Вокруг света за 1,5 года: как не бояться бросить работу и посмотреть мир

Марина Сухомлинова и Сергей Ладнюк — оба работают в ИТ (9 и 7 лет соответственно) и любят путешествовать. В 2014 году ребята оставили офисную работу и отправились в кругосветку. За 19 месяцев непрерывного путешествия они посетили 26 стран, постоянно активно перемещаясь.

О том, как решиться и организовать кругосветку, о поиске работы и адаптации после возвращения Марина рассказала в интервью для DOU.

Гора Huayna Potosi в Боливии, 6088 м

О карьере и идее кругосветного путешествия

Я попала в IТ случайно, у меня экономическое образование. Начала с позиции тестировщика на финансовом проекте еще в далеком 2006 году, когда IТ было маленькое и тестировщики были далеко не на каждом проекте :) Дальше был путь тимлид > бизнес-аналитик > менеджер.

Сергей пошел по классике: примат КПИ > программист > техлид.

Мы оба очень любим путешествовать, но отпуска вечно не хватало. И мы каждый раз мотались, как угорелые, чтобы успеть побольше посмотреть. Сильно уставали, все смешивалось в кучу, так что хотели поехать в какую-то более длительную поездку в спокойном режиме. Мы хотели увидеть более дальние страны, в которые из Киева в отпуск не наездишься. Причем был план именно путешествовать, а не работать из другой локации, перезагрузить мозг, отдохнуть от работы.

Решились мы небыстро. Между идеей и увольнением прошло не меньше года. Нам все время казалось, что для такого Путешествия нужна какая-то ну вообще суперподготовка, но потом это оказалось совсем не так :)

До кругосветки мы в основном ездили по Европе и один раз Таиланд-Сингапур-Вьетнам. Сергей еще был на Мадагаскаре.

На работе были с одной стороны не рады, что мы уходим, но были рады за нас, что мы на такое решились. Мой лондонский босс сказал: «This is awesome! I did it when I was young. This is gonna be the very cool experience».

Родители переживали больше, но им пришлось смириться. Потом они активно читали наш блог, комментировали, а мой отец показывал фото и зачитывал посты бабушке :)

О подготовке к поездке

Мы уволились за полгода до старта и тогда же начали активно готовиться по всем направлениям.

Здоровье: пройти все медосмотры, подлечить хронические заболевания, привести в порядок зубы, сделать все прививки, пройти курсы первой помощи, собрать аптечку.

Документы: сделать гигантскую доверенность на маму Сергея на все-что-угодно, закрыть ФОП, оптимизировать банковские счета и карточки, сделать вторые загранпаспорта и международные водительские права, дубликаты сим-карт.

Деньги: продать кучу ненужного барахла и машину.

Визы: заранее делали только визы США (дали на 10 лет) и Индонезии (сейчас уже выдается виза по прилету).

Маршрут: перед поездкой перелопатили путеводители по первым нескольким странам и выбрали интересующие места; узнали, где и когда сухой сезон, какие где нужны визы; и соответственно прикинули примерный маршрут по странам.

Языки: год учили испанский (огромное спасибо нашему преподавателю Кате за впихнутые в нас знания!), а перед поездкой в Бразилию немножко поучили португальский. В Азии английского вполне хватало.

Вещи: докупить некоторое снаряжение.

Кроме этого, пока шла подготовка, мы съездили в Испанию и Португалию, сходили в пару походов в Карпаты, катались на байдарках и великах и т. п.

Несмотря на такую тщательную подготовку, мы купили авиабилеты аж в середине августа (при том что вылет в сентябре). Мы никак не могли решить, откуда начать, но потом посмотрели, где какой сезон, и начали с Азии. Сначала мы подумывали про Round The World Ticket от какого-нибудь альянса, но цена не была сильно ниже. При этом пришлось бы привязываться к заранее выбранному маршруту, и эти билеты валидны только на один год.

В итоге у нас был билет в один конец в Куала-Лумпур с остановкой на день в Алматы, остальное покупали по ходу поездки.

Мы просто искали перелеты на Skyscanner (там есть чудесная функция whole month, и сразу видно цены на соседние даты — для вольных пташек типа нас это было идеально). Есть еще всякие трюки:

• не все авиарейсы на Филиппинах и в Мьянме отображаются на Skyscanner;
  • в Мексике на сайте авиакомпании чаще было дешевле, чем на агрегаторе;
  • в Аргентине и Чили нужно выбирать, что ты аргентинец/чилиец;
  • на LAN в Чили дешевле купить билет туда-обратно и обратным не воспользоваться, чем one-way. А если повезет, обратный еще и отменят и вернут за него деньги :)

Путешествие длилось 19,5 месяцев: с середины сентября 2014 до конца апреля 2016 года. Все 26 стран и сотни городов перечислять здесь не буду :) Мы катались в основном по Юго-Восточной Азии, потом полетели в США, объездили большую часть Южной и Центральной Америки и через Штаты вернулись домой. Европу мы исключили, потому что уже много раз там были. В Австралию нам не дали визу, в Индию как-то вообще не тянет. А Китай, Африка и Средняя Азия — это тема для отдельного большого путешествия.

Вот примерная карта:

О том, где мы были, можно почитать у нас в блоге.

Мы знали заранее, какие регионы хотим посетить, но, конечно же, не планировали все с точностью до минуты. По ходу поездки мы что-то убирали или добавляли, на основе того, что мы уже видели и как менялось наше мировоззрение. Бывало, что в какой-то стране хотелось остаться на более длительное время, а из какой-то побыстрее убраться, но заранее это не предскажешь.

Перед выездом из дома у нас была составлена карта Google My Maps с отмеченными интересующими точками в Азии, и перед посещением каждой страны мы ее пересматривали.

Перед отъездом из Азии мы подробно распланировали Гавайи. В США мы останавливались у друзей в Калифорнии — они нам много чего подсказали по национальным паркам. Там же мы пошли в публичную библиотеку, нашли кучу путеводителей по Латинской Америке и составили примерный маршрут по ней.

Мы были в основном в таких странах, где планировать что-то сильно заранее бессмысленно.

О финансах

Да, мы не работали во время кругосветки и не планировали это делать. Мы хотели отдохнуть от работы, а не подолгу задерживаться на одном месте, иначе весь этот маршрут занял бы не полтора года, а три-пять лет.

Но мы не просто путешествовали, а завели блог. Я с нуля освоила сайтостроительство и продвижение, Сергей научился хорошо и быстро обрабатывать фото и видео. Это было вместо работы :) Ну и планирование занимало много времени — это тоже как работа. Уже в конце путешествия мы жили месяц в Мексике в Плайя-дель-Кармен и делали pet project, но это было скорее для того, чтобы освоить новые технологии, а не для зарабатывания.

Мы не выставляли себе лимиты строго сколько-то долларов в день, просто старались ездить экономно, но при этом без дискомфорта. Чем дольше мы ездили, тем сильнее расширялась наша зона комфорта :) Вообще, когда долго путешествуешь, появляется умение быстро искать недорогое жилье, еду и транспорт, торговаться, жить, как местные, и обходить ловушки для туристов. В Латинской Америке намного дешевле и интереснее путешествовать, зная испанский.

У нас была накопленная сумма денег. Ее мы и старались растянуть как можно на дольше и приехать домой не с пустыми карманами. Часть этой суммы сгорела вместе с лопнувшим украинским банком :(

Мы написали пост о том, сколько стоит кругосветка, там все подробно расписано.

Приведу немного цифр из этого поста. За первый год путешествия на одного человека мы потратили около $ 11 000.

Самые значительные статьи расходов за первый год:

• Дайвинг :) Ушло около $ 2500 на человека. Мы сделали сертификацию OWD, AOWD и Nitrox, были на дайв-сафари, наныряли по 49 дайвов.
  • Межконтинентальные перелеты: $ 2200 на человека:
    • Киев — Куала-Лумпур: $ 600;
    • Манила — Гонолулу: $ 800;
    • Сан-Франциско — Кито: $ 800.
  • Аренда машины: $ 800 на человека (аренда + бензин):
    • США — Калифорния, Невада, Аризона, Юта: $ 1000;
    • США — Гавайи (4 острова): $ 600.

О впечатлениях и сложностях

Впечатлений масса. Это такой опыт, который однозначно стоило приобрести. Мы очень рады, что таки решились и поехали! :) Было столько всего невероятного, захватывающего и нереального — впечатлений хватит на всю жизнь! Но это были не сплошные радуги и единороги, конечно, — не обошлось и без сложностей и неприятностей.

У нас принято рассказывать про путешествия как про какой-то сплошной праздник. Почитаешь тревел-блоги или посмотришь чей-то фейсбук — и думаешь, что везде все ну просто обалденно красиво, комфортно и вкусно, все по расписанию, толковые и улыбчивые местные готовы продать или сдать что угодно за три копейки, все говорят на идеальном английском, машины стопятся не успеешь поднять руку, транспорт быстрый и комфортный, по пути встречаются только умные, интересные и добрые чудесные люди, и вообще там молочные реки и кисельные берега.

Никто не любит писать о том, как они сначала стояли полдня на раскаленной трассе с поднятой рукой или ехали в прокуренном автобусе, где у них что-то украли, потом таскались по вонючему городу на жаре с тяжелыми рюкзаками, и в итоге заселились в дорогой клоповник с тараканами и без окон, ели непонятную дорогую бурду, и все местные или жутко тупили, или пытались развести богатых гринго на деньги. Я утрирую, но бывает всякое.

Вообще, если ты не миллионер, то да, будешь таскаться с рюкзаками, жить в не всегда приятных отелях и питаться далеко не всегда в гламурных ресторанах.

Но кто бы ты ни был, нужно каждые пару дней распаковывать и упаковывать вещи, искать в новом незнакомом городе жилье и еду, и как оттуда добраться в следующий пункт, следить за безопасностью себя и вещей, отбиваться от назойливых помогал и уклоняться от мошенников. Это через какое-то время очень утомляет.

У нас было множество разных историй: то мы чуть не лишились паспортов, то наша лодка сломалась посреди моря после того, как мы пережили на этой утлой посудине шторм, то посреди похода нас замело, и потом мы еле отбились от собак, то мы подвергались горной болезни, то нас пытались нагло обмануть... Со временем плохое забывается, а хорошие впечатления остаются: как мы гладили китов и гиппопотама, рассветы и закаты над Баганом, чудесный дайвинг с китовыми акулами или в сенотах, подъем на 6088 метров и вообще множество красивенных гор, танцы в филиппинской тюрьме, яркие латиноамериканские фестивали и огромная толпа добрых интересных людей, которые нам повстречались.

О возвращении, поиске работы и профессиональной адаптации

Когда мы решили, что скоро возвращаемся, то начали проходить всякие онлайн-курсы по работе, читать статьи. Сергей попрограммировал на более новых технологиях, чтобы наверстать пропущенное время.

Работу было найти несложно, только это немного затянулось из-за майских праздников, так что получение офферов заняло около трех недель. Можно было бы и быстрее найти, но мы рассчитывали на определенный уровень зарплат и должностей, а наши остатки накопленных денег, привычка экономить и свое жилье могли позволить продержаться без работы еще хоть целый год.

Работодатели реагировали нормально. Некоторым было все равно, лишь бы мы показали свои профессиональные качества, некоторые восхищались.

На работе тоже не было сложностей. Сейчас Сергей Java Team Lead, а я — Scrum Master.

Мой совет — не бояться и попробовать. Жизнь одна, молодость одна, работа никуда не денется, хороший специалист легко найдет новую. А такие впечатления, просиживая в офисе, не получишь :)

Но не рассчитывайте, что будет легко ;)

Мы подумываем о том, что надо бы еще покататься по Африке, Китаю, США, Средней Азии и другим регионам, но еще не знаем когда. В этот раз это было бы небольшое интенсивное путешествие, месяца на три, снова без работы. Работать с плохим интернетом — это раздражало бы и нас, и работодателя, так что лучше не совмещать. Было бы интересно найти удаленную работу и пожить в каком-то приятном месте, но пока что мы не нашли для себя такое идеальное место.

Картина из какого-то азиатского музея :)

Больше о нашем путешествии можно узнать по ссылкам: