописная инфраструктура, которую, конечно, нигде не изучишь. Я вышла на работу, зная только слово docker из всего того, с чем мне предстояло работать. Как мне рассказывали коллеги, именно поэтому на интервью и задают общие задачи, которые проверяют базовые знания Computer Science (алгоритмов) и показывают, как человек мыслит.

Рабочая культура (company culture)

Наверное, «корпоративная культура» — не совсем правильное название, но я не смогла подобрать адекватный перевод. Если вы спросите о том, как работается в американских компаниях, вам ответят: «Depends of company culture and team». Грубо говоря, существуют негласные законы, действующие во всей компании, которые дополняются правилами конкретной команды. К примеру в «Амазоне» company culture (по крайней мере в офисе Bay Area) предписывает выкатить продукт как можно раньше, а уж потом разбираться, что там нужно добавить и где какие костыли пофиксить. То есть если разработчики оценили сроки работы над проектом в 3 месяца, то их могут очень настойчиво попросить сделать то же самое за месяц. Окей, без юнит-тестов и с костылями здесь, тут и вон там. Но за месяц.

Что здесь достаточно распространено и практически не зависит от компании, так это отсутствие привычных кофе-брейков и посиделок в интернетах вместо работы. Для меня было огромным шоком, что рабочее утро не начинается на кухне. В 9:30 почти все уже на работе и сразу открывают IDE и начинают писать код. Работают действительно целый день (у нас опенспейс, и я вижу мониторы почти всех коллег). Хорошая новость — привыкаешь к этому достаточно быстро, и уже не очень понятно, как же можно иначе.

Уровень разработчиков

Уровень, конечно, очень разный. Конкретно в Долине большинство работающих в IT людей уже прошли жесткий отборочный фильтр, поэтому концентрация действительно высококвалифицированных людей здесь очень высокая.

Очень бросается в глаза отсутствие снобизма. СЕО компании или Senior Architect общаются с джуниором на одном уровне. Услышать «просто делай, как я сказал, и не спорь» — это что-то из ряда вон выходящее.

Грейды определяются не по выслуге лет, по крайней мере я о таком не слышала. Можно иметь 10 лет номинального опыта и не получить лычку синьора. С другой стороны, стать синьором через 2-3 года работы тоже нереально.

Выпускники инженерных специальностей к окончанию университета уже имеют пару лет реального опыта работы, приобретенного на стажировках летом и на последних курсах. Часто они получают офферы от тех компаний, в которых стажировались. Стартовая зарплата такого инженера составляет в среднем $100K в год.

Удаленка

Несмотря на кажущиеся тренды перехода на удаленный режим работы, в Долине предпочитают этого избегать. Все просто — сильно падает продуктивность команды. Можно долго спорить о том, что это забота менеджера и так далее, но факт остается фактом: на удаленную работу работодатель идет крайне неохотно и только в том случае, если другие методы уже не работают.

Аутсорс гораздо дешевле: разработчик в Штатах, получающий «на руки после налогов» $7K в месяц, обходится работодателю в 13K в месяц + офисные расходы и прочие макбуки. Но, несмотря на это, аутсорса стараются избегать до последнего — низкая продуктивность, особенно если это стартап.

То же самое касается так часто обсуждаемых возможностей «избежания прослойки в виде галеры». Если вкратце — то в компаниях, в которых бы хотелось работать, это практически невозможно. Начиная от юридических моментов оформления человека в штат, заканчивая тем, что никому не захочется возиться всего с одним удаленщиком. Гораздо проще заключить контракт с юридическим лицом, у которого есть офис в США, и отдать ему большую часть работы на выполнение. Экономия получается не такая большая, а потенциальных проблем гораздо меньше.

Цены, быт и окружение

Цены

San Francisco Bay Area — достаточно дорогое место. Я бы сказала очень дорогое. Основная статья расходов — это жилье. Его стоимость увеличивается по направлению с юга на север — то есть от San Jose до San Francisco. Квартира с одной спальней (двухкомнатная по украинским меркам) в южном Сан-Хосе на данный момент (зима 2018) стоит около $2000, в Сан-Франциско такая же квартира будет стоить уже на $1K больше.

В среднем расходы на квартиру (в районе San Jose — Mountain View), еду, оплату кредита за машину (стоимостью до $25K), бензин и другие мелочи на одного человека будут составлять $3,5-5K. Конечно, можно как увеличить, так и уменьшить эту цифру, но я привела, что называется, среднюю температуру по больнице.

Улицы в Santa Clara перед Рождеством

Быт

Я не буду здесь обсуждать качество жилья в Bay Area. Скажу только, что можно найти как очень плохое, так и очень хорошее. Все зависит от стоимости. Средний разработчик на рабочей визе и с семьей в первые несколько лет позволить себе хорошее жилье не может.

Лично для меня многие бытовые вещи здесь оказались гораздо проще. Для всего на свете есть инструкции. Хочешь получить права — принеси такие-то документы (список), сделай такие-то шаги (список) и все.

Права — это как пример. Сейчас я не имею в виду спорные кейсы, которые требуют работы адвокатов. Вот здесь все гораздо более печально. Я не буду останавливаться на этом подробно в статье, но если вас угораздило работать с адвокатом, по любому кейсу — будь то green card process или суд за разбитую машину — всегда пинайте адвокатов и пять раз перепроверяйте то, что они вам говорят. Это правило. Если этого не делать, ваше дело будет тянуться в 5 раз дольше, чем могло бы, и они все время будут исправлять ошибки, которые сами же делают.

Многих волнует, чем занять жену, если все таки решили переехать. Лучше всего, наверное, отправить учиться или сразу работать. Проще всего, конечно, если жена тоже в IT. Если нет — есть масса вариантов. В комьюнити-колледжах можно брать классы и курсы по всему, что интересует. Это не совсем получение образования в нашем привычном понимании, скорее обучение какой-либо специальности. Посмотреть, что предлагают, можно, например, здесь.

Выгоднее всего брать курсы в колледжах после пребывания в Штатах год и один день. Дешевле, потому что человек становится налоговым резидентом, а для них цены на обучение ниже. Такого образования вполне хватит для старта, если украинская специальность никак не трансферится на американский рынок. Расписание очень гибкое, и можно выбрать вечерние классы или классы по выходным. Очень удобно, если нужно учить английский. Я бы не стала переживать по поводу возраста. Здесь люди кардинально меняют специальность в возрасте далеко за 40, и это не считается чем-то из ряда вон выходящим.

Окружение

Завести здесь знакомых и друзей гораздо проще, чем кажется. Во-первых, в Долине огромнейшее русскоязычное комьюнити. Во-вторых, иностранцев здесь ну очень много, поэтому все общаются со всеми, тусят и дружат. Мне показалось, что на работе люди не заводят дружеские отношения просто потому, что они вместе работают. Зато вокруг общих интересов — легко. Поэтому чем больше у вас хобби и занятий — тем проще завести знакомых. Ах да, уровень вашего английского мало кого волнует — главное, чтобы человека можно было понять.

Как переехать

Переехать можно такими способами:

  • рабочие визы: H-1B, L-1;
  • другие визы: O-1, J-1;
  • выйти замуж;
  • жениться;
  • стать беженцем.

Несмотря на то, что все кейсы рабочие, я бы постаралась избежать последних трех. С «жениться» и «выйти замуж» вроде как все понятно, но с получением вида на жительство по беженству — долго, дорого и сложно. Этот вариант вполне рабочий, но нужно понимать, что никто никаких гарантий не дает, и вам какое-то время придется жить без разрешения на работу. Этот период может длиться от полугода и... не знаю до скольки. То есть, помимо всего прочего, вам нужно будет решить вопрос работы и жилья без документов. Жилье сдают таким ребятам очень неохотно, а на работу берут еще более неохотно. Даже если возьмут, платить будут очень мало, так что я бы точно не стала рассматривать этот вариант с семьей.

Про H-1B и L-1 многие знают. В крайнем случае легко нагуглить. Очень интересна О-1 виза — грубо говоря, это виза для одаренных. В какой-то степени так и есть, но при достаточной подготовке это самый простой вариант. Хотя и не самый дешевый. Я лично знаю ребят, которые получили эту визу. Один из них программист, второй — рекламщик. За выдающиеся достижения у программиста пошли участия и победы на нескольких хакатонах. В целом за 6-8 месяцев можно вполне подготовить все документы. Если у вас есть книжка — отлично! Нет — можно успеть написать книгу «Мой любимый фреймворк для чайников» — подойдет. Работа адвоката обойдется в $6-10K.

J-1 — студенческая виза. С дипломом, полученным в США, можно податься на H-1B вне общей очереди (для этой цели ежегодно выдается определенное количество виз). Так же можно пойти в науку и получить PhD совершенно бесплатно, даже получая за это зарплату. К сожалению, в этой теме я плаваю, но детали гуглятся достаточно легко.

Выводы

Я описала все достаточно поверхностно, но, надеюсь, достаточно для примерного представления об этом месте и его возможностях. Однозначно это прекрасное место для развития карьеры разработчика — тысячи интереснейших проектов и технологий, в разработке которых можно принять непосредственное участие. Думаю, в плане зарабатывания денег тоже, так как потолок зарплат очень высокий, но для этого нужно работать и постоянно развиваться как специалист.


Если все еще остались вопросы, 1 марта в Харькове пройдет семинар, на котором я расскажу более детально о том, что написано в статье, а также о некоторых других темах.

Похожие статьи:
Посетить мероприятие будет полезно как тем, кто только смотрит в сторону IТ, так и уже действующим разработчикам, которые засиделись...
В начале хотелось бы представиться с профессиональной стороны: я не являюсь супер-мега гуру проектного менеджмента, но постоянно...
Мене звуть Володимир, я QA Automation Engineer у компанії Matic. Люблю автоматизувати процеси й постійно пробую нові та цікаві технології....
[В рубрике «Как я работаю» мы приглашаем гостя рассказать о своей работе, организации воркспейса, полезных инструментах...
[От редакции: автор статьи попросил сохранить его анонимность] Пожалуй, я не ошибусь, если скажу, что ИТ специалисты —...
Яндекс.Метрика