Чем недовольны украинские программисты? Глас народа 2017
Оценивая свои компании для рейтинга работодателей, украинские IT-специалисты ставили оценки по нескольким критериям, а также в комментариях уточняли, что именно им не нравится (если поставлен балл ниже среднего). Из 1997 комментариев мы выбрали самые типичные и интересные жалобы и пожелания.
Профессиональный рост
В этом пункте сотрудники оценивали, насколько в компании интересные технологии, есть ли обучение за счет компании, литература, помощь со стороны коллег и руководства.
Главные проблемы — старые технологии, рутина и незаинтересованность компании в развитии сотрудников.
«Ніхто не опікується зростанням. Як читав для себе у вільний час, так і читаєш. І на трешовому пізньому багфіксі далеко не зростеш».
«Нужно переключаться между проектами для получения новых знаний. На одном проекте все время задачи подобны».
«Старые технологии. Работа по большей части с внутренним фреймворком».
«Компания не использует современные технологии, обучение за счёт компании получить практически невозможно».
«2 года — одна должность, без пересмотра зп, хотя данный пункт обсуждался и обещания были».
«PHP на проекте. Это вряд ли можно исправить».
«Работаю уже 2 года. На данный момент роста уже почти нет. Больше использую имеющиеся знания для выполнения работы, нежели учусь, чтобы выполнять работу. Почти ничего нового. Приходится самостоятельно развиваться».
«Мой профессиональный рост, в основном, моя забота. Иногда бывают тренинги, но попасть на них тот еще квест».
«Не увидел никакого содействия относительно прогресса работников на проектах/в компании. Не увидел желания менеджмента видеть в своих рядах грамотных специалистов: более или менее толковые инженеры вымываются желанием найти более перспективное место. Существует тенденция заменять их на позициях в проектах начинающими инженерами или интернами без полезных знаний и опыта работы».
«Отсутствует линейный менеджмент. Новые задачи присутствуют на некоторых проектах и в приоритете для „старых“ сотрудников».
«Не было и нет. Присутствует политика: проще заменить, чем взрастить хороший кадр».
«Обіцяють одне, а по факту ні одної строки коду на С++. Суцільний shell scripting».
Комфортные условия труда
Оценивали, насколько в компании хороший офис, современное рабочее место, удобный график работы.
Сотрудники жалуются на плохую вентиляцию и систему кондиционирования, переполненные опенспейсы, устаревшую технику и неудобное рабочее место.
«Open space — и этим всё сказано. Ни шкафа, ни тумбочки. Личные вещи приходится складывать на системном блоке».
«Плотно сидим, плохое кондиционирование, нет нормальных окон, кухни (места для отдыха)».
«Офис в „совковом здании“, один лифт из двух часто не работает, вода выключается в 8 вечера. В столовой нет раковины, для того чтобы помыть посуду после еды, надо идти в туалет. В столовой почему-то держат попугаев, которые орут дурными голосами, летают и гадят повсюду».
«Мало места в комнате, крайне бюрократичная процедура одобрения заказов оборудования, в офисе холодно».
«Офис — это днище. Вентиляции нормальной нет и вечно сопливый опенспейс».
«Офис в плохом районе, питьевая вода из крана, ужасный кофе, часто нет молока на кухне, проблемы с отоплением, с парковкой, медленный PC».
«Много поломанных стульев, крышки для стаканчиков под кофе не подходят, много сладостей и мало реально нужных фруктов, нет условия для занятий спортом».
«Множество проблем не решается годами: шум в ОС, вечно занятые переговорки, весной/осенью холодно (нет отопления), очень высокий уровень СО2 (приточную вентиляцию сделать не могут), столовая в опенспейсе (особенно „круто“ работать, когда кто-то греет рыбу в микроволновке)».
«Стены адски красного цвета, глаза выедает, перегородки между рабочими местами низкие. Холодно».
«Відсутній кавовий апарат. Було би нормально, щоб в офісі також був безкоштовний чай».
Грамотный проектный менеджмент
Оценивали рабочие отношения с заказчиком, количество овертайма и стресса, решаются ли конфликты конструктивно.
Непрофессионализм, неправильное планирование работы и, как следствие, овертаймы, отсутствие технического бекграунда у менеджеров — основные претензии специалистов.
«Все держится на „рядовых“ сотрудниках. Менеджеры чаще всего выполняют лишь административную функцию и часто без технического бекграунда (бывшие тестеры)».
«Решения менеджмента не всегда понятны, особенно что касается времени и готовности выпуска нового продукта. Недостаточное информирование сотрудников о новом продукте. Большая текучка в команде саппорта, команда не справляется, новые сотрудники только закрывают „дыры“, образовавшиеся от ушедших коллег».
«Вместо того, чтобы принять меры в отношении2-3 людей, собирают всех и начинают совокуплять мозг. ПМ не может наладить координацию между командами».
«Нет понимания обязанностей тех или иных сотрудников, которые не вписываются стандартный процес работы».
«Нельзя вовремя узнать что-либо о прогрессе решения своего вопроса. Имел место быть информационный вакуум относительно того, что не устраивает на рабочем месте уже длительное время. Решения относительно многих вопросов, связанных с непосредственной деятельностью на рабочем месте могут выноситься сумбурно либо внезапно, в течение нескольких минут».
«Менеджеры не выполняют свои обязанности, а перекладывают их на подчиненных. Диктаторский вариант управления».
«Скоуп спринта меняется по велению левой пятки правой ноги, нет чёткой постановки задач (максимум — название таски в жире, которую нужно самому декомпозировать). Уволить всех».
«Разница между дедлайном и овертаймом более 6 месяцев. Неоплачиваемые овертаймы. Максимум стресса из-за большого количества непрофесиональных сотрудников. Менеджер проекта не решает никакие проблемы».
«Отсутствует способность планировать, нет понимания целей и задач, нет системности и гибкости».
«Часто прилетают срочные задачи, из-за этого приходится жертвовать долгоиграющими проектами».
«Человек, который занимает должность менеджера в данном офисе, недалекий, меркантильный, самовлюбленный, напыщенный, а также не владеет качествами настоящего лидера не заботится о подчиненных, а также намеренно мешает профессиональному росту сотрудников и коллектива в целом».
«Абсолютно бестолковый менеджер в данный момент руководит отделом. Ничего хорошего, кроме урезания бонусов и придумывания названий для команд, он не сделал».
Хороший компенсационный пакет
Оценивали зарплату, соцпакет, отпуск, наличие и качество языковых курсов, корпоративов, другие «плюшки».
Чаще всего жалуются на отсутствие соцпакета как такового, также не нравится урезание зарплат, короткий отпуск и недостаточное количество «плюшек» (компенсация языковых курсов, спортзала и т. д.).
«Все корпоративные плюшки должен оплачивать клиент, сама по себе компания ничего не предоставляет».
«Нет страховки, языковые курсы в обеденное время и покрываются компанией на 50%».
«Отпуск 15 дней. Нет страховки и тому подобного».
«Бюджетні і нудні корпоративи, крім одного на Новий рік. Зарплата дуже рідко і не охоче переглядається».
«Уровень зарплат ниже среднего по рынку. Кроме того, уровень навыков сознательно занижается на собеседовании для занижения зарплат. Курсы, парковка, спортзал и налоги частично (иногда на 50%) оплачивает сотрудник. Премии отсутствуют. При увольнении требуют вернуть стоимость медстраховки».
«Менеджеры делают что угодно, чтобы урезать зп».
«Отсутствие соцпакета и языковых курсов высокого уровня. Бонусная часть зп не зависит от географии проекта. Как результат, сотрудник, который вынужден регулярно ездить в длительные командировки, никак не поощряется».
«Зарплата повышается только через оффер другой компании. При этом механизмы получения нового уровня не влияют. Не понимаю, зачем доводить людей до того, что они идут на собеседования».
«Самая низкая зарплата на рынке, отпуск всего 18 дней, корпоративы без выпивки и еды».
«Рівень зп не ринковий, за рахунок відряджень все одно не отримуєш бажаного. Така політика призводить до великого відтоку кваліфікованих співробітників».
Признание результатов труда
Оценивали, насколько в компании прозрачна процедура пересмотра зарплат, есть ли премии за хорошую работу, есть ли карьерный рост.
Основные жалобы — зарплата ниже рыночной и редко пересматривается, а также отсутствие премий.
«Повышение зарплаты происходит по офферу, бонусы не зависят от проделанной работы и бывают редко».
«Нет прозрачности в пересмотре зарплат. Нет понимания того, что ты можешь сделать, чтобы зп могла быть пересмотрена в плюс. Практически отсутсвует какой-либо карьерный рост».
«Повышение получается только после того, как ты сказал, что уходишь».
«Работаешь хорошо, на тебя не жалуются, но и в плюс ни в какой тебе это не записывается. К тебе ходят с вопросами, ценят твоё мнение, и все знают, что ты хороший сотрудник, но на повышении это никак не сказывается. Его получат сначала те, кто хорошо общается или знаком с вышестоящими по отделу людьми».
«Пересмотр зарплаты происходит с лицами, которые совершенно ничего не знают о твоей работе. Мнение техлида (зачастую его нет на проектах вообще) вроде бы и учитывается, но ни на что не влияет».
«Компания не предусматривает пересмотр зарплаты, премия в виде 5% от зарплаты не выплачивается своевременнно, карьерный рост не предусматривается».
«Из-за некорректного менеджмента одновременно писалось два проекта, выполняющих одни и те же задачи, что впоследствии выросло в то, что мой проект, который я писал, оказался ненужным».
«Нету похвалы со стороны начальства или понятия, что для них будет круто или что они хотят».
«Процедура пересмотра зарплат звучит как „на эту зарплату ты сам согласился, тебя никто не заставлял“ и „ну через пол года поговорим об этом“, о прозрачности речи нет. „Премии за хорошую работу“ — с таким не встречался, да и хорошая работа оценивается своеобразно. Если ты громче всех кричишь, что „посмотрите, какой классный helloworld я написал“ (немного утрированно, но суть такая) — то ты молодец и вроде что-то делаешь, а если ты в одиночку разгребаешь какие-то авгиевы конюшни, из-за которых нет возможности отлипнуть от монитора в течение недели — то, видимо, специалист ты не очень. В детали и конкретику никто не вдается».
«В силу неграмотности менеджмента часть выполненных задач остаются незамеченными, т. к. изначально вообще были неправильно поставлены или вовсе нецелесообразны».
Коммуникации с руководством
Оценивали, насколько понятна логика действий менеджмента, ясно ли, к кому обратиться в случае возникновения конфликтов или проблем.
Сотрудники все еще ждут более четкой постановки задач, своевременного фидбека, а также прямой доступ к руководству.
«Сложный бюрократический процесс, непосредсвенный руководитель только давал обещания, а иногда и вовсе сам создавал конфликт своими комментариями или действиями».
«Руководство офиса действует исключительно из своих меркантильных соображений. Не думает ни о благосостоянии сотрудников, ни об имидже компании или ее развитии».
«Взагалі немає ніякої комунікації з менеджментом».
«Руководство и сотрудники живут в разных мирах. Чаще всего руководство либо не знает о проблемах, с которыми сталкиваются сотрудники, либо прикидывается „дурачком“».
«В компании плоская структура, из-за чего не совсем понятны зоны ответственности. Отсутствие строгой иерархии и демократия в компании также приводят к неэффективной организации рабочего процесса».
«Какое еще руководство? У нас скрам!».
«Мій менеджер майже не приділяє мені часу. Мене брали як спеціаліста одного профіля, а зараз накидали задач, зовсім не пов’язаних з моєю спеціалізацією. Навіть близько. Начальник в іншій країні, і я вважаю, що між виконавцем (мною) і начальником повинен бути якийсь прошарок в моєму офісі. На кшталт тімліда».
«Коммуникация с непосредственным руководителем никакая, решения и мысли доносятся плохо. Да, можно решать вопросы с лидом, но это такой себе вариант».
Отношения с коллегами
Оценивали, насколько в компании доброжелательная атмосфера, хорошие ли отношения с коллегами, сотрудниками других служб и подразделений.
Жалуются на плохую коммуникацию между отделами и офисами, а также недостаточно развитую корпоративную политику.
«Очень наигранная доброжелательность. Впечатление, что все улыбаются и ужас, какие добрые, но на деле всё совершенно не так. Подставлять и увольнять тебя будут с такой же улыбкой и доброжелательностью».
«Немає командного духу. І ніхто не хоче виправляти ситуацію».
«Корпоративная политика слабо развита. Взаимодействие между смежными отделами на низком уровне. Вместо высоквалифицированных кадров встречаются „знакомые“ сотрудники без надлежащего опыта и специализации. Ожидают затреканых часов больше, чем входящих в рабочий месяц».
«В компании очень много высококлассных профессионалов и просто очень хороших разносторонних личностей, но все это затмевают отдельные экземпляры, в том числе из лиц менеджмента, которым все позволено: хамить, унижать достоинство других сотрудников, подставлять, не справляться со своими обязанностями и при этом идти вверх по карьерной лестнице».
«Отношений с коллегами нет, т. к. есть большая текучка. Команды долго вместе не работают, их постоянно тасуют с офиса на офис, так что тут мало хорошего».
«Общение только в рамках работы. Все запросы к другим службам только через Jira».
«Существует практика доносов, очень тяжело узнать обратную связь».
«Есть непонятные подковерные игры между офисами в разных городах».
P. S. В этом году сотрудники больше всего недовольны компенсационным пакетом, признанием их труда и условиями работы. Надеемся, компании услышат глас народа и заполнят пробелы.