Карьера в IT: должность UX/UI дизайнер

Представляем новую статью серии «Карьера в IT». В этой части цикла рассмотрим позицию UX/UI дизайнера — специалиста, отвечающего за соответствие внешнего вида и логики продукта.

UX/UI дизайнер — специалист, который занимается проектированием пользовательских интерфейсов.

По данным DOU, среднему украинскому дизайнеру 27 лет, он имеет зарплату $1000 и 3 года опыта работы в IT. Каждый пятый дизайнер работает удаленно.

Задачи и обязанности

UX и UI — это 2 разных профиля дизайна, но чаще всего задачи по обоим направлениям тесно связаны между собой, а потому их выполняет один универсальный специалист.

Аббревиатура UX расшифровывается как User eXperience и подразумевает, какой опыт/впечатление получает пользователь от работы с продуктом. Задача UX дизайнера — спроектировать такой интерфейс, который позволит достигать нужной цели в использовании продукта максимально простым и удобным путем. К примеру, UX дизайнер анализирует пользовательские сценарии, продумывает логику перехода со страницы на страницу, тестирует A/B.


Термин «user experience design» появился 25 лет назад. Его придумал Дон Норман, бывший вице-президент Apple

«Работа UX дизайнера во многом пересекается с работой бизнес-аналитиков и маркетологов: они анализируют статистику и проводят интервью с пользователями. UX дизайнер проводит много времени в ресерчах, создает портреты пользователей, создает кликабельные прототипы и тестирует их на людях, после чего вносит правки в прототипы и снова тестирует. И только затем можно переходить к UI».

UI — это User Interface, визуальный вид продукта. Задача UI дизайнера — сделать интерфейс целостным, красивым и понятным. UI дизайнер занимается непосредственно отрисовкой интерфейса на основе UX данных и ответственен за то, какие физические характеристики приобретет продукт — например, какого цвета будут элементы интерфейса, удобно ли будет пользователю попадать пальцем в кнопки, читабельным ли будет текст.

UX/UI дизайнер совмещает обе роли — проектирует, как пользователь будет взаимодействовать с интерфейсом и какие шаги ему нужно предпринять, чтобы сделать что-то (UX), а также определяет, как будет выглядеть каждый из этих шагов (UI).

Допустим, UX/UI дизайнеру поручили спроектировать форму регистрации. Ему необходимо продумать, на каком именно этапе нужно выводить эту форму, до какого шага ее можно отложить, как минимизировать вероятность появления ошибки, как лучше сообщить об ошибке, как сделать так, чтобы пользователь ни при каких действиях не попадал бы в тупик (UX). Следующая задача — нарисовать эту форму со всеми необходимыми полями, с хорошим цветовым контрастом, удобочитаемыми шрифтами и правильно расставленными акцентами (UI).

«Если в процессе работы с приложением (веб-сервисом) пользователю ничего не мешает и не раздражает — значит, UX/UI дизайнер правильно выполнил свою работу».

Ключевые обязанности UX/UI дизайнера:

  • сбор информации о проекте и его аудитории;
  • проектирование пользовательских сценариев;
  • разработка стиля, составление инструкций по шрифтам, цветам и размерам;
  • создание макетов и прототипов;
  • отрисовка интерфейса в графических редакторах.

«В мой круг обязанностей входит все, что касается внешнего вида наших продуктов, а также аналитика, касающаяся того как именно пользователи используют наш продукт. Что для них является важным, а что — бесполезным или даже раздражающим».

Проектирование пользовательских сценариев (image source)

Типичный рабочий день включает в себя:

  • работу над приоритетными задачами (проектирование, отрисовка);
  • общение с заказчиком;
  • внесение правок.

Преимущества и недостатки

Профессия привлекает дизайнеров возможностью делать мир лучше, а также своей перспективностью и востребованностью на рынке:

«Нравится думать, что ты способен решить проблему большой аудитории или хотя бы сделать процесс восприятия контента приятнее и интереснее. Интересно ковыряться в людях и пытаться понять, что же им на самом деле нужно, а потом придумывать, как это реализовать».

«Сфера очень интересна тем, что правильные решения дизайнера могут значительно упростить и улучшить качество жизни группы людей, для которой разрабатывается определенный продукт или проект. Также можно многое узнать о различных видах бизнеса в мире, что может быть полезным для основания собственного дела и более глобального взгляда на мир».

«Лично меня бесят тупые приложения, неудобные расположения кнопок в лифтах, непродуманные интерьеры автомобилей — мне нравится делать что-то, что может это улучшить. Этот мир настолько несовершенен (не природа — там все идеально и сбалансирвано), что для толкового дизайнера всегда найдется работа».

«Я училась на программиста-сисадмина, но всегда было интересно делать что-то в Фотошопе. Раньше не было такого количества туториалов, видеоуроков и статей, как сейчас, поэтому большинство функций и возможностей я осваивала методом тыка. Позже решила попробовать Иллюстратор, он был намного сложнее Фотошопа, но прекрасен для создания вектора. Мне нравится создавать что-то новое, что-то полезное и красивое, нравится улучшать и видеть достигнутый результат. Сфера дизайна позволяет всё это осуществлять. Интересно и то, как изменяются тренды, появляются новые программы и фичи, нужно всегда за всем этим следить и постоянно развиваться».

«UX/UI дизайн мне нравится потому, что это очень перспективное направление. Технологии очень быстро развиваются, на смену одним интерфейсам приходят новые, и все их нужно проектировать. Тут можно не только думать о том, выглядит ли интерфейс красиво, но и о том, насколько он удобен и насколько он может решить проблему человека (то ли быстро найти нужную кафешку, то ли заказать билет на концерт, то ли помочь приготовить любимое блюдо). Интерфейсы есть везде: от медицинской техники до автомобилей. Когда машины будут летать, нужно будет, чтоб кто-то продумал взаимодействие их интерфейса с человеком. И это будем мы — UX/UI дизайнеры».

Еще один плюс — возможность работать удаленно (вне офиса работают 20% всех дизайнеров), большой выбор проектов на фрилансе.

Среди минусов профессии дизайнеры называют общение с заказчиками, которые не знают, чего хотят, а также недооцененность коллегами из IT:

«В 80-90% случаев приходится работать без ТЗ с требованиями типа: «Сделай мегакрасиво и мегаконфигурируемо».

«Недостатком профессии считаю отношение к дизайну и дизайнерам в Украине. Почему-то все считают, что если они когда-то открывали Фотошоп, то автоматически могут быть дизайнерами и самостоятельно решать, сколько времени уйдёт на дизайн. Особенно этим грешат неопытные менеджеры и программисты (один менеджер из новичков утверждал, что сделал бы задачу за 30 минут в Пейнте, но у него нет времени на художества)».

«Недостатки — отсутствие сколько-нибудь серьезной школы и отсутствие понимания грамотных процессов и методологий на рынке. В аутсорсе — невозможность отслеживать результат, наращивать свои собственные бест-практиз. В продукте — некоторая монотонность для зрелых и полный хаос для стартапов».

«Минусы — как и во всем ИТ — сидячая работа, страдающие глаза и иногда заказчик, которому надо сделать белый #ffffff еще белее :)»

Как стать и куда двигаться дальше

Первый и главный навык по части UI — освоить графический редактор. Самый востребованный инструментарий — Adobe Photoshop, Sketch, Principle, Adobe Illustrator, After Effects. Для начала можно попробовать перерисовать скриншоты любого мобильного приложения или сайта. Но не просто скопировать (хотя и это нужно уметь), а заметить какое-то неудобство и предложить решение, как сделать лучше.

Также важно понимать теорию цвета, типографику, композицию, эргономику сайта (принципы юзабилити интерфейсов), а также основы маркетинга, бизнес-анализ, психологию. Для более эффективного общения с разработчиками будут полезны навыки верстки (HTML/CSS) и базовые знания JavaScript и фреймворков.

Изучение UX можно начать со знакомства с методологией, почитав книги Нильсена Нормана, Алана Купера, Джефа Раскина, Стива Круга, Алистера Коберна. Более прикладная литература — «The User Experience Team of One: A Research and Design Survival Guide» Leah Buley.

«В современном мире возможностей для реализации множество. Я покупал и продолжаю покупать онлайн-курсы на таких платформах, как Coursera, Udemy, Edx. Смотрю онлайн-конференции от Adobe, Google, читаю техническую литературу, анализирую работы на Dribbble, Behance, Awwwards».

«UX/UI дизайнеру надо изучить классику пользовательского интерфейса: „Не заставляйте меня думать“ Стива Круга, „Дизайн привычных вещей“ Нормана, читать Люка Вроблевски. Необходимо постоянно практиковаться, ставить себя на место пользователя. Найти ментора, который будет указывать на ошибки, давать советы и способствовать росту».

Начать карьеру можно с фриланса на различных англоязычных платформах, также будет полезно испытать свои навыки на чемпионатах, например, Dev Challenge. Это поможет наработать портфолио.

UX и UI навыки и компетенции (image source)

Из личных качеств важны:

  • усидчивость;
  • упорность;
  • креативное мышление;
  • перфекционизм;
  • желание учиться и развиваться;
  • умение слышать критику.

«Человек, который проектирует интерфейсы, — это инженер, он должен обладать сильным аналитическим мышлением, обладать высокоразвитым скилом эмпатии и умением проникать в суть вещей. Конечно, есть еще практические навыки — это владение различными технологиями и инструментами, но это, как правило, на втором месте, человек должен быть инженером по натуре. А стать не сложно, если над этим усердно работать, читать книги и статьи по дизайну (композиция, цветоведение, типографика) и по психологии (нужно понимать, как человек делает выбор и как работает его мозг), ходить на лекции и воркшопы и очень много практиковаться».

Возможные карьерные пути UX/UI дизайнера:

  • совершенствоваться как дизайнер, повышать рейт (если фрилансер);
  • осваивать смежные направления, развиваясь как дизайнер продукта, VR дизайнер, VFX дизайнер, Game дизайнер;
  • дорасти до позиции Арт-директора (Head of Design);
  • развиваться как Product Manager, если хочется переключиться с дизайна на управление продуктом в целом;
  • стать Project Manager, если интересно координировать людей;
  • заняться версткой, если больше интересен технический аспект;
  • освоить программирование и стать UI-разработчиком;
  • попробовать себя в маркетинге или бизнес-анализе.

«Технологии очень быстро развиваются и всё время появляется что-то новое, для всего нужен свой специфический дизайн, есть свои требования и особенности. А мы, дизайнеры, будем помогать всему этому становиться лучше, красивее и удобнее :)»


Благодарю за помощь в написании статьи Юлию Бондаренко, Максима Паливоду, Марину Поповиченко и 25 других украинских дизайнеров, которые рассказали DOU о своей должности. Приведенные в статье цитаты взяты из их рассказов.

См. также cтатьи о других специальностях в IT.

Похожие статьи:
Статья написана в соавторстве с Дмитрием Ховричем и Мэри Ротарь, Co-Founder IAMPM. Недавно мы с Дмитрием проводили вебинар о том, что же...
Це новий випуск YouTube-рубрики «X питань», де ми розпитуємо представників різних спеціальностей про їхній фах і те, що турбує...
Всеволод Шашарин — Front-end Developer родом из Беларуси, в 2015 году приехал в Украину как политический беженец. Мы расспросили...
17 октября 2016 года в CyberBionic Systematics начнутся курсы для Frontend — как для новичков, так и для специалистов, уже имеющих...
В выпуске: .NET Container Images, Rest vs. GraphQL, почему шардинг — это непросто, коференция .NET Fest 2018. .NET Dissecting new generic constraints in C#...
Яндекс.Метрика