Свобода, ответственность и высокая зарплата: Дмитрий Очеретяный о работе в Netflix
До переезда в США Дмитрий Очеретяный работал в Ciklum и Luxoft, а в Америку попал по студенческой визе, поступив в International Technological University. С апреля 2017 года он работает в компании своей мечты — Netflix. В интервью Дима рассказал про особенности прохождения собеседований в Кремниевой долине, корпоративную культуру Netflix и принципы, которыми руководствуются сотрудники.
— Компания Netflix была для тебя не первым местом работы в Штатах. Расскажи, что было до нее?
В 2015 году меня подавала на визу H1B небольшая харьковская компания. Моя заявка выиграла лотерею, но визу не дали из-за каких-то ошибок в документах. Я уже сидел на чемоданах, собирался ехать работать во Флориду, где находился американский офис. И когда все отменилось, мы с женой, конечно, очень расстроились. Но тут мой приятель рассказал, что есть одна неочевидная возможность все-таки попасть в Штаты. По его совету, я подал документы на поступление в International Technological University, который находится в Кремниевой долине в городе Сан-Хосе. Меня приняли, я получил студенческую визу F1, и мы переехали.
Обучение на полуторагодичной магистерской программе Computer Software Engineering стоило около 24 тысяч долларов. Потребности в американском образовании у меня, в общем-то, не было. Привлекло то, что во время учебы можно было найти стажировку по специальности в компаниях, которые заключают договор с университетом, и таким образом начать работать. Очень быстро мне удалось устроиться в стартап ACME Technologies, и я начал совмещать работу на полный день с учебой по вечерам в будние дни и иногда на выходных. Я проработал в компании больше года на довольно скромной зарплате. Это были совсем не те деньги, которые я бы мог получить, имея рабочую визу или грин-карту. Чтобы сэкономить, мы с женой поселились у ребят из Украины, которые сдали нам комнату в своем доме в Саннивейле. Зато компания выступила спонсором моей заявки на H1B визу.
— А что с учебой? Ты получил диплом?
Да, я закончил программу. После десяти лет работы в индустрии особых инсайтов во время учебы я не получил. Учиться было легко. Единственное, что нужно было вспомнить, касалось теоретической методологии и вещей, связанных не с computer science, а с разработкой. Они редко используются на практике, особенно, если не занимаешься проджект-менеджментом. Финальный проект — написание кода — занял у меня совсем немного времени, потому что тема была мне интересна. Больше всего потрудиться пришлось над подготовкой документации и презентации этого проекта.
В американских вузах много времени уделяется публичным выступлениям. Учась в Украине, я никогда этого не делал, а здесь хорошо прокачал этот навык. Среди моих сокурсников было достаточно много иностранцев с профессиональным опытом, которые поступили с целью использовать возможность трудоустройства по Optional Practical Training, которую дает студенческая виза. То есть из-за сложностей с рабочими визами люди ищут альтернативные пути попасть в Америку.
— Получив рабочую визу, ты решил двигаться дальше и стал искать другую работу. Какие компании были у тебя в приоритете?
Я начал ходить на собеседования через пару месяцев после получения H1B. Меня интересовали только крупные компании, а главной целью было устроиться в Netflix. В своей работе я много использовал opensource-продукты Netflix для построения микросервисной архитектуры. Мне в целом импонировал их подход и нравилось то, как развивается компания. Чтобы подготовиться к интервью в Netflix, я тренировался, проходя собеседования в самые разные компании, даже те, где я совсем не планировал работать. Это как в спорте — чтобы показать хороший результат в ответственный момент, нужно прийти к нему на пике формы. Я разместил свои резюме на Hired и Indeed Prime, и со мной стали связываться очень много компаний. В итоге, получил три оффера — от Google, Atlassian и Netflix.
— Отличаются ли интервью в разных компаниях или структура одна и та же?
В Долине подготовка к собеседованиям в любые крупные компании более-менее одинаковая: прежде всего, нужно решать алгоритмические задачи. Это первый этап, они должны отскакивать от зубов, иначе не стоит даже пытаться. Второй этап подготовки — это задания, которые касаются архитектурных решений. Например, могут спросить, как бы ты с архитектурной точки зрения написал Twitter. Нужно расказать, как бы ты это сделал, какие технологии и почему использовал бы, начиная от баз данных и заканчивая UI. Такой разговор длится около часа, подобных собеседований может быть парочка.
Нужно понимать, что процесс интервью здесь значительно отличается от реалий, к которым привыкли украинские разработчики. Я иногда читаю на DOU, как программисты обсуждают, что они не хотят тратить свое время на то, чтобы доехать в офис к потенциальному работодателю, и возмущаются тем, что нельзя пройти все собеседования по телефону. Это, конечно, забавно, с таким подходом в США работу не получишь. Я, например, ездил в Техас на собеседование в Indeed. Оно длилось с 9 до 17 с перерывом на обед. Учитывая, что я «сова», а временная разница с Калифорнией — 2 часа, можно представить, как непросто мне пришлось. Но это правила игры, их или принимаешь, или не играешь.
Если говорить об отличиях в процессе интервью, то ключевой момент, что в Google ты проходишь собеседование в компанию, а не на конкретный проект. Там есть специальный комитет, который не видя кандидата, принимает решение, подходит он или нет, основываясь на отчетах тех, кто непосредственно его интервьюировал. Люди, которые тебя собеседуют, не будут с тобой работать. Если большинство в этой комиссии проголосовало «за», то дальше твое резюме попадает к менеджерам разных продуктов, которые могут пригласить тебя в свою команду.
В Netflix все наоборот: ты проходишь собеседования с людьми, с которыми будешь работать, и в конкретное подразделение. Там нет четких правил, как проводить интервью и что нужно выяснять, в отличие от Google. Каждая команда сама решает, что ей важно проверить у кандидата. В моем случае собеседование было очень похоже на гугловский стандарт: задачки, архитектура и т. д. Кроме того, большое внимание на интервью уделяется culture fit. Еще на этапе скрининга с рекрутером его задача выяснить, сможешь ли ты работать в режиме отсутствия микроменеджмента. Готов ли кандидат к тому, что ему не будут сверху спускать маленькие задачи? Потому что в Netflix нет такого, чтобы тебе на спринт расписали задачи, чтобы ты делал эстимейты. Если на собеседовании выяснится, что кандидату нужен микроменеджмент и четкий список задач и сроков на каждый спринт, то, скорее всего, такой человек компании не подойдет.
Я до сих пор не знаю, через какой из путей мне удалось пробиться на интервью в Netflix, потому что я пробовал разные варианты. Я находил рекрутеров компании в LinkedIn и писал им, отправлял резюме через сайт, ходил на митапы в Netflix, там знакомился с ребятами, брал контакты и потом писал им. Поэтому когда меня позвали на собеседование, я так и не понял, что именно сработало. С Google было проще, потому что там работает мой друг, который меня и зареферил. Рекомендация — это самый действенный способ попасть на собеседование в крупную компанию в Долине.
— Насколько простой процесс смены работодателя по H1 визе?
До марта 2017 года действовал премиум процессинг для трансферов на этой визе, который занимал
— В каком именно подразделении Netflix ты работаешь?
У Netflix существует огромное количество рекламных продуктов, позволяющих пользователям узнавать о фильмах и сериалах, доступных к просмотру, а также о предстоящих новинках. Это, например, всевозможные трейлеры и постеры, которые пользователь видит на главной странице системы (и не только там, конечно же). Также сюда входят, например, короткие описания к видео. Мы называем эти дополнительные материалы supplementals. Они есть у каждого фильма, сериала и шоу на каждом языке, доступном на нашей платформе, и в мультиформатах, так как Netflix можно смотреть на многих устройствах (приставки, компьютеры, планшеты, смартфоны, smart TV). Кроме того, для одного промо могут быть созданы разные варианты постеров и трейлеров, которые будут демонстрироваться пользователям в зависимости от их предпочтений. Например, для тех, кто часто смотрит комедии, или для тех, кто предпочитает романтические фильмы.
Если управлять вручную планированием, созданием, тестированием и размещением supplementals, это бы занимало очень много времени и требовало немало человеческих ресурсов. Поэтому в компании существует автоматизированная система для оптимизации этого трудоемкого процесса. Я как раз работаю в подразделении, которое занимается вопросами delivery всего, что существует вокруг контента.
Все митинг-румы в офисе Netflix посвящены фильмам или сериалам
— Расскажи о том, как организована работа внутри команды, какая иерархическая структура в ней действует и как происходит взаимодействие с менеджментом?
Прежде всего, нужно сказать, что в Netflix отсутствует микроменеджмент в любом его проявлении. Его считают наибольшим препятствием для стратегического лидерства. Инжиниринг-менеджер не вникает в программирование, он не приходит и не говорит, мол, вот там код не очень красиво написан. Его задача — координировать работу. Менеджер, который выше его по уровню, непосредственно занимается взаимодействием разных отделов и команд друг с другом.
Никто не следит, сколько ты работаешь, когда приходишь и уходишь. Нужно быть на связи и делать свои задачи. У меня, например, нет определенных заданий, которые должны быть сделаны до конца недели или до конца года. Есть понимание, куда мы двигаемся и зачем, какие приоритеты и что от нас ждут другие команды и коллеги из моей команды. Знанию бизнеса в компании уделяется очень много времени, так как инженеры сами планируют свою работу. Иногда это непросто, так как неправильно расставленные приоритеты могут привести к трудностям в другой команде. У нас есть бизнес-аналитик, который занимается сбором запросов от пользователей нашей системы. Его ответственность — выяснить, какие есть пожелания или необходимости. Дальше эту информацию он передает нам, и на совместных обсуждениях принимаются решения, что именно сделать, как и когда.
В компании следят за тем, чтобы все работали эффективно, поэтому когда я только пришел, мой менеджер сказал, что если я буду работать больше 8 часов в день, то нужно сообщить ему. Переработки — это сигнал того, что нужно что-то пересмотреть в работе. Что касается иерархии, то в Netflix не нанимают джунов и мидлов, поэтому у нас в команде, например, все синьоры. Никаких дополнительных градаций нет. Должности архитектора тоже нет. Структура горизонтальная. Если тебе интересно развиваться в сторону управления, то можешь расти до инжиниринг-менеджера и дальше по менеджерской линии. Если хочешь расти как программист, то нужно совершенствоваться профессионально, показывать лучшие результаты в работе, и это отразится на твоей зарплате, а не на твоей должности.
— В Netflix не ведется учет отпусков, выходных и больничных. Как на практике действует политика unlimited vacation?
Любой сотрудник может взять отпуск в любой момент на любое количество дней, и это время будет ему оплачено. Некоторые почему-то думают, что это означает, что можно уйти в отпуск на год. Теоретически можно, конечно, но как вы себе это представляете на практике? Нужно же делать свою работу и не выпасть из обоймы в профессиональном плане. В моей команде люди за год находятся в отпуске в среднем месяц-полтора, в несколько заходов. Мы собираемся раз в три месяца на митинг на тему, кто когда идет в отпуск, чтобы это не происходило одновременно. Это единственное, что согласовывается.
У нас нет понятия праздников. Хочешь приходи, хочешь нет, в календаре эти дни никак не отмечены. Я получаю одинаковый пей-чек раз в две недели, независимо от того, были ли какие-то государственные праздники, или ходил ли я в отпуск, или сколько часов я отработал. Я не замечал, чтобы кто-то злоупотреблял таким подходом. Кстати, еще в компании можно взять год оплачиваемого декретного отпуска, причем не только женщине, но и мужчине. Я не знаю, в какой еще компании в Долине есть такое условие.
— Какую медицинскую страховку предоставляет компания?
Netflix не оплачивает страховку, сотрудник получает 15 тыс. долларов в год сверху своей зарплаты на медицинские расходы и эти деньги тратит на свое усмотрение. Можно купить страховку у тех компаний, с которыми у Netflix есть договор, цена за нее будет значительно ниже, чем на рынке. Это сделано, чтобы сотрудник видел, сколько он стоит компании.
Этот же принцип действует и в других сферах. Например, сотрудники могут в офисном магазине бесплатно брать различные товары с символикой Netflix, но на каждом будет ценник. Тоже самое с техникой для работы. В офисе есть специальные шкафы, где лежит все, что может понадобиться: наушники, клавиатуры, мышки, мониторы и т. д. Можно брать все, что хочешь, но там тоже на всем есть цена. Если чего-то нет, то нужно отправить запрос в технический отдел, тебе это без вопросов доставят. Или можешь купить это за свои деньги, потом расходы возместят. В компании призывают «действовать в лучших интересах Netflix». Бюрократия отсутствует, никаких ограничений по сумме таких затрат нет.
— Есть ли шанс у ребят из Украины, отправив резюме в Netflix, получить приглашение на интервью? Спонсирует ли компания визы H1B?
Думаю, что такая возможность есть. Проблема будет не столько с тем, что для человека нужно оформлять визу, сколько с тем, чтобы устроить ему онсайт собеседование. Поэтому если ты уже находишься здесь, даже по туристической визе, то можно подавать резюме и писать, что ты доступен для личной встречи, это повысит шансы. Все-таки если речь не идет о каких-то уникальных специалистах, то возникает вопрос целесообразности: менеджеру нужно хорошо подумать над тем, стоит ли тратить время и деньги, оплачивая человеку перелет из Украины, учитывая то, что он потом может не выиграть лотерею.
— Правда ли, что в Netflix одни из самых высоких зарплат в индустрии, и при этом в структуре зарплаты нет акций, только «живые» деньги?
Думаю, что если взять статистику по зарплатам, то действительно Netflix будет, скорее всего, на первом месте. Сейчас он соревнуется по этим показателям с Facebook и некоторыми продуктами в Amazon, так я предполагаю. В отличие от многих компаний в Долине, в оффере от Netflix нет акций, указана только та сумма до налогов, которую ты получаешь раз в две недели. Такая политика объясняется тем, что поскольку сотрудники не могут влиять на колебания курсов акций, то они не должны получать меньше, если акции вдруг упадут.
Когда ты общаешься с рекрутером Netflix, тебе присылают презентацию, которая описывает основные принципы корпоративной культуры. И там есть фраза про то, что Netflix — это не семья и не друзья, а команда профессионалов. Если провести аналогию со спортом, то игрокам футбольной команды не урезают зарплаты, если они проиграли матч, ведь это не поможет им выиграть следующую игру. В компании считают, что ее сотрудники достаточно зрелые и ответственные для того, чтобы самостоятельно решать, как им распоряжаться своими деньгами.
Netflix дает возможность купить опционы компании: берется 40% от цены акции и по этой стоимости тебе выделяют опционы в количестве 5% от зарплаты за год. Например, на каждые 100 тыс. зарплаты при цене акции в $200 тебе дадут 62 опциона в год как дополнительный бонус, абсолютно бесплатно. Если хочешь больше опционов, то любую часть зарплаты до налогов можно направить на их покупку за те же 40% цены акции. Если хочется не опционы, а акции, то, конечно же, можно просто пойти на биржу и купить их. Единственное ограничение в том, что мы как сотрудники не имеем права в определенные периоды торговать акциями, чтобы избежать спекуляции, потому что нам может быть доступна какая-то инсайдерская информация.
В Netflix существует уникальная политика пересмотра зарплат. Индексация происходит постоянно. Считается, что специалист не должен думать о деньгах, ему нужно быть сосредоточенным на работе, а про достойную оплату позаботится компания. Менеджеры должны следить за ситуацией на рынке, анализировать изменения и повышать зарплату, не дожидаясь запроса со стороны сотрудника. Они обязаны знать цифры, сколько сейчас топ по рынку для уровня конкретного профессионала, и не допускать, чтобы человек захотел уйти из компании, потому что ему где-то предложили больше.
В Netflix практически не бывает случаев увольнения из-за денег. Иногда менеджеры даже могут поощрять сотрудников походить по собеседованиям в другие компании, и если оттуда будет оффер с зарплатой больше, чем в Netflix, тебе ее пересмотрят. Я, например, проработал полгода, меня позвал менеджер и дал бумажку со словами: «Это твоя новая зарплата». Там была написана цифра на 15% больше, чем я тогда получал. Никакого перфоманс ревью для пересмотра зарплаты не нужно. Кстати, когда во время собеседования меня спросили, какую зарплату я хотел бы, то я сознательно назвал сумму, существенно больше той, на которую действительно рассчитывал. В итоге, в оффере была цифра даже выше той, которую я озвучил. Правда, не стоит забывать о довольно высоких калифорнийских налогах. В моем случае это больше трети заплаты.
В Netflix часто проводятся как внутренние, так и внешние митапы
— Не приводит ли такой подход к тому, что в Netflix идут в основном из-за денег?
Все просто: если ты пришел за деньгами и хорошо работаешь, никаких проблем. Мы работаем, чтобы зарабатывать, это партнерские отношения. Нет этой ерунды про «работать в нашей компании большая честь». Из-за такого отношения программисты в Украине прыгают из конторы в конторы, потому что это зачастую единственный способ повысить себе зарплату. Например, я, живя в Украине, в один бодишоп сходил трижды, потому что по-другому не мог получить прибавку.
В Netflix есть другой нюанс: если ты пришел из-за денег, а работаешь плохо, то будешь очень быстро уволен. Раньше люди вылетали каждую неделю, не справляешься — до свидания, сейчас стало не так строго, но все же. Если ты один раз допустил ошибку, тебя, конечно, не уволят. Но если ты не сделал выводов и налажал во второй раз, никто не будет с тобой долго разговаривать. Идея в том, что все могут ошибаться. Главное, признавать ошибки и делать выводы, стараясь не допустить подобных промахов в будущем. Я слышал, что в других компаниях для того, чтобы уволить человека, нужны очень веские причины. История из сериала «Кремниевая долина», когда чувак в Hooli сидит на крыше, получает 600 тыс. долларов и ничего не делает, — это утрировано, конечно, но доля правды есть. Но в Netflix совсем другой подход. При этом выплачивается отличное выходное пособие — до 4 зарплат, кажется. Я точно не знаю, и пока нет желания это проверять.