Разработчик проекта MarsHopper — о марсоходе на сухом льде и борьбе украинцев за лидерство на хакатоне NASA

В этом году в международном хакатоне NASA SpaceApps Challenge 15 310 участников из 61 страны разрабатывали 1178 проектов. Украина приняла участие в конкурсе впервые и была представлена двумя городами — Киевом и Кировоградом. Проект команды из Киева, марсоход MarsHopper, вошел в ТОП-5, и сейчас — до 21 мая — продолжается голосование за первое место.

Андрей Музыченко из киевской команды рассказал DOU об участие в хакатоне, идее проекта и перспективах Украины в освоение космоса.

— Андрей, расскажи немного о себе. Когда заинтересовался программированием, как обучался?

Интересоваться программированием начал еще в школе. Хотя, все началось из любви к «железу». Помню, любил разбирать и собирать электронный конструктор и делать из него разные интересные вещи. Про Arduino и Raspberri Pi тогда еще даже не задумывались. В шестом классе чисто случайно взломал игру через подмену данных в RAM и выиграл MP3 плеер — это и был первый опыт. Далее занимался администрированием и мелким ремонтом ПК и ноутбуков. Сейчас продолжаю этим заниматься и учусь в университете по профилю защиты информации. Жаль, но в программировании опыт еще небольшой. Сейчас ударными темпами наверстываю и закрываю пробелы в знаниях. В основном пробую свои силы в Java, но пока с переменным успехом.

— Как ты попал на хакатон NASA SpaceApps Challenge?

Все началось за три недели до хакатона на BootCamp, который я пропустил. Про сам хакатон я узнал из СМИ. Мне интересен подобный формат мероприятий, он позволяет творить. Только подумайте — люди из разных отраслей собираются вместе и делают что-то, до чего в повседневной жизни они бы не додумались.

На хакатоне я познакомился с ребятами, которые уже сформировали команду на BootCamp и заложили фундамент будущего проекта. Проект был достаточно интересным и сразу привлек мое внимание.

— Кто вошел в вашу команду?

Нас 7 человек, расскажу кратко о всех:
— Александр Буткалюк — инженер-механик, конструктор, автор идеи.
— Павел Правдюков — Big Data инженер, помогал делать физические расчеты.
— София Буткалюк — ученица 6-го класса лицея, первой предложила использовать СО2.
— Николай Денисенко — продюсер, химик, сделал первую 3D модель хопера.
— Вячеслав Осауленко — аспирант НТУУ «КПИ». Сделал физически расчеты.
— Илля Рубинский — программист, сделал вклад в разработку компьютерной модели.

И я — инженер-техник, принимал участие в создании первого прототипа и работал со СМИ.

Некоторые из нас были знакомы и до хакатона, но основная часть команды познакомились на мероприятии.

— Как родилась идея Mars Hopper‬?

NASA предоставила шесть направлений — «Аэронавтика», «Путешествие на Марс», «Космическая станция», «Технологии», «Планета Земля» и «Солнечная система и дальний космос».

Мы выбрали Марс. Задание от NASA заключалось в том, чтобы сделать средство передвижения для красной планеты. Эта тема нас заинтересовала, так как это был один из немногих проектов, который основывался не только на коде. Здесь можно было творить в живую и прикоснуться ко всему руками.

Сначала мы думали о идее «реактивного ранца», но потом решили, что толку от ранца не будет, так как на красную планету поначалу полетят дроны. Но проблема состоит в том, что на Марсе нет источника энергии. Я имею ввиду, что горючее в дрон не зальешь и аккумуляторы от солнечных батарей не зарядишь (привет фильму Марсианин).

Поэтому мы решили спроектировать беспилотный летательный аппарат для исследования полярных шапок Марса и их окрестностей, который в качестве топлива будет использовать CO2 (сухой лед) — в период зимы на полярных шапках выпадает достаточное количество этого вещества. Идея заключается в том, чтобы делать его забор и с помощью ядерно-изотопного реактора переводить его из одного агрегатного состояния в другое. В результате быстрое высвобождение энергии создает реактивную тягу, далее переходит на винты — таким образом, хопер будет как бы «прыгать» по Марсу, снижаясь для забора топлива и разгоняясь после его получения.

Надо сказать, сама концепция с СО2 не очень любима в NASA, они предпочитают более калорийное топливо. Мы очень сильно рисковали и понимали, что нас просто могут отстранить. Но в результате наши смелые взгляды стали залогом успеха.

Вторая проблема — это навигация. Так как на Марсе нет группы спутников наподобие GPS и нет магнитного поля, то нам придется делать систему, которая получает данные из камер, построенных по стереоскопическому методу. Под эти камеры нужно будет разработать и обучить нейронную сеть, которая сможет визуально ориентироваться на местности.

— На каком этапе готовности находится проект? Что на данный момент реализовано?

У нас есть пару прототипов и некоторые системы хопера по отдельности. Также мы имеем компоновку и компьютерную модель, сделали базовые расчеты. За 48 часов реализовать больше было невозможно.

— Какие дальнейшие планы по развитию проекта?

Мы собираемся сделать два прототипа, один для наземных испытаний, второй для тестов на высоте 30-40 тыс. метров. Нами заинтересовалось Украинское Космическое Агентство.

Все материалы, расходники и знания есть в Украине. И вполне не теоретически, а именно практически мы может сделать этот летательный аппарат в Украине.

— А что обещают в NASA за первое место?

Если мы победим в хакатоне, то нас пригласят в США на запуск ракеты в центр управления полетами.

Также про наш проект узнают во всем мире. И мы сможет прославить нашу страну. Не зря в СМИ начали сравнивать NASA Space Challenge с Евровидением, называя его аналогом, но в космической сфере :)

— Как ты считаешь, у нашей страны есть потенциал в ракурсе науки?

Украинская наука, так как и страна, должна находится на подъеме, но как говорит один украинский журналист: «Але, є одне але». Украина очень богата на умных людей, да и молодежь достаточно технологична. Проблема в другом — у нас не очень много мест, где это можно реализовать, и государство не стремится их развивать. Но в данный момент такие места начали появляться за счет меценатов и тех, кому не все равно. Да и государство начало понимать, что отставание в технологическом плане в данный период истории равен самоликвидации с мировой арены.

У жителей нашей страны изменилось восприятие, теперь мы не боимся перемен, мы хотим меняться и делать все ради этого. Такие изменения в обществе приведут к успеху и процветанию не только научную сферу, но и подтянут за собой все остальные. Главное — подтянуть рукава и начать делать, а все остальное решится в процессе.

Приглашаем поддержать украинскую команду — для этого надо зарегистрироваться и проголосовать. Голосовать можно один раз в день.

Похожие статьи:
Зі зростанням популярності ІТ-професій збільшується і кількість охочих здобувати профільну технічну освіту у вишах. В Україні...
Хэллоуин — почитаемый праздник для украинских IT-компаний: уже который год 31 октября в офисах оживают монстры и воскресают...
Єдиний електронний реєстр військовозобов’язаних «Оберіг» вже функціонує та постійно наповнюється інформацією. Про...
З 27 по 29 вересня у Львові проходила технологічна конференція IT Arena 2024. Під час конкурсу стартапів розробники...
Платформа диджитал-аналітики Similarweb близько 6 років працювала як аутстаф-команда в складі Ciklum. Тепер...
Яндекс.Метрика