Карьера в IT: должность гейм-дизайнер

Представляем новую статью цикла «Карьера в IT». В этой части рассмотрим позицию гейм-дизайнера — специалиста, разрабатывающего дизайн компьютерной игры.

Гейм-дизайнер создает форму и содержание игрового процесса. Игровой дизайн определяет взаимодействие игрока с игровым миром, условия победы и поражения, сложность игры.

По данным DOU, среднему украинскому гейм-дизайнеру 26 лет, он имеет зарплату $ 1000 и 3-4 года опыта работы в IT.

Задачи и обязанности

Ключевая задача гейм-дизайнера — разработка концепции игры, ее правил, содержания, игрового процесса. Гейм-дизайнер определяет, какой будет игра, в чем будет заключаться ее сюжет и игровой вызов, какой набор действий будет предлагаться игроку, как именно он будет взаимодействовать с игровым миром.

К примеру, при разработке карточной игры гейм-дизайнер задает и продумывает количество карт, очередность хода игроков и правила взаимодействия карт: какая карта сильнее, когда можно ходить, идут ли карты в отбой. При разработке 3D-шутера одной из задач гейм-дизайнера будет создание механики нанесения урона и правил перемещения игрока: может ли персонаж прыгать и ползать, какие есть виды оружия, какие правила его перезарядки.

«Игровой дизайнер проектирует эмоциональный опыт, который игрок получает во время игры. Правила, механики, звук и прочие компоненты игрового продукта — это инструментарий для достижения цели. В каком-то смысле почти все участники разработки занимаются игровым дизайном: звукорежиссер — подбирая фоновую музыку, художник — создавая визуальный стиль продукта и вызываемые им ассоциации».

В современном гейм-дизайне есть несколько отдельных специализаций, среди которых наиболее часто встречаются:

  • системный дизайн — создание правил и сопутствующих расчетов для игры;
  • дизайн уровней — разработка игровой карты и элементов, из которых будет состоять каждый игровой уровень;
  • проектирование игровой механики — разработка законов, по которым устроен игровой мир, характеристик его объектов, формул движения;
  • настройка баланса — конфигурирование сложности игры, чтобы игроку не было слишком трудно или легко, уровни были не слишком короткие или длинные.
«Гейм-дизайнер решает, какой нужно сделать игру, чтобы она снискала максимально возможную популярность и заработала максимальное количество денег. В зависимости от уровня ответственности он может отвечать как на глобальные вопросы (стоит ли делать RPG про пиратов или гонки на ховербордах?), так и на самые приземленные (сколько врагов должны напасть на игрока в этой комнате?)».

Кроме этого, используют еще одну классификацию — в зависимости от акцента на техническую часть или творчество:

  • Технический гейм-дизайнер работает с математикой, игровой статистикой и алгоритмами. Этот специалист настраивает все числа, которые можно увидеть в играх: заработанные очки, уровень персонажа, вероятность критического урона. Под настройкой подразумевается не только сухая математика, а и создание игрового опыта. К примеру, продолжительность сессии в шутере может быть настроена так, чтобы решающие события происходили именно в последние секунды матча.
  • Art гейм-дизайнер может отвечать за графический и звуковой дизайн, написание текстов и сценариев, создание уровней и персонажей, 3D-моделирование и анимацию. Как правило, при развитии карьеры такой специалист углубляется в какой-то один аспект своей работы, но все равно важной особенностью профессии остается универсальность и широкий спектр навыков.
«Иногда в качестве игровых дизайнеров нанимают специализированных консультантов по истории, психологии, искусству. Работать с такими сотрудниками очень интересно :) Например, к разработке игры „Hellblade: Senua’s Sacrifice“, главная героиня которой страдает от психоза, привлекались несколько Mental Health Advisors. А в титрах игры разработчики даже оставили комментарий со ссылкой на список медучреждений на случай, если пользователь переживал подобный увиденному в игре опыт».

В ходе работы гейм-дизайнеру могут понадобиться знания из разнообразных областей

Одна из ключевых обязанностей гейм-дизайнер — ведение дизайн-документа, подробной концепции игры и игровых процессов. В этот документ включают описание сюжета, персонажей, уровней, графики, пользовательского интерфейса, коммерческих аспектов игры, целевой аудитории. Иногда дизайн-документ содержит предварительные эскизы различных аспектов игры или примерный рабочий прототип, демонстрирующий одну или несколько сторон игры.

Дизайн-документ не статичен: его постоянно редактируют и дополняют в зависимости от текущего состояния дел, требований и предложений остальных членов команды. Таким образом, этот документ не будет завершен до тех пор, пока игра находится в разработке.

Итого, в круг обязанностей гейм-дизайнера может входить:

  • написание и редактирование дизайн-документа;
  • проектирование правил игры и игрового процесса;
  • проектирование механики игры;
  • проектирование и сборка уровней;
  • написание сюжета и создание персонажей;
  • настройка игрового баланса;
  • аналитика игровых процессов и монетизации;
  • формирование технических заданий для художников и программистов;
  • контроль и анализ юзер-тестов.
«Мне поступает задача: к примеру, создать систему, демонстрирующую глубину возможной прибыли от среднестатистического пользователя на основании контента сундуков и смежных переменных. Для ее выполнения я создаю в гугл-таблицах матмодель вероятного поведения пользователя. Это дает возможность произвести точный баланс систем и монетизировать проект».

Преимущества и недостатки

Гейм-дизайнерам нравится решать нетривиальные задачи и геймифицировать процессы:

«Привлекает то, что я могу реализовать те идеи, которые возникают у меня в голове. К тому же нужно постоянно играть, чтобы оставаться в курсе того, что творится в мире игр :)»

«Меня привлекла уникальная комбинация математики и творчества. Творческая составляющая — предвидение реакции пользователей на конкретную функциональность или игру в целом, умение поставить себя на место игрока, поиск нетривиальных решений или неожиданных комбинаций. Математическая — способность просчитать и сбалансировать взаимосвязи всех систем, которые проецируются друг на друга».

«Всегда испытываешь глубокое удовлетворение, когда узнаешь, что игроки хвалят именно тот уровень, который сделал ты. Смеются над шутками, которые ты прописал в квесте. Оперировать в своей работе такими понятиями, как опыт, радость, веселье — это дар».

Обратная сторона медали — отсутствие формализма, что и определяет главные вызовы профессии:

«Гейм-дизайн — это наименее изученная, наименее формализованная область разработки игр. В этой сфере невероятно высок уровень субъективизма. И любой спор с коллегами всегда рискует перейти в унылую дискуссию про цвет и вкус фломастеров. К примеру, вы делаете фэнтезийную игру, и главный герой должен ездить верхом на каком-то животном. Это должен быть конь или огромный белый тигр? Такие вопросы очень зыбкие. Их всегда можно свести к каким-то аргументам, которые сами по себе ничего не значат. В данном случае можно сказать, что конь реалистичнее, а тигр — волшебнее. Но сложно сказать, что собственно понравится игрокам: реализм или волшебство. Поэтому очень важно каждый день грести руками и ногами и выбираться из этой трясины на твердую почву научных обоснований».

Задача гейм-дизайнера — сделать игру увлекательной: она не должна быть слишком сложной или, наоборот, слишком простой (image source)

Как стать и куда двигаться дальше

Специалисты по гейм-дизайну рекомендуют новичкам много играть самим. Но не только ради удовольствия, а чтобы понять, что и как уже сделано, насколько те или иные идеи пользуются спросом. Для этого полезно просматривать комментарии к игре, чтобы понять, что нравится и не нравится пользователям. Очень важно задаваться вопросами, что делает игру интересной. Анализировать, что можно улучшить в конкретной игре и учиться подробно это объяснять.

Чтобы понять всю кухню игровой разработки, можно начать с должности гейм-тестировщика или комьюнити-менеджера. Также новичков берут на позицию дизайнера уровней — но для этого необходим опыт в создании моделей, рендеринге или работе с текстурами.

Будет полезно почитать «The Art of Game Design: A Book of Lenses» Джесси Шелла, изучить игровые движки — например, бесплатного для индивидуального использования Unity3D.

«Будьте готовы к тому, что, вероятно, потребуется больший набор навыков, чем тот, которым вы сейчас обладаете. К примеру: работа над созданием персонажей может потребовать не только навыков графического дизайна, но и базовых навыков программирования, чтобы задать все параметры персонажа во внутренней архитектуре игры. Создание игровых прототипов также подразумевает умение работать с кодом. И наоборот: разработка алгоритмов стрельбы требует понимания того, как эта механика скажется на удобстве прицеливания и комфорте игры».

Из личных качеств важны:

  • креативность, хорошее воображение;
  • аналитический склад ума;
  • умение просчитывать и оценивать свои идеи;
  • коммуникабельность, умение последовательно и структурированно излагать свои мысли.

При поиске первой работы очень пригодятся собственные разработки в портфолио:

«На первом курсе университета я попросился в сценаристы на разработку очередного „Убийцы Сталкера“. Проект был на энтузиазме, и брали кого угодно. Так я научился работать в команде и выполнять глобальные серьезные задачи. Позже сделал на движке GM Studio демо-версию собственной игры, довольно простой 2D top-down action. На первую работу прислал резюме, где написал, что у меня нет выпущенных проектов, но есть опыт работы и проект, который я сделал сам.

Свои игры были самым ценным вкладом в трудоустройство. Продюсер, который принимал меня, сказал, что собственная разработка на порядок ценнее любых модификаций и карт для существующих игр, поскольку подразумевает самостоятельную наладку CCC (Camera, Control, Character) — тех аспектов, которые считаются самыми важными в любой игре. Я согласен с ним: своя разработка помогает смотреть на гейм-дизайн детальнее. Когда программируешь сам, сталкиваешься с необходимостью определять любую мелочь. Делаешь ошибки и стремительно учишься думать наперед, прогнозировать последствия своих решений».

Возможные карьерные пути гейм-дизайнера:

  • расти горизонтально, осваивая смежные навыки;
  • стать руководителем команды гейм-дизайнеров, координируя их работу;
  • стать продюсером — специалистом, которые отвечает за глобальное видение проекта.
«Мне интересно получить как можно больший уровень ответственности и контроль разработки на всех стадиях. От самого высокого уровня, на котором принимается решение, что вообще разрабатывать и для каких платформ, и до самого низкого. Я считаю, что этот путь лучше всего позволяет реализовать себя и как профессионала, и как творца».


Благодарю за помощь в написании статьи Александра Шевченко, Андрея Петкевича, Артема Запорожца, Олега Горчакова и Родиона Баскакова. Все цитаты взяты из их рассказов.

Похожие статьи:
Новые версии ReactOS 0.4.0 Kotlin 1.0 Vulkan 1.0 Docker 1.10 Go 1.6 TypeScript 1.8 htop 2.0 ESLint v2.0.0 FFmpeg 3.0 GitLab 8.5 Аналитика Ukraine has an army of nearly 100,000 IT professionals working for 100+ global...
В базе данных бенчмарка GFXBench и на сайте индийского контроля импорта Zauba отметилась не представленная официально модель смартфона Samsung....
Меня зовут Анастасия Ярмош, и вот уже 6 лет работаю в компании Virtuace. В мир ІТ я попала случайно, начинала с позиции офис-менеджера,...
Автори: Катерина Ревтова, Head of PM/BA в компанії OpenGeeksLab, та Тетяна Рева, Project Manager у компанії OpenGeeksLab. Талант перемагає в іграх,...
Project Manager Юрій Осадчук першого ж дня повномасштабного вторгнення пішов записуватися добровольцем у військкомат....
Яндекс.Метрика