Что разработчики не знают о своих зарплатах? Часть 2: Предел роста

В первой части мы рассмотрели механизм распределения расходов сервисной компании и поговорили о средних рейтах разработчиков. Сегодня я расскажу о том, как формируются индивидуальные рейты сотрудников и какие есть способы для их увеличения.

Данные для статьи взяты из квартальных отчетов публичных компаний — EPAM, Luxoft, Geometric, Globant.

Как формируются зарплатные вилки

Попробуем смоделировать несколько примеров и посмотрим, какие факторы влияют на зарплату конкретного сотрудника. Например, у нас есть self-managed developer, он работает на проекте один, у него нет ни начальников, ни подчиненных, ни тимлидеров. Клиент платит за него деньги, а компания платит ему зарплату. Сколько компании платить такому сотруднику? Допустим, что в данной компании фонд оплаты труда — 60%, Billability — 70%, а клиент платит $35-45 в час в зависимости от квалификации. Тогда расчет по формуле Customer Rate * %Salary * Billability (подробней о формуле — в предыдущей статье) показывает эффективный для данной компании размер оплаты работы такого сотрудника: $35-45 * 60% * 70% = $14.7-18.9 в час.

Для self-managed QA Engineer этот диапазон составит $12.6-14.7 в час — при условии, что клиент платит $30-35 в час в зависимости от квалификации тестировщика.

Обратите внимание, что цифры приблизительные, я показываю принцип расчета и порядок величин.

Теперь давайте возьмем тимлидера, у которого есть парочка подчиненных. Например, такая команда из трех человек: синьор (он же тимлидер), миддл и джуниор. Тогда часть денег можно перераспределить таким образом, чтобы средняя зарплата по команде осталась неизменной. Тимлидер получит добавку за счет миддла и джуниора, что вполне справедливо, поскольку он, помимо основной работы, обучает и контролирует команду. Допустим, средний рейт заказчика для такой команды составляет $37.5 в час. Тогда средняя зарплата по команде составит $15.75/час. Если рейт миддла равен $15 в час, а рейт джуниора — $10 в час, то опытному тимлидеру можно платить $22.25 в час.

По такому же принципу рейт тимлидера команды из 3-5 человек, а точнее, верхняя его граница, может вырасти еще примерно на 10-15%.

Естественно, компании никогда не считают эти цифры по командам, но ориентируются на такие показатели в среднем по компании. То есть у тимлидера определенного уровня синьорности зарплата, скорее всего, будет в конкретном диапазоне, который в целом по компании считается разумным.

Как повлиять на рост своей зарплаты

Мы видим, что потолок зарплат всё же существует. Есть ли какие-то способы его «пробить»?

С точки зрения начинающего разработчика, самое естественное — стать хорошим специалистом в какой-то конкретной области программирования: специализация на языке, технологиях (front-end, back-end, мобильные приложения), фреймворках и т.д. Но нужно учитывать, что рано или поздно экстенсивный рост замедляется, и для дальнейшего роста зарплаты ваш рост должен опережать средний по индустрии, потому что в программировании, если не растешь, то деградируешь.

При достижении определенного уровня дальнейший профессиональный рост становится возможным за счет освоения смежных областей — новых языков программирования, платформ, фреймворков и т.д. Сотрудники, которые на одном проекте могут применять свои знания в разных областях, стоят больше. Хочу подчеркнуть, что я не говорю о фрилансе.

Следующий шаг в профессиональном развитии — это специализация на предметной области. Можно разобраться в специфике банковского дела, здравоохранении, инженерных задачах — за таких экспертов заказчики готовы платить существенно больше. Но есть и обратная сторона такой специализации: в таком случае ваша экспертиза будет применима в какой-либо узкой области, то есть при смене предметной области ваша зарплата может даже упасть.

Разумеется, есть множество других способов повышения своего дохода: смена места работы, переезд в другой город или страну, переход во фриланс и т.д. Этой теме посвящено множество статей.

Чем обусловлен рост зарплат с точки зрения компаний

С точки зрения компании рост уровня зарплат может быть обусловлен следующими факторами: ростом рейтов на стороне заказчика, ростом компании и attrition (замена одних сотрудников другими). Рассмотрим возможный вклад каждого из этих факторов.

Существует инфляция на стороне заказчика: через некоторое время работы над проектом компания вправе сказать клиенту, что у определенных сотрудников уровень вырос, и попросить прибавить несколько процентов к зарплате. Обычно такой запрос делается не чаще, чем раз в год. Кого-то продвинули в тимлидеры, кто-то стал миддлом, синьором — заказчик вполне в состоянии такие вещи воспринять, если он видит реальные результаты. У некоторых сотрудников уровень особо не меняется, с точки зрения клиента им делать прибавку нерационально. Таким образом, на круг по всей компании выходит 2-3% прибавки.

Также существует эффект нового заказчика — обычно attrition клиентов составляет 20-25%. Это значит, что в течение года какие-то контракты заканчиваются, но появляются новые. Этим клиентам компании продают освобождающихся сотрудников, но стараются это сделать по несколько более высокому рейту. За счет такого естественного attrition можно получить еще 2-3% в среднем по компании. В сумме такой рост рейтов дает увеличение доходов на 5%, часть которых можно пустить на прибавку к зарплатам пропорционально фонду оплаты труда.

Но зачастую зарплаты растут гораздо быстрее: за год зарплаты отдельных сотрудников могут вырасти на 20-30%, а джуниоров — на 50% и больше. Здесь самое время вспомнить про рост компаний и attrition. Средний рост IT отрасли в Украине составляет около 20% в год. Этот рост обеспечивается за счет джуниоров начального уровня, так как массового переезда опытных разработчиков в Украину пока не наблюдается. Конечно, есть переходы между компаниями, но основной источник роста по отрасли — это всё же джуниоры. Средний рейт по компаниям — $10-15 в час, а средний рейт найма — $10 в час. За счет этого эффекта можно накинуть к зарплате «ветеранов» порядка 5% с тем, чтобы средний рейт оставался более-менее на том же уровне. Естественно, эта прибавка зависит только от роста компании.

Теперь подробнее остановимся на attrition. Про негативную сторону говорить не буду, об этом все наслышаны. В каждой компании есть распределение между джуниорами, миддлами и синьорами. Обычно джуниоров может быть несколько больше трети, а синьоров несколько меньше. Допустим, attrition составляет 10-15% — это нормальные цифры по индустрии. Из каждой категории по разным причинам уходит приблизительно одинаковый процент: кто-то уезжает за границу, кто-то переходит в другую компанию, кого-то увольняют. Для того, чтобы восполнить рост, то есть attrition + рост 20-25%, компании нужно нанять 40% новых сотрудников. И приходят, в основном, джуниоры. Таким образом, за счет эффекта attrition — замены людей более опытных на менее опытных — можно добавить «ветеранам» еще порядка 5%. Естественно, нужно стараться не снижать уровень сервиса заказчику, но в данной статье мы рассматриваем только финансовый аспект.

Давайте сложим теперь всё, что даёт прирост к зарплате: 2-3% «инфляционного» роста, 4-6% — рост компании и 4-6% — attrition. В сумме это означает, что зарплаты в среднем по компании могут вырасти на 10-15%. Но нужно понимать, что это не гарантирует 10-15% роста зарплаты каждому сотруднику. У синьоров и экспертов зарплаты растут намного меньшими темпами, чем у быстро прогрессирующих джуниоров.

Что мы имеет на практике

Посмотрим теперь, подтверждается ли теория практикой. Согласно обзорам DOU, в 2014 году в Украине было 75 000 IT специалистов, а в 2015 стало 90 000, то есть рост составил 20%. При этом средняя зарплата упала на 5%. Страх и ужас, индустрия загибается, зарплаты падают! Но весь прирост по индустрии в целом идет за счет джуниоров, причем начинающих — студентов, выпускников и тех, кто переквалифицировался из других специальностей.

Attrition в целом по Украине — порядка 5%. Это люди, которые уезжают из страны или уходят из IT в другие отрасли. Attrition по Украине меньше, чем attrition в компаниях, потому что здесь не проявляются переходы между компаниями. Если мы эти факты учтем, то получим в сумме 25% «свежих» джуниоров, и увидим, что в действительности «ветераны» получили прибавку в 12,5%, что хорошо согласуется с нашими расчетами.

В заключительной статье цикла мы рассмотрим, пожалуй, самые «мифологизированные» вопросы — куда девается прибыль компаний и зачем компаниям нужен рост.

Похожие статьи:
IT Education Center объявляет очередной набор на курс по IP-телефонии Asterisk. Овладей навыками администрирования современной цифровой АТС! Старт...
У новому випуску DOU Podcast обговорюємо рейтинг мов програмування (про живіший всіх живих php теж було), помилки на старті кар’єри, публічні...
Команда українських фахівців виграла міжнародний хакатон NASA Space Apps Challenge 2023. Загалом у ньому брало участь понад 5500 команд з усього...
16 травня Уряд ухвалив розроблений фахівцями Держспецзв’язку Порядок проведення Bug Bounty для державних установ та приватних...
Как мы уже писали, официальный анонс смартфона Oppo R9 запланирован на 17 марта. Теперь в Интернет попал новый рекламный постер...
Яндекс.Метрика